По результатам тендера “Нафтогаз” привлек компанию Rothschild S.p.A. (итальянское подразделение) в качестве инвестиционного консультанта. Услуги популярной нынче в кругах нашего истеблишмента фамилии обойдутся государству в $3,69 млн, то есть до 100 млн грн.
Предметом консультаций должен стать такой пикантный процесс, как анбандлинг, то есть разделение деятельности “Нафтогаза” на отдельные направления по транспортировке, добыче и продаже природного газа, а также поиск квалифицированной управляющей компании, которая должна взять на себя обязанности по управлению национальной газотранспортной системой (ГТС). В принципе “ротшильдам” не привыкать: их уже пытались бросить на амбразуру Приватбанка, поручив “отнять” у его бывшего собственника, известного олигарха, ликвидные залоги и заставить оного подписать новое соглашение о реструктуризации кредитного портфеля.
Как бы то ни было, они снова в фаворе, ведь процесс анбандлинга весьма приятен, увлекателен и сулит неплохие дивиденды, причем речь идет не о тех “слезах”, которые консультант получит по официальному контракту.
Тендер был проведен в системе ProZorro и инвест-банкиры из США (именно там находится холдинговое “сердце” Ротшильдов) победили, предложив наиболее привлекательную цену, ведь объявленная стоимость сделки составляла 193,35 млн, то есть “зазор” оставался еще вполне приличный. Из указанной суммы более $1,5 млн пойдет на “консультации, рекомендации, помощь с документами” и прочую “секретарскую” непыльную работенку. Результатом работы “ротшильдов” на этом предварительном этапе должен стать отбор претендентов на управление украинской “трубой”. Следующие полмиллиона баксов будут направлены на непосредственную подготовку соглашения с тем из кандидатов, который успешно пройдет сито отбора. Остальные деньги — это финальный бонус за успешное завершение сделки.
В увлекательном продолжении культового фильма Оливера Стоуна “Уолл-стрит” (под названием “Деньги не спят”) финансист Гордон Гекко, который является квинтэссенцией американского типа успешного человека, выйдя из тюрьмы накануне кризиса 2008 г. и немного “просветлев” в результате тюремного “сатори”, восклицает при виде всей той ярмарки тщеславия, что творится вокруг: “Эй, они что там все, охренели?”. Нечто подобное может вырваться и при известии о победоносном тендере на ProZorro. Как обычно это происходит в нашей стране, любой подобный сюрприз, который по законам физики всплывает на поверхность, расщепляется на два уровня: микро и макро.
Начнем с первого. На каком основании крупнейшая государственная компания объявляет подобные тендеры и вообще, руководствуясь какими критериями формируется стартовая цена будущей сделки? Речь ведь идет об инвестиционных услугах, а не о литрах и тоннах, то есть о субстанции эфемерной и трудно взвешиваемой. Попутно заметим, что руководитель “Нафтогаза”, по информации, которая публиковалась в СМИ, получает одну из самых больших заработных плат не только в государственном, но и в частном секторе украинской экономики. Речь идет о сумме более одного миллиона гривень в месяц. Плюс различные премии за “вредность”. Да и средний персонал компании доходами не обижен. В связи с этим вопрос, чем будет заниматься юридический департамент “Нафтогаза”, в то время как итальянские “ротшильды” будут делать за них всю их работу, большая часть которой вполне по плечу отечественным юристам, не кажется риторическим.
Что касается суммы, то для “ротшильдов” она выглядит совсем неприличной, почти столько же придется потратить их высокооплачиваемым сотрудникам на перелеты первым классом и проживание в многозвездочных отелях. На самом деле, ситуация складывается таким образом, что “ротшильдам” необходимо было обязательно победить в этом тендере. Если бы “Нафтогаз” поставил стартовую цену тендерного лота в размере одной гривни, они, скорее всего, купили бы его за одну копейку (чтобы наверняка обогнать прочих конкурентов). Почему? Да потому, что инвестиционные банкиры давно присматриваются к украинской ГТС и не прочь опосредованно принять участие в ее “разгосударствлении”, а для этого необходимо держать руку на пульсе процесса. Тем более что сейчас, после принятия в Вашингтоне известного закона “О противодействии врагам США”, американцы могут вполне реально заблокировать строительство “Северного потока-2”, применив санкционный пакет к европейским компаниям — контрагентам россиян в этом проекте. В этих условиях украинская “труба”, о которой уже стали немного забывать, вновь приобретет свой сакральный статус.
Создай условия для обесценивания нужного тебе актива, купи этот актив дешево, нанеси удар по конкурентам, добейся роста забытого всеми актива, который уже находится в твоем портфеле инвестиций, а затем продай его дорого. Разве не эту философию исповедовал Гордон Гекко из упомянутого выше фильма? Разве не это пытаются сейчас провернуть с украинской ГТС?
Тем более что особо потеть для оказания услуг “Нафтогазу” “ротшильдам” не придется. Зачем определять перечень кандидатов, если они уже давно определены. Зачем согласовывать условия сделки, если они уже давно согласованы? Ведь не секрет, что одним из наиболее вероятных кандидатов на управление нашей “трубой” является итальянская компания Snam S.p.A, которая уже скупила часть австрийской ГТС и планирует сделать то же самое с газопроводами Словакии и Украины.
В таком случае она получит в свое распоряжение транспортный коридор от российско-украинской границы до Италии, страны, которая уже давно аффилирована Кремлем в систему скрытых газовых контрактов.
Речь в данном случае идет не только о поставках российского газа на Апеннины, но и о продаже его в другие страны ЕС через сеть итальянских трейдеров. По этой же причине в перечне кандидатов на управление украинской ГТС может появиться и словацкая компания Eustream. Складывается впечатление, что это именно тот спектакль, в котором финал читается уже по первой реплике. Осталось только “освятить” представление именем модного режиссера — в данном случае брендом “ротшильдов”. Кстати, на мысль, что все именно так и будет, наталкивает итальянская прописка инвестиционных банкиров. Почему была привлечена именно итальянская группа “ротшильдов” из Милана? Наиболее вероятный ответ: потому что реальный претендент на украинскую ГТС также из Италии. В подобной ситуации платить деньги за услуги особенно обидно: в таких схемах это должен делать реальный бенефициар процесса, в данном случае — потенциальный “управитель” нашей ГТС, который будет отобран в честной конкурентной борьбе.
Самое удивительное во всей этой истории, что данная концепция “приватизации” украинской “трубы” несколько отличается от правительственного видения данного процесса. Как известно, Кабмин предполагал создание двух акционерных обществ, которым будут переданы в управление соответственно украинские подземные хранилища природного газа и ГТС. При чем именно вся ГТС. В то же время итальянскую компанию, а также тех, кто за ней вероятно стоит, интересуют только магистральные экспортные газопроводы, идущие на Ужгород и далее через Словакию и Австрию в Италию. Не трудно понять, что в таком случае новый “управляющий” получит все самое вкусное, а Украине оставит нерентабельную часть ГТС, которая без существенной части платы за транзит будет висеть как ржавый пояс на хрупкой талии страны. Получится, как в известном анекдоте: “Пять апельсинов не делятся пополам? Может и не делятся, но свои четыре я уже съел!”. Как видим, между концепцией Кабмина и той, которую планируют претворить в жизнь в “Нафтогазе”, есть, как говорят в Одессе, две большие разницы. Вполне возможно, что после инициации процесса анбандлинга руководитель “Нафтогаза” получит необходимое ускорение в достижении премьерских амбиций. Вот только не велика ли плата за индивидуальные амбиции отдельно взятого человека, тем более что платить придется собственностью государства.