Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Германо-французская школа политического лобби или директорат меньшинства в ЕС?

[09:39 13 декабря 2010 года ] [ Зеркало недели, № 46, 11 - 17 декабря 2010 ]

В то время как во Франции на повестке дня повышение пенсионного возраста, а в Германии все туже затягиваются “узлы” государства социального благоденствия, — “европейская политическая пенсия” Германии и Франции, двум опытным вождям “локомотива” Европейского Союза, пока что не светит.

В интеграционном объединении, уже расширившемся до 27 государств, в его многонациональной и многоуровневой политической системе управления действительно некем заменить негласную должность идейного вдохновителя и политического инициатора, но важнее то, что сформированный в начале 1950-х годов германо-французский тандем уже по инерции проводит “союзную политику в рамках союза”, то есть действует как политический “alliance within the alliance” — как часто титулуют такую политическую констелляцию. Свидетельство этого можно найти почти в каждом политическом процессе союзного уровня — не являются исключением и оба саммита Европейского Совета в этом году. То ли на мартовской, то ли на октябрьской сессии Европейского Совета франко-германские инициативы вновь и вновь опережают умеренность остальных государств—членов в общесоюзном масштабе.

Назовем лишь несколько последних: мартовские предложения германского канцлера Меркель и французского президента Саркози относительно реформирования Пакта стабильности и роста; проекты реформирования спутниковой навигационной системы Галилео (вдогонку американским успехам в этой сфере, всем известной GPS); октябрьские довилльские встречи в формате “тройки” (с участием российского президента Медведева); германо-французские призывы к пересмотру отдельных положений только что принятого Лиссабонского договора; форсированная реформа валютной политики в Союзе.

Признавая, что “роль Германии возрастает”, и не только как донора преддефолтной Греции, президент Европейского Совета Герман ван Ромпей все же удивляется: “Чего же хочет Германия от Европы?” А тут еще новые германо-французские предложения реформирования Договора о реформировании Европейского Союза: как бы тавтологично и парадоксально это ни звучало, но недавно принятый (в декабре 2009 года) новый учредительный договор Германия уже расценивает как “недейственный” и форсирует его изменение, особенно в части внешнеполитической деятельности Союза. Действительно ли союзные конституционные акты за год так устарели, что не позволяют эффективно функционировать союзным органам и создавать союзную политику, или они просто недостаточны для дальновидных и прогрессивных целей германо-французского тандема? Так или иначе, если провести реформу планируют до следующего саммита ЕС в марте 2011 года, то придется поторопиться, потому что в таком случае ее проект надо подать до конца декабря нынешнего года. Не прибегая пока что к прогнозам, попробуем отыскать ключевой инструмент влияния, который удачно и давно используют Германия и Франция для лоббирования своей внешнеполитической стратегии, оформленной в феврале 2010 года в общую “Повестку дня 2020” с более 80 проектами.

“Особая особенность”

Все отношения между современными государствами — особые и не похожи между собой. Между тем понятие “особых отношений” как-то уже по инерции ассоциируется с типом отношений Великобритании и США. В действительности германо-французские отношения характеризуются не менее особым, даже уникальным свойством, что позволяет обоим главным государствам эффективно проводить собственную политику на союзном уровне.

Политическое лоббирование в Европейском Союзе настолько же многогранное, как и сама его политическая природа, и каждое из государств, действуя своими силами или в союзе с другими, развивает собственный арсенал инструментов внешнеполитического влияния. Впрочем, никакое другое государство—член нынешнего Союза не имеет такого веса и такого статуса в Европе, как Германия и Франция. Ключевой момент их влияния на союзную политику — стабильная и эффективная проекция стратегически сближенных национальных внешних политик на европейский уровень. И пусть скептический глаз увидит в этом простое стечение обстоятельств, — рациональный взгляд вынуждает интерпретировать суть и уровень влияния германо-французских идей на развитие интегрированной Европы как политическое явление, имеющее собственные закономерности функционирования и эволюции, — международный режим. Именно с учетом такой перспективы предлагается рассматривать установившуюся форму тесных (взаимовыгодных, но и взаимообусловленных) отношений германской и французской республик как в формальном, так и в неформальном измерении. Если формальные, официозные элементы германо-французского режима можно найти и в других “парах” внутри ЕС, то, собственно, неформальные черты этого двустороннего режима позволяют выделить его в особую категорию, не имеющую сейчас аналогов (отдаленно напоминая по показателям уже упомянутые “особые отношения” США и Великобритании).

Формальный инструментарий политического лоббизма на уровне ЕС создают в германо-французском режиме нормы, процедуры и институты. Нормы германо-французского тандема довольно диверсифицированны и имеют как договорный (взаимная консультация и согласование позиций, взаимное информирование, отчетность, тесная координация, равноправие), так и внедоговорный (символизация двустороннего сотрудничества, норма инспектирования, отказа от одиночных действий) характер. Не уступает нормам институционный регулятор двусторонних отношений, представленный плотной сетью правительственных и неправительственных образований и политических форматов: институционная сеть германо-французского режима сформирована как на президентско-канцлерском, так и на министерских и ведомственных уровнях, включая соответствующие парламентские департаменты и отделы, а также многочисленные межнациональные формации гражданских обществ обеих стран. Процедурная составляющая политики Германии и Франции — едва ли не наиболее политически рентабельный “депозит” общей стратегии лоббирования на европейском уровне: в противоположность тактике “хождений по бюрократическим коридорам”, что составляет суть процесса формирования и имплементации политики в Европейском Союзе, процедуры германо-французского лобби позволяют обеим странам применять практику бюрократического штурма.

Действенность формального инструментария имеет свежие политические подтверждения. Так, обычная для германо-французского режима политическая норма координации и согласования национальных позиций, подтвержденная скоординированными действиями Германии и Франции на октябрьском саммите Европейского Совета в этом году, пополнилась ноябрьским консенсусом с ее углублением в сторону налаживания механизма еще более тесной координации политических курсов обеих стран.

Наиболее характерными принципами этого тандема являются: сотрудничество (как безоговорочная форма политических отношений) и укрепление дружественных отношений, солидарность (особенно в измерении европейской и международной политики), осознание общности проблем и необходимости их совместного решения, принцип совместного стратегического планирования, а также автономизации Европы. Правила, ограничивающие эгоизмы национальных политических курсов, в большинстве своем лежат в плоскости, соответствующей принципам, однако отличаются и такими моментами, как предварительная координация, скоординированное сотрудничество в международных институтах, интенсивный обмен кадрами и информацией, детабуизация двустороннего сотрудничества.
Закономерность эволюции или эволюция закономерности?

Именно в предсказуемости и относительно точной прогнозированности состоит успех единой стратегии политического лоббирования, которую проводят Германия и Франция в общеевропейском политикуме. Впрочем, с изменением политического лидерства обеих стран (особенно с приходом на должность президента Франции амбициозного и темпераментного политика Николя Саркози) такая предсказуемость политической погоды в национальных кулуарах обеих стран становится проблематичной. Новая “пара” лидеров двух стран, Николя Саркози и Ангела Меркель, характеризуется разным политическим темпераментом (управленческий стиль германского канцлера можно обозначить как “спокойно-рассудительный”, а стиль руководства французского президента, почти ежедневно шокирующего страну собственными заявлениями, — как “амбициозно-импульсивный”), отличающимся от умеренного управленческого стиля политической элиты поколения “’69”. Впрочем, до сих пор темпераменты обоих лидеров отлично взаимодополнялись. Удастся ли сбалансировать политические амбиции и национальные интересы двух ведущих государств Европейского Союза ради налаженной работы “двигателя” европейской интеграции и усиления эффективности режимного лобби Германии и Франции в союзном политикуме, покажут уже декабрьские политические перформансы, дебют которых общими усилиями готовит на европейской сцене германо-французская политическая труппа. “Прогонка” германо-французского сценария преобразования недавно реформированного Европейского Союза уже дает основания утверждать: союзный внешнеполитический авторитет и экономическую стабильность будут укреплять преимущественно вдоль параллели “Берлин — Париж”, а не генерировать на брюссельских широтах.

Российское горючее для германо-французского “двигателя”?

Тектонические колебания континентально-властного характера в Европе, особенно участившиеся после (все еще свежего) экономического кризиса, отдают беспокойством в восточную сторону внешних границ Европейского Союза. За терапию неспокойного соседа взялись (что совершенно не удивляет) оба идейных лидера в союзном политикуме — Германия и Франция. Неудивительно, потому что наброски такого сценария подготовил красноречивый жест двухлетней давности (именно в Германии российский президент Д.Медведев выступил пятого июня 2008 года с предложением принять новый договор о европейской безопасности), а мезебергские обещания германского канцлера (пятого июня 2010 года) заступиться в европейском политикуме за идею российского коллеги и сделать первый шаг в направлении к созданию комитета Россия—ЕС по вопросам внешней политики и безопасности (КВПБ) лишь сократили путь к норманскому Довиллю. Фактически мезебергские предложения А.Меркель российскому президенту взамен на вывод российских войск из Приднестровья были представлены так, словно ЕС всем членским составом уже вынес хоть какое-то решение. Такая уверенная позиция германского правительства строилась на крепкой поддержке французского партнера: если раньше весы внешнеполитического интереса Франции нерешительно склонялись к российскому источнику нефти и газа, то кризис в европейской экономике убрал всю амбивалентность. И хотя публично (читать — на публику) Н.Саркози заявляет своему российскому коллеге, что любой договор о безопасности “от Ванкувера до Владивостока” должен базироваться на уже действующих институтах и механизмах безопасности в Европе (прежде всего — НАТО, Совет Россия — НАТО, ЕПБО), фактически Париж развернул широкую экономическую программу “наведения мостов”, вступление в которую политическая элита прочитала в проекте обеспечения России французскими кораблями “Мистраль”. Поскольку в ноябре Франция стала председательствовать в “большой восьмерке” (которую президенту Н.Саркози надлежит в течение 2011 года переформатировать в “большую четырнадцатку”, а то и “двадцатку”) и вместе с тем добивается общего с Германией председательства в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, — кульминация сценария “Берлин — Париж — Москва” еще впереди.

Впереди, очевидно, и эволюция германо-французского режима, или, по крайней мере, его статуса в Европе, ведь наведение мостов экономической (прежде всего — собственной) безопасности с Россией уже вызывает сопротивление остальных государств—членов ЕС, усиленное недовольством германо-французскими амбициями по реформированию Пакта стабильности и развития, а также валютной политики ЕС, задекларированными на брюссельском саммите Европейского Совета в октябре нынешнего года. И здесь проблема не столько в том, что Берлин и Париж активизировали пророссийскую политику, сколько в том, что столицы главных в Европе стран в определенной степени парализуют европейскую политику: германо-французская общая позиция, которая раньше представляла компромисс государств—членов ЕС по тому или иному вопросу, начала терять (вследствие предоставления преимущества национальным интересам перед общеевропейскими) уровень “представительства”. Между тем с начала ноября нынешнего года федеральный министр финансов ФРГ Вольфганг Шойбле навевает германской Франкфуртер Альгемайне Цайтунг риторику “представительской” роли Германии и Франции, которую к тому же предлагает распространить и на соседний регион: обеим главенствующим странам ЕС вроде бы выпала честь воплощать представительский компромисс интересов стран союзного соседства (Франции — региона Средиземноморья, а Германии — традиционно региона Восточной да еще и Северной Европы). Чтобы такие амбиции “адекватно” восприняли остальные государства—члены ЕС, германский министр финансов накануне саммита Европейского Совета 28—29 октября 2010 года принялся аргументировать по-сорбоннски от противоположного: “Разумеется, Германия и Франция не могут представлять весь Союз. Но без общих германо-французских позиций (которые вовсе не следует трактовать как “измену Европе”) дальнейшие шаги в европейской интеграции будут даваться крайне тяжело”. Вполне вероятно, что такой железный аргумент способен сломать хрупкую (читать — несмелую) союзную критику германо-французской довилльской инициативы в формате “тройки”. Поэтому, можно считать, европейские партнеры не помешают германо-французскому “двигателю” курсировать по автобанам брюссельской политики на горючем марки “made in Russia”, по крайней мере пока режимная политика Германии и Франции в Европейском Союзе будет оставаться действенным инструментом инициации и имплементации союзного политического курса, что может выясниться уже в марте следующего года.

Андрей ТЮШКА

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ

SpaceX запустила частную миссию к Луне. Как развивается космическая гонка миллиардеров Маска и Безоса?

[07:00 16 января]

[BBC News Русская служба, 15 января 2025]

Основатель Amazon Джефф Безос и его компания Blue Origin вот-вот запустят ракету New Glenn. Запуск должен был состояться еще в понедельник, но был отложен по техническим причинам — и, скорее всего, произойдет в ближайшие дни. Все это происходит на фоне успехов SpaceX Илона Маска: компания в прошлом году совершила прорыв, посадив часть гигантского корабля Starship прямо на стартовую площадку. А сегодня ракета Falcon 9 компании SpaceX отправилась к Луне вместе с двумя посадочными модулями, созданными частными компаниями из США и Японии. Они будут исследовать лунный грунт и изучать магнитное поле земли. Компании обоих миллиардеров были основаны более 20 лет назад. SpaceX значительно опередила конкурента за последние годы, но успешный запуск New Glenn может сократить отставание.

НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.