Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Как мы фильтруем информацию

[11:51 17 марта 2011 года ] [ Ведомости, № 46, 17 марта 2011 ]

Деловому человеку необходимо иметь в своем распоряжении объективную информацию, на основании которой он может принимать решения.

Но далеко не всегда мы адекватно оцениваем то, что слышим. Когда мы куда-то спешим или думаем о чем-то своем, то пропускаем мимо ушей все, что нам говорят, не пытаясь в этом разобраться. И даже когда хотим обсудить важные вопросы, настраиваемся на обстоятельный разговор, то нередко слышим лишь часть информации, или — еще хуже — воспринимаем ее в искаженном виде. А потом на основании этих неполных, неверно истолкованных данных принимаем решения, которые могут дорого нам стоить. Так происходит, когда в дело вмешиваются эмоции: они становятся своеобразными фильтрами на входе информации.

Обесценивание

Начальник управления клиентского обслуживания банка проводил совещание. Один из сотрудников с воодушевлением рассказывал, как встречался с главой компании, которой необходим крупный кредит, и почти договорился о сделке. Но начальник его практически не слушал. За полгода работы этот клиентщик не раз говорил о сверхприбыльных предложениях, а толку никакого. Выдержав три минуты, начальник сказал: “Ну, хорошо. Понятно”, — и выбросил эту информацию из головы. А через неделю узнал, что тот самый потенциальный клиент заключил аналогичную сделку с банком-соседом. Если бы он не проигнорировал информацию сотрудника, то понял бы, что на этот раз речь идет о реальной сделке. Что подвело руководителя? Негативная установка в отношении сотрудника: “Он — источник недостоверной информации”.

Негативная установка проявляется в том, что мы воспринимаем человека не в целом, со всеми его достоинствами и недостатками, а лишь как носителя ярлыка — “сплетника”, “пофигиста”, “лентяя” и т. д. Мы распространяем негативную оценку не только на его личностные и деловые качества, но и на информацию, которая от него исходит, тем самым обеспечивая себе легитимное право не слушать. Отрицательная установка становится своего рода фильтром, сквозь который просачивается только часть информации. А бывает, мы обесцениваем человека полностью — и вообще отметаем все, что он говорит, заведомо обнуляем значимость его слов.

Как формируется негативная установка? Возможно, человек не оправдал наших ожиданий или мы услышали нелестные отзывы о нем от людей, которым привыкли доверять. Иногда такое отношение со знаком минус возникает неосознанно и необъяснимо для нас самих, на основании каких-то негативных ассоциаций, скрытых “посланий из прошлого”. А бывает, в основе негативной установки лежит всего один признак, который для других ничего не значит, а нам говорит о многом. Помните, как в фильме “Москва слезам не верит”: “Чего можно ждать от мужчины, у которого грязные ботинки?”

Идеализация

Но бывает и наоборот: мы оказываемся под влиянием положительной установки, и тогда нам нравится и то, что человек говорит, и то, как он это делает. Нам кажется, что все его слова весомы, значимы, достоверны и не подлежат ни сомнению, ни критике. Мы слепо ему доверяем и уже не отдаем себе отчета в том, что его мнения внедряются в нас на уровне убеждений, незаметно начинают управлять нашим поведением и мы воспроизводим их как наши собственные.

Так, руководитель производственного предприятия, получив информацию о том, что коммерческий директор за его спиной ведет переговоры с поставщиками сырья, увольняет его, даже не выслушав объяснений. Слов сотрудника службы безопасности оказалось достаточно. Почему руководитель послушал безопасника, а не директора, с которым успешно проработал бок о бок пять лет? Откуда такой кредит доверия?

Год назад этот специалист, проверяя корпоративную почту, заметил утечку информации и сообщил об этом руководителю компании напрямую. Безотлагательно были приняты меры, конкуренты не узнали о бренд-стратегии нового продукта, и проект был спасен. Потом было еще два случая, когда этот сотрудник зарекомендовал себя как человек, стоящий на страже интересов компании. Так он заработал авторитет “спасателя”. И теперь каждое его слово генеральный воспринимал как руководство к действию без дополнительной проверки.

Это типичный пример положительной установки. Как она возникает? Человек совершает значимый поступок, который удовлетворяет наши базовые потребности — в безопасности, в заботе, в уважении, в любви, в общении. В детстве за это “отвечают” родители, а во взрослой жизни появляются другие значимые для нас люди. Мы знаем, что на них всегда можно опереться, наделяем их способностью быть полезными для нас и навешиваем ярлык “защитника”, “спасателя”, “правдолюбца” и т. д. А потом включается механизм идеализации — начинаем превозносить их, преувеличивая значимость всего, что они делают и говорят.

Часто мы идеализируем тех, с кем можем себя идентифицировать. Например, мы встречаем человека, с которым в чем-то совпадаем: родились в одном городе или учились в одном вузе, или так же, как он, серьезно занимались плаванием и т. д. Одно совпадение автоматически потянет за собой другие, найдутся новые точки соприкосновения, а дальше сформируется позитивная установка: “Мы с тобой одной крови”. В результате мы потеряем способность объективно оценивать и человека, и его слова: “Верю, как себе”.

Тест на объективность

Безусловно, отрицательные и положительные установки есть у каждого. И во многом именно они определяют наше отношение к поступающей информации. Но неверно было бы считать, что это — безусловный вред. Слушание — процесс трудоемкий, требующий концентрации внимания и напряжения, поэтому слушать долго и при этом внимательно невозможно, да и не нужно. Иногда даже полезно принимать информацию в целом, не вдаваясь в детали. И тогда установки помогают нам экономить силы и время. Но в деловой жизни есть ситуации, когда важно выслушать объективно, не преуменьшая и не преувеличивая значимость слов.

Как заблокировать механизмы обесценивания или идеализации? Как научиться воспринимать информацию вне зависимости от отношения к ее источнику? Существует много разных техник. Вот одна из них. Нужно представить, что всю эту информацию излагает другой человек. Например, мы слушаем того, кого не ценим, и думаем только об одном: “Скорее бы он закончил! Снова несет какую-то ерунду!” Попробуем представить, что то же самое говорит человек, к которому мы относимся с симпатией и уважением. И наоборот, если мы восхищаемся говорящим и готовы безоговорочно с ним соглашаться: “Да, точно, все так и есть!”, — представим, что сейчас перед нами другой, кого мы не воспринимаем всерьез и чаще всего слушаем вполуха. В какой-то мере это поможет нам увидеть, как искажается информация в зависимости от установки.

Обесценивание и идеализация — это по большому счету защитная реакция людей, восприятие которых в большей мере регулируется эмоциями. Но успешный человек старается воспринимать информацию объективно, по крайней мере в тех ситуациях, когда вопрос касается принципиально важных вещей. Он умеет отделять зерна от плевел — эмоциональное от рационального, субъективное отношение от объективной информации. Он пытается смотреть на собеседника с интересом, непредвзято, как будто видит его в первый раз, понимая, что может получить от него новую и значимую информацию. Он способен отстраниться от ситуации и посмотреть на нее со стороны — с позиции деловых интересов.

Казалось бы, что в этом сложного? Теоретически ничего, но практически это сверхсложно, поскольку здесь задействованы глубинные психологические механизмы. Выскочить из привычной колеи, справиться с эмоциями, избавиться от стереотипов восприятия — все это требует концентрации и подготовки. Зато эффект превосходит ожидания. Совсем недавно топ-менеджер девелоперской компании, выполнив такое “домашнее задание”, рассказал, что многое увидел совершенно по-другому и принял два важных, неожиданных для себя решения. Так, может быть, стоит попробовать?

Марина МЕЛИЯ, гендиректор консультативной компании “ММ-класс”

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.