Для манипулирования гражданами лучше всего подходят лозунги, которые настолько глупы, что ни один средний разум не в состоянии в них вникнуть.
В.Швебель
Читать предвыборные программы кандидатов, думать об их реалистичности и о том, что конкретно они смогут принести мне, избирателю, в нашем обществе не принято. Иначе сейчас, во втором туре выборов, в бюллетенях стояли бы совсем другие фамилии. Программы кандидатов издаются миллионными тиражами, выложены в Интернете, но не являются предметом общественной дискуссии. А надо бы. Для того чтобы увидеть вранье, не всегда надо ждать пять лет. Накануне второго тура голосования любопытно бросить взгляд на то, какое будущее нам готовят оба кандидата в народные вожди. Каждый из них обещает переформатировать под себя парламент и получить контроль за всей системой власти, и вот к чему это приведет…
Он
Рейтинговый фаворит выборов Виктор Янукович весьма детально и со сроками рисует картину глобальных реформ. У Януковича нет никакой конкретики в описании структурных реформ — он не тратит слова на то, что может быть непонятно его избирателю. Схема проста и легкодоступна. Программа Януковича рассчитана исключительно на малоимущие слои общества, и в своей конструктивной части отражает чаяния людей, которые остро нуждаются в социальной помощи. Янукович обещает сделать Украину “наиболее инвестиционно привлекательной страной Восточной Европы”, но задекларированные методы не могут не вызывать удивления у любого инвестора. Рецепт этой программы таков:
1. Налоговые каникулы для малого бизнеса на пять лет. 2. Уменьшение НДС до 17% с 2011 года. 3. Снижение налога на прибыль до 19% с последующим сокращением на 1% в год до 16%.
Насколько адекватно применение налоговых каникул в стране, где минимизацией налогообложения и маскировкой под “малый бизнес” занимается почти каждый предприниматель? В Украине и без того действует беспрецедентно льготная система “частных предпринимателей”, которая позволяет минимизировать до 200 гривен все налогообложение — при том, что минимальная пенсия составляет 600 гривен и налоговые отчисления частных предпринимателей не покрывают расходов на их пенсионное обеспечение в старости. Есть ли в таком случае какой-либо расчет в том, чтобы позволить малому бизнесу вообще не платить налоги? Вряд ли малый бизнес тормозит величина налоговых ставок. Скорее — поборы со стороны государственных чиновников на всех уровнях, неравные условия конкуренции, прямое участие чиновников и лояльных им структур в частном бизнесе.
Уменьшение НДС и налога на прибыль со следующего года являются изначально невыполнимой утопией с финансовой точки зрения. Колоссальный дефицит бюджета, падение платежей в бюджет и резкий рост социальных обязательств, растущий объем выплат по государственным внешним и внутренним займам, необходимость спасать неэффективный банковский сектор, дотировать регионы — все это делает маловероятным сокращение главных налогов, обеспечивающих наполняемость бюджета. Только закон о повышении социальных стандартов, принятый по требованию Партии регионов, возьмет, по подсчетам экономистов, не менее 30 миллиардов — это порядка 12% от общего сводного бюджета державы за 2009 год! Но, самое главное, сокращение налогов на эти проценты не приведет к исчезновению схем минимизации и ухода от налогообложения. Потому что ничего не платить — всегда выгодней. А наибольшие расходы большого бизнеса в Украине — это ежемесячные отчисления чиновникам, и эти “черные” налоги гораздо выше “белых”, официальных. Поскольку в настоящий момент Государственной налоговой администрацией руководит тандем из представителей БЮТ и самой Партии регионов, существуют сомнения, что ситуация поменяется. Иначе в тех областях, где фискальные органы контролируются командой Януковича, им никто не мешает уже давно установить “налоговый рай” для предпринимателей. По наполнению доходной части бюджета в программе Януковича не сказано, увы, ничего.
Сможет ли резкое сокращение налогов привести в условиях чиновничьего беспредела к активизации бизнеса и расширению базы налогообложения? А ведь падение доходов госбюджета будет сопровождаться резким увеличением социальных обязательств. В их число входит: компенсация процентов по кредитам и выплата дотаций сельхозпроизводителям; формирование “антикризисных продовольственной и медицинской корзин” (что требует создания государственных фондов для проведения интервенций на рынках); резкий рост выплат за рождение ребенка и на содержание ребенка до 18 лет; увеличение госзаказа в вузах до 75%; ипотечное кредитование под 7 % годовых. Одним из самых ярких примеров социального популизма, выполнение которого избиратели Януковича должны контролировать особенно тщательно, является обещание построить за государственный счет 1 миллион квартир в течение 10 лет для молодежи, государственных служащих, людей с ограниченными возможностями. 100 тысяч квартир в год — это еще не менее 3 миллиардов гривен ежегодно. При этом 10% ВВП Виктор Федорович направит на финансирование здравоохранения. С 2011 года Янукович обещает перевести Вооруженные силы на контрактную основу и оснастить новым оружием. О стоимости этой программы, к сожалению, нет данных.
И вот на фоне такого резкого роста социальных выплат — на десятки миллиардов гривен, если просуммировать, и сокращения платежей в бюджет тем не менее планируется ежегодный рост ВВП, усиление конкурентоспособности отечественных производителей на внешних рынках, рост продуктивности труда, и в конечном итоге увеличение прямых иностранных инвестиций в 2014 году до 50 млрд. долл.
Обилие цифр и конкретных сроков, являющихся “фишкой” программы Януковича, на самом деле не более чем фигура речи, стилистический прием. Поскольку доверия к словам в наши дни мало, их замаскировали цифрами. Но эти цифры станут для Януковича такой же проблемой, какой стали подобные конкретные обещания Тимошенко в 2007-м.
Нельзя не отметить, что в который раз в программе лидера Партии регионов появилось обещание придать русскому языку статус второго государственного. Говорят, что есть еще люди, которые этому верят.
Особое доверие внушают следующие гарантии, достойные прямой цитаты: “Продолжу решительную борьбу с коррупцией и теневой экономической деятельностью”. Нельзя не отметить глагол “продолжу” — то есть и раньше, в 2003—2004-м, 2006 — 2007 годах Виктор Федорович, оказывается, “решительно боролся, а вехами этой борьбы были приватизация, и налоговые векселя, и “Криворожсталь”, и эмиссия акций “Днепроэнерго” и пресловутое Межигорье…
А “усиление основ парламентаризма и демократии” тоже будет, несомненно, продолжено — в духе принятых на этой неделе по инициативе Партии регионов изменений к закону о выборах, которые позволяют тасовать состав избирательных комиссий в день голосования…
Она
Программа Юлии Тимошенко значительно отличается от программы Януковича. Она ориентирована на глобальные ценности, в ней есть размах, обращение к смыслам. В ней присутствует, в отличие от программы Януковича, риторика, связанная со структурными реформами. Но критиковать программу Тимошенко в плане конкретных обещаний невозможно — в отличие от 2007-го Юлия Владимировна не указывает никаких сроков выполнения своих планов. А как без этого оценить реализм задуманного? Без указания сроков реализации программа остается общей декларацией, и в этом плане сильно уступает программе Януковича. Потому что сложно обсуждать умные, красивые слова без привязки к реальной ситуации. И в нашей стране, где политики сильно девальвировали ценность слова и обязательства, существует неудовлетворенный спрос общества на максимальную конкретику — чтобы возродить доверие… А так Тимошенко говорит о профессиональной армии, но когда она станет таковой и когда контрактники начнут получать обещанные еще в 2007 году 700 долларов в месяц, уже не указывается. И можно понять, если такой конкретики нет в словах новых кандидатов, которые находятся в оппозиции, но трудно объяснить, почему конкретика ушла из выступления действующей главы правительства. Программа дает очень точный и емкий анализ ситуации в обществе — безусловно, так и должен мыслить государственный деятель. Но вот парадокс: из уст премьер-министра эта программа звучит очень похоже на явку с повинной.
“Так что же нам до сих пор мешает быть высокодуховными, сильными, богатыми и счастливыми? Прежде всего — тотальное господство олигархии, которая глубоко коррумпировала политиков, средства массовой информации, значительную часть силовых структур и судов. Олигархия зарабатывает нечестные деньги на государственных ресурсах и возможностях. Это раковая опухоль современной Украины, которая несовместима с демократией”.
Вопрос: кто же конкретно является “раковой опухолью”, почему имена злобных олигархов не предаются гласности? Почему олигархов два года принимали во фракцию, назначали на высокие посты в правительстве, разрешали захватывать за бесценок государственные предприятия, почему, в конце концов, с некоторыми олигархами государственные деятели целуются перед камерами? А теперь оказывается: это отнюдь не опора государства, как создавалось впечатление, а “раковая опухоль”?
Виновником всех бед государственного аппарата является “политреформа”. “Политреформа” для Юлии Владимировны сродни “разрухе” в описании профессора Преображенского. Некое вселенское зло, которое делает невозможным нормальную работу власти, вынуждает госслужащих брать взятки и откаты за любое решение, бороться только за коммерческие и никогда за общественные интересы, принимать бесхозяйственные и абсурдные решения…
“Без создания честных, правосудных судов никакие позитивные изменения в стране невозможны. Без них невозможна и справедливость. Суды будут выведены из-под политического, административного и коррупционного влияния. Мы сделаем их финансово независимыми от исполнительной власти. Люди непосредственно будут избирать и отзывать судей”. Вот так Юлия Владимировна опосредованно раскритиковала деятельность своего ближайшего соратника Василия Онопенко. А со стороны казалось, что как раз управляемые, карманные суды, выполняющие любой приказ и любое решение только за деньги, — это и есть цель судебной реформы…
“Чиновники будут лишены права предоставлять лишние лицензии, справки, разрешения, осуществлять безосновательные проверки”. А чем последние два года занимались органы исполнительной власти? Кто позволял чиновникам, подчиненным правительству, заниматься всем вышеперечисленным и всячески усложнять делопроизводство, наживаться на взятках за каждую запятую? “Старуха с клюкой” — политреформа?
Из более конкретных социально-экономических обязательств Тимошенко поражает грандиозная идея: “в социально-депрессивных регионах будет предусмотрен упрощенный порядок инвестирования и десятилетние полные налоговые каникулы”. Судя по официальной статистике, дотационными и социально-депрессивными у нас можно признать половину областей. Полстраны без налогов? Это обещание настолько же реалистично, как и пятилетние налоговые каникулы от Януковича.
* * *
Программы кандидатов в президенты и программы политических партий в Украине, увы, считаются третьестепенным придатком к пиар-мероприятиям избирательной кампании. Однако эти документы позволяют очень четко изучить принципиальные подходы к реформированию страны, которые защищают политики. Если бы в нашем обществе предвыборная программа была предметом серьезного изучения гражданами, у избирателей появилась бы рациональная мотивация. Отношение к программам кандидатов как к макулатуре со стороны граждан позволяет и политикам столь же “макулатурно” относиться к исполнению взятых обязательств…
Юрий БУТУСОВ
Что скажете, Аноним?
[17:10 27 ноября]
[13:15 27 ноября]
17:50 27 ноября
17:40 27 ноября
17:00 27 ноября
16:50 27 ноября
16:40 27 ноября
16:30 27 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.