Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Минтрансу не удалось изгнать Ахметова из порта

[09:18 08 декабря 2009 года ] [ Дело, 8 декабря 2009 ]

Хозсуд Донецкой области стал на сторону компании холдинга “Метинвест” в споре с Мариупольским морпортом. Вердикт может стать прецедентом в судебных спорах властей со стивидорами

Стивидорная компания “Скиф Шиппинг”, входящая в структуру холдинга “Метинвест” Рината Ахметова, выиграла судебный спор у ГП “Мариупольский морской торговый порт” (ММТП). Причиной для разбирательства послужил договор о совместной деятельности, который стороны заключили в июле 2006 года.

В 2009 году Мариупольский морпорт по поручению Государственного департамента морского и речного транспорта Минтранссвязи подал иск в Хозяйственный суд Донецкой области с требованием расторгнуть документ. Однако в конце прошлого месяца в его удовлетворении истцу было отказано. В решении суда отмечается, что поручение ведомства не может служить законным основанием для разрыва договора, так как только стороны, его заключавшие, имеют право определять его условия и срок действия.

Кроме того, суд констатировал: апелляция морпорта в исковом заявлении к распоряжению правительства — безосновательна, так как в документе рекомендуется разорвать лишь те договоры, которые грозят государству отчуждением собственности и являются “неэффективными”. Однако этого в ходе судебных разбирательств морпорт не смог доказать.

Для Рината Ахметова победа над Мариупольским портом крайне важна. Дело в том, что стивидорная компания “Скиф Шиппинг” является важным звеном логистической цепочки. Она обеспечивает перевалку грузов, которые идут на экспорт с основных металлургических предприятий холдинга “Метинвест” — “Азовстали”, Енакиевского металлургического комбината, Макеевского метзавода и Харцызского трубного завода.

Изначально идея расторгнуть договоры о совместной деятельности между государственными морскими портами и частными стивидорными компаниями принадлежит Кабинету Министров. В распоряжении №703-р “Вопросы заключения некоторых договоров”, опубликованном в мае прошлого года, правительство рекомендовало аннулировать те договоры, которые противоречат интересам морских портов. А в марте 2009-го Государственный департамент морского и речного транспорта Минтранссвязи, руководствуясь правительственным распоряжением, обязал морские порты расторгнуть со всеми стивидорами договоры о совместной деятельности.

Эти два документа были указаны в исковом заявлении Мариупольского морского торгового порта (ММТП) в качестве причины, по которой он требует аннулировать договор со “Скиф Шиппинг”. Тем не менее решение Хозсуда Донецкой области показало, что у Минтранса нет полномочий для того, чтобы обязать морпорты разрывать договоры со стивидорами в одностороннем порядке.

К тому же морпорт не сумел доказать, что “Скиф Шиппинг” посягает на госсобственность и работает неэффективно. По условиям договора, эффективность работы компании определяется объемами перевалки грузов. Согласно документу, “Скиф Шиппинг”, начиная с 2006 года, за 10 лет обязалась довести перевалку металлогрузов на причале №10 ММТП до 1,8 млн. тонн в год. Суд постановил, что порт не сумел доказать, что это условие было нарушено. А следовательно, договор нельзя признать неэффективным.

Заложники Минтранса

То, что стивидорная компания работает эффективно, признают и сами портовики. Как сообщил “ДЕЛУ” начальник по эксплуатации ММТП Юрий Балан, “Скиф Шиппинг” обеспечивает порту грузопоток в размере 200 тыс. тонн в месяц за счет перевалки металлопродукции.

Балан поясняет, что порт стал заложником ситуации. ММТП просил Минтранс сохранить договор о совместной деятельности в силе. Однако в просьбе было отказано. И после того как вопрос об аннулировании договора не удалось решить со стивидором мирным путем, ведомство обязало госпредприятие обратиться в суд.

Как сообщалось, всего сегодня в судах рассматривается 6 дел по договорам о совместной деятельности морских портов с частными компаниями. При этом до того как обратиться в суд, представители некоторых портов обращались в министерство, настаивая на том, что их устраивает форма сотрудничества с частными компаниями. Также портовики просили Минтранс рассмотреть возможность сохранения договоров о совместной деятельности с компаниями. Но по данным “Дела”, ни один порт так и не получил разрешения от министерства. В итоге решение ведомства привело к тому, что украинские морские госпорты были втянуты в судебные тяжбы.

Эксперты отмечают: решение Хозсуда Донецкой области показывает, что единственная возможность у портов расторгнуть договор о совместной деятельности со стивидорами — это доказать неэффективность работы последних, которая и определяется самим договором. Если же условия документа не нарушаются, то Минтранс не имеет права требовать аннулирования такого договора.

Сильное звено Ахметова

Аннулирование договора о совместной деятельности “Скиф Шиппинг” с ММТП могло заставить “Метинвест” искать альтернативные порты для обеспечения экспортных отгрузок, которые сегодня идут через Мариупольский порт с основных металлургических предприятий холдинга. Так, за 9 месяцев 2009 года, по данным инвесткомпании Astrum Investment Management, Енакиевский меткомбинат, Макеевский метзавод и “Азовсталь” поставили на экспорт 3,61 млн. тонн металлопродукции. При этом около 70% этой продукции прошло через “Скиф Шиппинг”. “Часть грузов могла уйти в Севастопольский порт — на “Авлиту” (стивидорная компания, входит в структуру “Метинвеста”). Я далек от мысли, что туда ушел бы весь груз. Но это была бы довольно большая часть”, — отмечает Юрий Балан.

Однако такой вариант вряд ли стал бы выходом из положения для “Метинвеста”. Холдинг не заинтересован в том, чтобы переориентироваться на другие порты. Во-первых, ММТП ближе всего находится к производственным предприятиям компании Ахметова. Основные металлургические активы “Метинвеста” расположены в Донецкой области, рядом с Мариупольским морпортом. И расстояние от каждого из заводов до порта не превышает 150 км. А, например, от крупнейшего предприятия холдинга — “Азовстали”, которая расположена в Мариуполе, до Севастопольского морпорта более 750 км. К тому же от Мариуполя нет прямой железнодорожной ветки до Севастополя. И все грузы придется везти через Донецк.

Во-вторых, Ринат Ахметов давно планировал на базе севастопольской компании создать терминал, который мог бы принимать импортный уголь. Напомним, в этом году “Метинвест” закрыл сделку по приобретению американской шахты United Coal. И именно через “Авлиту” должно будет поставляться сырье из США на украинские предприятия холдинга. Как ранее сообщала пресс-служба компании, общий объем инвестиций в угольный терминал должен составить 850 млн. грн. После реализации проекта перевалка металлопродукции будет занимать незначительную часть в общем объеме обрабатываемых компанией грузов. Поэтому для сохранения бесперебойных экспортных поставок “Метинвесту” принципиально важно было сохранить договор о совместной деятельности с Мариупольским морским торговым портом.

Виталий ЕРМАКОВ

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.