Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Конец комфортного “кризисования”

В Германии прошли акции протеста против… успехов правительства.

Германия в недавнем времени оказалась в центре внимания международных аналитиков, и вовсе не из-за скандала с украинским министром внутренних дел. В то время когда в США и некоторых других странах кризис, предположительно, идет на спад, в немецкой экономике все только начинается. Причем ситуация ухудшается стремительно. На днях в Берлине прошли многотысячные демонстрации социального протеста, которых ничто не предвещало еще две недели назад. И это только начало больших волнений — пик кризиса в ФРГ ожидают зимой будущего года…

Как признают сами немцы, “кризисовать” им было комфортнее, чем жителям других европейских стран, особенно восточных. Если для украинцев снижение зарплат дополнилось ростом цен, то в Германии с начала года цены, наоборот, снижаются, особенно на продукты питания.

Немецкие магазины-дискаунтеры пошли по пути еженедельных распродаж, приправленных массированной рекламой. Как отмечают местные СМИ, молоко и масло в Германии уже давно не стоило так дешево, как сейчас: цены снижены почти вдвое по сравнению с 2008 годом. Да что говорить про прошлый год: по некоторым данным, сейчас в стране выставлена самая низкая цена на масло за последние 60 лет!

То же касается мясных продуктов, овощей и сыров. В среднем цены упали от 30 до 50% на почти 3000 наименований продуктов. Это позволило торговым сетям удержаться на плаву за счет увеличения оборота. А национальным товаропроизводителям — не уменьшать производство и за счет этого компенсировать снижение прибыли.
Чтобы сохранить покупательную способность населения, власти потратят 18 млрд. евро на поддержку системы образования, повышение пособий по безработице и выплат гражданам с детьми.

Тем же, кто хочет сделать покупки покрупнее, чем пачка масла (например, выбирает новый автомобиль), государство готово выдать единовременно 2,5 тыс. евро. Обязательное условие — нужно уже иметь машину, старая машина должна быть не моложе девяти лет, а новую машину нужно приобрести и получить в текущем году. Думаю, излишне говорить, что автомобиль нужно покупать только немецкого производства.

Все перечисленное выше — это не аукцион невиданной щедрости из федерального бюджета, а целенаправленная стратегия по спасению немецкой экономики от краха, которая, несмотря на свою продуманность и грамотность, все равно не принесла заметного результата. Пока.

Дело в том, что, по утверждению западных обозревателей, в Германии нет финансового кризиса, как, скажем, в США. Но есть другая проблема, оказавшаяся даже серьезнее, чем расхлебывание последствий “ипотечного пузыря”: непреодолимая экспортозависимость.
Как утверждает министр экономики ФРГ Михаэль Глос, страна до сих пор является чемпионом мира по экспорту. Немцы производят автомобили, станки, оборудование, бытовую химию, фармацевтику, продукты питания, металл, спортивные и повседневные товары для всего мира. Но из-за всемирной рецессии сократился глобальный потребительский спрос. А внутренний рынок не в состоянии проглотить все то, что вырабатывает немецкая промышленность, даже несмотря на правительственное стимулирование и миллиардные “вливания в спрос”.

Неудивительно, что проблемы в экономике Германии начали обостряться весной, когда у остальных стран окончательно исчерпался “запас прочности”, накопленный за время мирового экономического роста. И прежде всего это касается России.

Именно Россия является причиной головной боли для Германии. Промышленное оборудование, станки, машины, автомобили из страны, проигравшей во Второй мировой войне, последние годы в огромном объеме экспортировались в страну-победительницу. Но из-за падения цен на нефть и газ у России стало гораздо меньше денег. К тому же, как и любая страна, Россия сейчас принимает определенные протекционистские меры. В совокупности с резким падением курса рубля это очень заметно снизило интерес предприятий и граждан нашей необъятной соседки к немецкой продукции.

И как только в России стали меньше покупать продукции автоконцерна Opel, правительство ФРГ приготовилось к банкротству компании, входящей в американскую корпорацию General Motors. Судьба Opel решится в ближайшие дни. До конца мая General Motors должна представить план спасения. Однако, согласно поступающей информации, банкротство General Motors становится все более вероятным. Поэтому параллельно свои концепции спасения Opel готовят потенциальные инвесторы. В числе наиболее перспективных кандидатов на скупку акций потенциального банкрота называют итальянский концерн Fiat и канадско-австрийский концерн Magna.

Происходящее с Opel характерно и для других компаний ФРГ. Еще в январе Михаэль Глос официально заявил на заседании Бундестага, что Германия находится сейчас в состоянии самой тяжелой рецессии за всю историю страны, включая и послевоенные годы.

А на днях стало известно, что по итогам первого квартала ВВП сократился на беспрецедентную величину — 3,8%. Это самое значительное снижение объема производства после начала учета квартальных экономических показателей в 1970 году. И уже четвертое подряд сокращение ВВП ФРГ: во втором и третьем кварталах 2008 года данный показатель снизился соответственно на 0,5%, в четвертом квартале — на 2,2%.

При этом федеральное правительство больше занимается проблемами национализации ипотечного гиганта Hypo Real Estate (HRE), на спасение которого уже потрачена рекордная сумма в 102 млрд. евро и который был изначально выделен как “плохой актив” при покупке Bavarian Hypovereinsbank банком Unicredit, чем удержанием на плаву таких системных компаний, как Opel.

Это вызывает недовольство профсоюзов, которые опасаются роста безработицы выше прогнозной. По данным немецкого издания Spiegel, которое ссылается на Институт по исследованиям рынка труда и профессиональной квалификации (IAB), на конец 2009 года количество безработных достигнет 3,7 млн. человек. Это на 430 тысяч больше, чем в прошлом году, и на 200 тыс. — чем в официальных прогнозах правительства ФРГ. В свою очередь эксперты Гамбургского института мировой экономики полагают, что в 2010 году число не имеющих работы превысит 4 млн. человек. А ввиду падения налоговых сборов пособий на всех может не хватить.

Неудивительно, что Объединение немецких профсоюзов сумело вывести на демонстрации в Берлине больше 50 тыс. человек. Таких многолюдных митингов Германия уже давно не помнит. Что, по мнению экспертов, свидетельствует о глубине внешне спокойного немецкого кризиса.

Правда, есть и другая версия. Она заключается в том, что сейчас идет своего рода “весеннее психологическое обострение” протестных настроений. Напомним, что недавно в Греции общенациональная забастовка парализовала работу аэропортов. Акции социальных протестов также состоялись в Будапеште, Праге и других европейских городах. Но практически нигде они не заставили правительства пересмотреть свои планы и спасать экономику по другим правилам игры.

Егор СМИРНОВ

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.