Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Электроэнергетика: на подступах к рынку

[09:48 04 января 2013 года ] [ Интерфакс-Украина, 29 декабря 2012 ]

Уходящий год оказался неспокойным для украинских энергетиков: бороться приходилось за конфигурацию рынка, стратегические цели его развития, тарифы и активы.

Одним из наиболее значимых событий года стало принятие Радой в первом чтении законопроекта №10571 о либерализации оптового рынка электроэнергии. Если парламенту удастся окончательно утвердить этот документ, энергетики будут вынуждены забыть о старой системе работы и приступать к продажам электроэнергии потребителям по прямым контрактам.

На рынке может появиться множество трейдеров — компаний “трех стульев” и миллионных оборотов. Между тем именно они должны подарить потребителю долгожданную свободу выбора, качественный сервис.

Не всем энергетикам по душе переход на прямые контракты, однако камнем преткновения является совсем другой вопрос: на кого водрузить дотирование населения (а это — 30-35 млрд грн в год), дотации ТКЭ на параллельную генерацию тепла и электроэнергии, расчеты по “зеленым тарифам”.

Законопроект №10571 предлагает решить эту проблему путем создание фонда урегулирования стоимостного дисбаланса, который будут наполнять исключительно НАЭК “Энергоатом” и ПАО “Укргидроэнерго”.

Но сами “доноры” шокированы такой идеей: по мнению “Энергоатома”, компания не сможет одновременно дотировать население и обеспечивать нормальное функционирование, развитие атомной отрасли. НАЭК и так “по уши” в долгах: от исковых заявлений и возбуждения дел о банкротстве спасает лишь мораторий, ежегодно продлеваемый парламентом. Критическая задолженность, которая может быть предъявлена госкомпании, составляет около 600 млн грн, хотя долг ГП “Энергорынок” перед атомным оператором за предыдущие периоды достигает почти 6 млрд грн.

Смогут ли стороны достигнуть компромисса — один из ключевых вопросов “повестки” на 2013 год. В то же время процесс внедрения на украинском рынке электроэнергии модели работы по прямым договорам, рынка контрактов “на сутки вперед”, балансирующего рынка и создание рынка дополнительных услуг по закупке маневренных мощностей может затянуться на годы.

В середине 2012 года Верховная Рада приняла еще один документ, способный перевернуть энергорынок. Закон №4998-VI предполагает внедрение стимулирующей системы тарифообразования (RAB) для энергокомпаний и постепенный отход от действующей модели “Затраты плюс”.

Решение о переводе конкретной компании на новую систему тарифообразования будет принимать НКРЭ, первых “ласточек” следует ждать в начале 2014 года.

В правительстве считают, что переход на RAB-регулирование простимулирует природные монополии к сокращению неэффективных затрат, повышению качества товара, позволит привлечь инвестиции в отрасль.

Но пока внедрение методики RAB-регулирования вызывает очень много вопросов. К примеру, эксперты расходятся во мнении, как правильнее оценивать регуляторную базу капитала энергокомпаний. Не везде RAB-регулирование работает гладко: если опыт соседней Румынии приводят в качестве энциклопедического примера, то в РФ новая система внедряется с существенными “пробуксовками”.

Стратегия 2.0

Одной из самых обсуждаемых тем уходящего года стало обновление “Энергетической стратегии Украины на период до 2030 года”.

За актуализацию этого документа правительство взялось еще в начале 2011, но работа шла туго — сроки публикации документа все сдвигались. Минэнергоугля привлекло к работе фонд “Эффективное управление”, основанный Ринатом Ахметов, что возмутило ряд экспертов — ведь именно этот бизнесмен является собственником множества энергетических активов.

Когда проект обновленной энергостратегии все-таки опубликовали, в жарком сражении сошлись все: представители возобновляемой энергетики, тепловой, атомной, экологи. Свои претензии к проекту предъявили Госэнергоэффективности, НКРЭ, Более того, ряд замечаний к документу высказали Евросоюз и США.

Во-первых, многих удивили макроэкономические показатели, заложенные при расчете прогнозного потребления и производства электроэнергии. Во-вторых, критики указывали на повсеместное расхождение документа с уже действующими законами Украины и международными обязательствами страны. В-третьих, разработчики явно недооценили темпы развития возобновляемой энергетики в стране.

Несмотря на горячие дискуссии, Минэнергоугля не решилось вносить существенные правки в проект и попыталось добиться его утверждения Кабмином до конца 2012 года. Не получилось…

Сейчас в Минэнергоугля пришло новое руководство, станет ли оно продвигать обновленную энергостратегию так же энергично, как люди Юрия Бойко, — неизвестно.

В итоге имеем тысячу сломанных копий и старую, нереалистичную стратегию развития энергетики страны.

“Местные” начинают и выигрывают

В течение 2012 года депутаты регулярно бомбардировали парламент законопроектами об изменении тех или иных правил игры на рынке возобновляемой энергетики.

В первую очередь, речь шла о расширении сферы действия “зеленых тарифов”, а также корректировке правила “местной составляющей” (самого требования по использованию отечественных товаров, а также сроков его действия).

В итоге участники рынка договорились не размениваться по мелочам, а объединить все в один законопроект №10183, который подали депутаты Николай Романюк, Юлия Левочкина и Юрий Мирошниченко.

Но это оказалось лишь началом настоящей борьбы. В законопроект вносили десятки изменений, корректировали, переписывали, делали громкие заявления. В итоге, закон, принятой Верховной Радой в ноябре, полностью переписал правила игры на рынке возобновляемой энергетики.

Документ дифференцировал тарифы для малых ГЭС, привел тарифы для разных видов солнечных электростанций к более оптимальному уровню, ввел “зеленый тариф” для биогазовых электростанций.

Кроме того, закон подарил надежду населению, что с 2014 года, и оно сможет зарабатывать на выработке солнечной электроэнергии без получения специальных лицензий и сопряженных с этим бюрократических процедур.

Это далеко не полный перечень позитивных новаций. Но! Оказались в законе и контраверсионные положения, в частности, документ ввел новые принципы расчета “местной составляющей” с июля 2013 года: каждой из частей станций на возобновляемых источниках присваивается свой “удельный вес”.

Зафиксированный законом “удельный вес” ветроустановок — 75% в стоимости ВЭС, а солнечных батарей — 95% в стоимости гелиоэлектростанций. И это независимо, купили вы то же оборудование за гривню или миллион гривень. Часть экспертов считает такой подход и процентные соотношения несправедливыми.

Вместе с тем “Квазар”, “ФурлендерВиндТехнолоджис” и другие локальные производители оборудования уверяют: проблем с поставкой техники не возникнет — были бы заказы. К тому же в стране появятся новые рабочие места.

Правы ли они — станет видно уже скоро.

Энергетики vs металлурги

Украинская ассоциация производителей ферросплавов (УкрФА), Запорожский и Стахановский ферросплавные заводы (ЗЗФ и СЗФ), другие электрометаллургии в течение года вели бой с энергетиками за снижение тарифов.

Борьба велась разными способами, начиная с официальных обращений и заканчивая митингами под Кабмином и НКРЭ. В итоге правительство решило, что электрометаллургам не выжить без помощи и разрешило закупать электроэнергию по оптовой рыночной цене (ОРЦ).

Но не тут то было. Реализацию решения правительства фактически заблокировал Совет Оптового рынка электроэнергии (ОРЭ). Его заседание переносилось пять раз, а когда и состоялось, нужное для металлургов решение так и не было принято.

Пикантность ситуации заключается в том, что повлиять на решение Совета ОРЭ не могут ни Кабмин, ни НКРЭ. Энергетики и металлурги просто зашли в клинч. СЗФ и ЗЗФ с 1 декабря остановили производство, работу потеряли тысячи людей.

Кто виноват? Руководство заводов во всем винит крупнейший вертикально интегрированный энергохолдинг Украины “ДТЭК”. Электрометаллурги подчеркивают: холдинг борется против льгот, а сам в то же время закупает электроэнергию для экспорта с существенной скидкой (без дотационных сертификатов).

Аргументы энергетиков также понятны: если металлургии получат льготное электричество, то за него придется доплачивать кому-то другому. Кто и зачем должен спонсировать членов УкрФА?

К тому же никто не видел юридически обязывающего графика модернизации электрометаллургических предприятий, а значит, нет никаких гарантий, что они смогут выйти на конкурентоспособный уровень при выравнивании тарифов в будущем.

Нужен компромисс. Способны ли к нему ФПГ, владеющие станками и рубильниками?..
 

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.