Неудивительно, что в столице дела у Боссе-старшего пошли как нельзя лучше, он стал купцом первой гильдии и поселился с семьей в огромной квартире в доходном доме Шведской церкви по Малой Конюшенной улице.
В 12 лет Эдуард поступил в Реформаторское училище, которое давало хорошие знания, но при этом брало за обучение всего 60 рублей в год (для сравнения: учеба в Коммерческом училище стоила 300 рублей в год). В аттестате, выданном Боссе в июне 1874 года, стояли только отличные оценки, причем не только по предметам (английский язык, физика, арифметика, алгебра, геометрия и тригонометрия, физиология и анатомия, зоология и минералогия), но и за поведение и прилежание.
Летом того же года Эдуард отправился в Цюрих, где стал студентом престижного Политехнического института. Альберт Эйнштейн, кстати, поступил в это учебное заведение не с первого раза… На первом курсе Боссе не хватал звезд с неба — наряду с хорошими отметками проскакивали и тройки (была пятибалльная система оценивания). Но на старших курсах у него был высокий средний балл. Диплом об успешном окончании механического факультета Эдуард Боссе получил 10 августа 1878 года.
Для подземных работ
Вернувшись в Петербург, молодой инженер-механик нашел работу в Обществе франко-русских заводов. Через несколько лет он то ли уволился и отправился в Донбасс, то ли был направлен туда руководством компании — французский и бельгийский капиталы как раз активно осваивали Донецкий каменноугольный и железорудный район. Так или иначе, в 1885 году Эдуард Боссе появился в Донбассе. Работал инженером на строительстве железнодорожной ветки Екатеринодар — Новороссийск, движение по которой открыли три года спустя. Именно в этот “рельсовый” период он познакомился с немецким предпринимателем Рудольфом Геннефельдом. Молодые люди подружились и решили стать компаньонами.
Проект совместного механического завода реализовали так: приобрели фабрику оберточной бумаги в селе Петро-Марьевка на реке Лугань (ныне город Первомайск Луганской области) и переоборудовали ее. А машиностроительный и чугунолитейный завод возводили с нуля, для чего взяли в долгосрочную аренду три десятины земли (3,3 га), расположенные между Юзовкой и селом Григорьевка Бахмутского уезда. Компаньоны выпускали оборудование для подземных работ: углеподъемные машины, лебедки, насосы, вентиляторы, клети, паровые котлы, поворотные круги, вагонетки, буровые инструменты.
Этот период был, пожалуй, самым удачным в жизни Эдуарда. 8 апреля 1890 года он женился на киевлянке Хедвиге фон Руктешель, дочери коллежского советника. В следующем году у пары родился сын Павел Артур Альфред (по другой версии, ребенок был приемный — предприниматель, возвращаясь с работы, нашел у ворот своего дома сверток с младенцем и усыновил мальчика). А в 1896‑м Эдуард Боссе удостоился звания потомственного почетного гражданина — стал членом особой привилегированной касты горожан.
А коротко — Босс
В 1902 году компаньоны решили пуститься в самостоятельное плавание и разделили собственность: Боссе достался машиностроительный и чугунолитейный завод, а Геннефельду — механический. Эдуард выкупил арендованную землю, на которой стояло его предприятие. Отбоя от заказов не было, завод с каждым годом расширялся. Рабочие называли шефа уважительно и коротко — Босс. В октябре 1908 года 54‑летний владелец передал свое предприятие в аренду инженеру Роберту Вагнеру. “Я, Боссе, — так начинался договор, — отдал Вагнеру в арендное содержание принадлежавший мне машиностроительный и чугунолитейный завод, находящийся близ Юзовки… на собственной земле в три десятины со всеми постройками, приспособлениями, сооружениями, машинами, аппаратами и прочими принадлежностями”.
Сумма контракта — 120 тыс. рублей за 10 лет аренды. А помощником Вагнера владелец назначил своего 17‑летнего сына Павла — и опыта управленческого набираться (рано или поздно он унаследует отцовское предприятие), и присматривать за семейной собственностью, мало ли что. Впрочем, арендатор через некоторое время породнился с арендодателем: их дети — Павел Боссе и Тереза Аманда Вагнер — стали супругами.
Кстати, к Вагнеру в 1909 году пришел шахтер Сергей Хрущев — устроить учеником слесаря своего 15‑летнего сына Никиту. Подростка взяли. Впоследствии он стал Первым секретарем ЦК КПСС, а затем — Председателем Совета Министров СССР. “Отец мой работал на шахте Успенской, в четырех верстах южнее Юзовки, — вспоминал на пенсии Никита Сергеевич. — Я и детство провел там, и юность, там учился слесарному ремеслу на заводе Боссе”.
Предприятие динамично развивалось. В 1910 году был построен новый литейный цех, расширены модельный и механический цеха, в кузнечном добавился горн и был поставлен молот. На заводе работали 200 рабочих.
Человек-район
В годы гражданской войны хозяин завода оставался в Юзовке, стараясь максимально сохранить предприятие. В этот период 63‑летний Боссе стал дедушкой. С победой большевиков он лишился собственности — новая власть национализировала промышленный гигант. Бывший владелец занял на своем заводе скромный пост инженера-консультанта, а его сын Павел был зачислен механиком. Несомненным плюсом было лишь то, что Роберта Вагнера оставили руководить заводом, включенным теперь в систему “Донуголь”.
С наступлением НЭП Эдуард Боссе вместе с сыном попытались вести мелкий бизнес. Они взяли в юзовском уездном финотделе несколько патентов 3‑го разряда на личное промысловое занятие, но как именно воспользовались ими, неизвестно. Очевидно, без особых успехов, поскольку в 1924 году семья Боссе покинула Юзовку, только что переименованную в Сталино. 70‑летний экс-промышленник поселился в Риге у своей старшей сестры Ольги. Там он и умер 27 июня 1927 года на 73‑м году жизни. Вдова Хедвига пережила его на девять лет — скончалась в Риге 17 апреля 1936 года. Тем не менее фамилия известного предпринимателя не ушла из жизни Донецка (нынешнее название Юзовки) — она стала топонимом. Дело в том, что жилой район Машиностроительного завода до сих пор неофициально называется Боссе.
Предприятиям, основанным Эдуардом Боссе, тоже была суждена долгая жизнь. Механический завод в Петро-Марьевке стал Первомайским механическим заводом имени К. Маркса. А машиностроительный и чугунолитейный завод в 1935 году стал “имени 15‑летия Ленинского комсомола Донбасса”. В этот период его посетил Хрущев, недавно возглавивший УССР. “Наверное, тогда шел 1939‑й или конец 1938 года, — рассказывал он. — Поехал я в Донбасс. Меня тянуло в родные края. Захотелось встретиться со своими друзьями, с теми, с кем я работал на заводе Боссе…”.
Впоследствии Донецкий машиностроительный завод имени Ленинского комсомола Украины посетил и Михаил Горбачев — в феврале 1989 года. В независимой Украине предприятие изменило и название, и статус — в 1995 году стало ОАО “Донецкгормаш”.
Эдуард Теодор Боссе строил свое детище на века, в буквальном смысле. Некоторые дореволюционные помещения завода со старой кирпичной кладкой дожили до наших дней. Как и двухэтажный дом самого основателя предприятия, в котором в советские времена разместили компрессорную станцию. Все это было в Донецке, по крайней мере до недавнего времени.
Станислав ЦАЛИК
Что скажете, Аноним?
[20:31 29 ноября]
[19:12 29 ноября]
[10:13 29 ноября]
19:00 29 ноября
18:50 29 ноября
18:40 29 ноября
18:10 29 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.