По всей видимости, от амбициозных планов построения “флота большого моря” с корветами и фрегатами отказались окончательно в пользу создания так называемого “москитного флота” (т.е. флотилии, состоящей из небольших катеров разного назначения).
И для этого есть причины — прежде всего, конечно, экономического порядка. Тот же проект создания многоцелевого корвета был открыт еще в 2005 году (то есть проекту уже 11 лет). Первый корабль серии был заложен на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве в мае 2010 года и простые расчет показывают, что, если продолжить строительство главного корабля существующими темпами, то нужно еще... почти 14 лет.
Поэтому возникает вполне резонный вопрос — какими силами и средствами защитить государство в этот период? А сколько еще нужно времени не только для строительства, но и для последующей модернизации остальных кораблей этого класса, потому что к моменту окончания строительства на 25-м году своей истории они уже будут устаревшими?
Есть и другая сторона вопроса — после потери Крыма наша страна просто не имеет инфраструктуры базирования для такого класса кораблей — ее нужно создавать из нуля. Формирование такой базы — это колоссальные деньги, которых у государства просто нет.
Ведь ориентировочная стоимость постройки корвета — 250 миллионов евро, закупки малой подводной лодки — 200 миллионов долларов США. А создание группировки из трех многоцелевых корветов, двух малых и одной средней подводных лодок, вместе с кораблями (катерами) охраны и строительством береговой инфраструктуры базирования требует... 55,1 миллиарда гривен. При этом из годового оборонного бюджета на развитие корабельного состава ВМС Украины может направляться до 1 миллиард гривен, то есть на все про все понадобится... 55 лет.
Гораздо более реалистичными выглядят нынешние планы создания основы флота на базе строительства значительного количества высокотехнологических, но в то же время, относительно дешевых катеров разнообразного назначения — патрульных, ракетных, противоминных, сил специальных операций. При этом инструментами сбалансирования и дополнения указанного потенциала следует рассматривать немногочисленные малые боевые корабли других классов, в первую очередь патрульные корветы.
В рамках этого в 2016 году в строй были поставлены малые бронированные артиллерийские катера “Аккерман” и “Бердянск”, построенные на так и не декоммунизированном киевском заводе “Ленинская кузница”. В апреле были заложены еще четыре катера проекта 58155, и сегодня они успешно строятся. А 28 декабря там же была проведена церемония закладки двух десантных катеров проект 58181 типа “Кентавр”, в которой принял участие лично командующий Военно-Морских Сил Вооруженных Сил Украины вице-адмирал Игорь Воронченко.
Заложенные десантные катера по мнению командования являются важным элементом морского компонента сил быстрого реагирования и могут применяться для транспортировки морем и высадки на необорудованное побережье морского десанта, поражения отдельных малоразмерных целей противника огневыми средствами, борьбы с десантно-высадочными средствами противника, а также для борьбы с противодиверсионными силами и средствами противника. Такие катера могут решать задачи как в речной акватории, так и в ближайшей морской.
Собственно “Кентавр” является последующим развитием линейки бронированных катеров “Гюрза” и “Гюрза-М” и является базовым для целой линейки катеров — для сил Специальных операций, для МЧС, огневой поддержки, санитарный катер и пожарный.
Соответственно в зависимости от модификации может изменяться и вооружение катера. По заверению производителя оно может включать как два боевых модуля с пулемётом (7,62 или 12,7 мм) и автоматическим гранатомётом (30 или 40 мм), так и мобильную РСЗО под авиационные неуправляемые реактивные снаряды С-8 или пусковую установку “Град” (в варианте катера огневой поддержки). Опционально катер может нести морские мины и несет аппаратуру для постановки дымовой завесы.
Такая концепция очень популярна в мире и основу москитного флота небогатых держав составляют шведские десантно-штурмовых катера типа CombatBoat 90 (CB90) и их клоны. Украинский вариант отличается от “шведа” своими размерами — наш катер имеет длину в 21,4 метра вместо 16 метров и вместимостью (32 человека десанта вместо 20-21).
Таким образом, через год в составе нашего флота будет восемь катеров, которые значительно усилят его возможности.
Кроме того, объявлен тендер на капитальный ремонт водолазного судна “Почаев”. На судне планируется проведение ремонта дизельного двигателя, чистка и замена частей корпуса внешней обшивки. Также будут отремонтированы якорная цепь и гребные винты, элементы рулевого управления, планируется демонтаж эхолота.
Судно было построено на Гороховецком судостроительном заводе в 1975 году как водолазный бот “ВМ-152”. В 1997 году оно перешло под юрисдикцию Украины и базировалось в Севастополе. В мае 2014 года “Почаев” со значительными повреждениями отбуксировали в Одессу.
В конце года пополнился и парк судов морской охраны — в мариупольский отряд вернулся малый катер “UMS-1000”, который 7 июня 2015 года подорвался на мине во время выполнения боевого задания. Тогда погиб один пограничник, а сам катер получил серьезные повреждения.
Капитальный ремонт производили работники николаевского предприятия “Югмоторсервис”. Планируется, что ходовые испытания катера начнутся уже весной следующего года.