Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Как не проворонить экономику нового времени

[16:39 06 октября 2010 года ] [ День, № 180, 6 октября 2010 ]

Мартин Райзер: За одно поколение украинцы вполне могут достичь европейских стандартов жизни.

Украина находится на старте нового этапа всемирной глобализации, характеризующегося кардинальными изменениями экономической структуры ведущих государств мира. Финансовый кризис 2008 года заставил настоящих экономических монстров (США и страны Европы) обновить свой экономический арсенал, который в ближайшем будущем неотвратимо приведет к очередному перераспределению мировых рынков сбыта. Как при этом отвоевать “свое”, украинским властям решили посоветовать специалисты Всемирного банка, презентовавшие новый меморандум под названием “Стратегический выбор для ускорения и поддержки роста в Украине”. На 120 страницах этого документа подан перечень рекомендаций относительно того, как быстро и максимально безболезненно достичь экономического чуда в нашем государстве. Об условиях построения в Украине экономики нового времени “Дню” рассказал директор Всемирного банка в Украине, Беларуси и Молдове Мартин РАЙЗЕР.

— В резюме к меморандуму об экономическом развитии Всемирный банк достаточно высоко оценивает будущие роль и место Украины на европейской территории. Какие экономические резервы позволяют делать такие прогнозы?

— Оглядываясь на два десятилетия перехода к рыночной экономике, создается впечатление, что Украина еще не полностью использовала свой потенциал. Проанализируем хотя бы деятельность сельского хозяйства. Сегодня урожайность сельскохозяйственных культур в Украине составляет всего одну треть от урожайности культур, выращенных на подобных землях в Европе. Или рассмотрим аэрокосмическую или машиностроительную отрасли. Традиционно Украина имеет мощный потенциал инженеров и специалистов для успешной работы этих отраслей. Однако широкого доступа к мировым рынкам сбыта пока что нет. Похожая ситуация наблюдается и в остальных отраслях. Поэтому полное использование всех отраслевых мощностей позволит украинской экономике ежегодно расти на 7 — 8% ВВП. На наш взгляд, Украина имеет хорошие шансы стать двигателем экономического роста в Восточной Европе. То есть впереди очень значительные экономические возможности. Но чтобы их реализовать, важно эффективно использовать все преимущества своего географического положения, богатые природные ресурсы и квалифицированную рабочую силу.

То есть нужно срочно проводить глубокие структурные реформы. В 2000 — 2008 годах страна имела средние показатели роста экономики (около 7% ВВП в год) по сравнению с другими странами региона. Это помогло существенно снизить уровень бедности среди населения: с 47% в 2002 году до 16% в 2009 году. Вместе с тем серьезным реформированием экономики никто не занимался, потому что с 2005 по 2009 год внутри государства продолжалась сильная борьба за власть. Нынешний же финансовый кризис, вызвавший падение ВВП на 15% в 2009 году, и медленные темпы восстановления мировой экономики доказывают: предыдущая модель экономического развития уже не может стимулировать движение Украины вперед. Главные факторы докризисного роста — быстрое улучшение условий внешней торговли и значительный приток иностранного капитала, который особенно усилился после 2005 года, — уже не будут играть ведущую роль в становлении отечественной экономики.

В меморандуме поданы рекомендации Всемирного банка о том, какие меры следует принять украинским властям для построения новой, более эффективной и мощной экономики. Рекомендации направлены на решение трех основных проблем: преодоление фискального кризиса, улучшение инвестиционного климата и реформирование государственного сектора, судебной и административной систем. От того, какие решения примут руководители Украинского государства сегодня или в течение следующих трех лет, будет зависеть общий сценарий дальнейшего развития страны. Он может быть либо набором хаотических мероприятий с низкими темпами роста, либо путем быстрой модернизации экономики, который превратит Украину в локомотив Восточной Европы.

СТАТЬ УСПЕШНЫМ БЛАГОДАРЯ ЗНАНИЯМ

— Как, с вашей точки зрения, изменилась украинская экономика на протяжении двух лет кризиса?

— Конкретные итоги подводить рановато, так как кризис в некоторой степени еще продолжается. Однако уже сейчас можно говорить, что деятельность компаний стала более взвешенной и продуманной. До кризиса все пытались покупать как можно больше активов и в целом увеличивать оборот компаний и холдингов. Приносят ли эти активы прибыль — было второстепенным вопросом. Теперь ситуация изменилась. Компании, наоборот, значительное внимание стали уделять именно прибыльности. Увеличились и инвестиции в освоение новых производственных технологий, что в перспективе сделает украинский бизнес более конкурентным на мировых рынках. Чтобы закрепить эти позитивные эффекты от кризиса, власти нужно отказаться от практики экономических реформ по сценарию “один шаг вперед, а потом два назад”.

— Основной месседж обновленного меморандума — строительство экономики нового времени. Что вкладываете в это понятие?

— Двигателями новой украинской экономики должен стать рост производительности труда и внедрение инноваций во все сферы жизни. И без усиления конкуренции между предприятиями на рынке этого достичь нельзя. В моем понимании обновленная украинская экономика даст возможность каждому стать успешным благодаря его собственным знаниям, а не благодаря персональным связям.

— Как быстро ее можно построить?

— Если в течение 10 лет экономика ежегодно будет расти на 7 — 8% ВВП, то Украина догонит уровень доходов населения новых стран — членов ЕС. Сохранение таких темпов роста еще на 10 лет выведет вас на уровень государств Центральной и Восточной Европы. То есть за одно поколение возможно достичь вполне приемлемых европейских стандартов жизни. Вместе с тем существует много сфер, где ждать не нужно: три-пять лет — и реформы будут проведены (сектор предоставления государственных услуг, отдельные аспекты образования, науки и здравоохранения, жилищно-коммунальные услуги).

— Ваши прогнозы об экономических перспективах Украины очень обнадеживающие и оптимистичные. Но они не совсем вписываются в обозначенную Президентом Украины задачу — до 2020 года войти в двадцатку самых развитых стран мира.

— Я смотрю на это несколько иначе. Очень хорошо, когда лидеры государства ставят перед собой амбициозные задачи. Этим они демонстрируют, что уже не думают о следующих выборах, а формируют четкое виденье развития страны на следующие 10 — 20 лет. Лично для меня не важно, уложится ли Украина в отведенное Президентом время. Главное, чтобы после четких амбициозных задач появилась сильная политическая воля, мощная исполнительная команда и надежная поддержка парламента для выполнения этой задачи. Правильность этого утверждения демонстрирует опыт некоторых стран бывшего Советского Союза, которые поставили себе довольно амбициозные задачи и в результате достигли значительного прогресса. Посмотрите на Грузию — всего за пять лет страна значительно снизила уровень коррупции в государственном секторе. Другой пример — Беларусь. В рейтинге Всемирного банка “Ведение бизнеса” Беларусь за три года поднялась с 148-го места на 58-е. Украина тоже может достичь подобных успехов.

НУЖНА “РЕГУЛЯТОРНАЯ ГИЛЬОТИНА”

— Будут ли успешными реформы в Украине, учитывая то, что их собираются проводить через систему бюрократии, полномочия которой в итоге и должны сократиться? Возможно, нужно искать другой путь проведения реформ?

— Подходы могут быть разными. Однако однозначно могу сказать, что в Украине, в первую очередь, нужно реализовать “регуляторную гильотину”. И в этом плане лучший пример миру продемонстрировала Грузия, которая просто отменила все регуляторные учреждения. Их нет, и по ним никто не скучает. С другой стороны, Украина — европейская страна, поэтому, безусловно, нужно присоединяться к международным стандартам. То есть властям следует отменить неэффективные регуляторные органы, часто дублирующие функции друг друга, изучить европейское регуляторное законодательство и двигаться в направлении адаптации к его нормам.

— А какие неэффективные органы, с вашей точки зрения, должны “умереть” в Украине?

— Определять такой перечень должно правительство, подробно изучив функции и деятельность всех государственных регуляторных учреждений. Но для примера скажу, что в Украине существуют элементы регулирования пищевой продукции, никоим образом не связанные со здоровьем населения и безопасностью питания. В большинстве европейских государств таких норм нет, украинские соответствия тоже должны исчезнуть. В секторе питания должны регулироваться только нормы соблюдения безопасности продуктов питания, контроль за которыми можно организовать в процессе производства первичных продуктов. Все остальные нормы — ликвидировать.

— Но, кроме поддержки “сверху”, реформы должны поддержать “низы”. Насколько вероятен обратный эффект от заявленных украинским правительством реформ?

— Все реформы, и Всемирный банк делает на этом особое ударение, должны проводиться только в комплексе с разъяснительной работой среди населения. Конечно, людям тяжело принять реформы, поскольку они не знают и не понимают, что изменения улучшат условия открытия и ведения бизнеса, усилят защиту интересов семьи и бизнеса, улучшат качество медицинских, образовательных и жилищно-коммунальных услуг. Важно также убедить людей, что реформы коснутся всех — и, прежде всего, чиновников и богатых. Задача же правительства — следить, чтобы так и было. Кроме того, власти должны позаботиться о защите малообеспеченных слоев населения. Если сделать социальную помощь действительно адресной, то ее могут получать 20 — 25% граждан, но никоим образом не 80%.

— Для улучшения инвестиционного климата украинские власти предлагают предоставлять налоговые преференции отдельным отраслям экономики. Насколько эффективен такой подход?

— На мой взгляд, отраслевой принцип поддержки — неправильный. Он не принесет пользы. В начале интервью мы говорили о значительном запасе экономического потенциала практически во всех отраслях. Так почему бы не улучшить инвестиционный климат для всех? А уже когда речь пойдет о конкретном договоре в конкретном секторе, тогда можно вводить отдельные специфические мероприятия. Я считаю, никакого улучшения инвестиционного климата не будет, если все реформы сведутся только к закрытию налоговых дыр, освобождению от определенных видов налогов, предоставлению каких-то привилегий или субсидий. Власти должны заботиться о защите прав инвестора и о равных правилах игры на рынке для всех; инвестировать в такую инфраструктуру, которая помогает развитию всего бизнеса, например, вкладывать средства в улучшение транспортной сети и логистики.

Наталия БИЛОУСОВА

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.