Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

“Британский Вудсток” может умереть

Украина, худо-бедно, продолжает писать свою фестивальную историю.

На днях организатор легендарного британского музыкального фестиваля Glastonbury Майкл Ивис заявил о том, что его детище может прекратить свое существование через три или четыре года. Среди причин столь пессимистичного прогноза господин Ивис назвал финансовые проблемы и пресыщенность посетителей.

История фестиваля Glastonbury берет свое начало в 70-х годах. Еще тогда он приобрел славу “британского Вудстока” и до сих пор считается одним из главных событий музыкального года в Британии. Однако и столь серьезная репутация не спасает фестиваль от тлетворного влияния времени.

В Украине же фестивальное движение не может похвастаться столь глубокими корнями, тем не менее, на территории нашей страны также проходили масштабные музыкальные фестивали, которые внесли существенный вклад не только в фестивальную историю, но и дали нашей музыкальной индустрии первые по-настоящему звездные имена, большинство из которых до сих пор чувствуют себя весьма комфортно на большой сцене. Что касается самих фестивалей, то дожить до нынешних дней удалось немногим, и хотя на смену им пришли новые музыкальные форумы, с более адекватными концепциями и вариативными подходами, отвечающими духу времени, не стоит забывать, с чего все начиналось. А начиналось все с абсолютно не коммерческих фестивалей.

Легендарный фестиваль “Червона рута” впервые состоялся в 1989 г. в Черновцах, и до 2009 г. проводился регулярно один раз в два года в разных городах страны. Один из инициаторов и главных организаторов фестиваля, Анатолий Калениченко, справедливо отмечает, что “Червона рута” стал первым реальным шагом в консолидации патриотической молодежи Украины. Однако не только в этом его заслуга. Именно этот фестиваль за время своего активного существования дал возможность заявить о себе на всю страну многим украинским музыкантам. В разные годы в конкурсе принимали участие такие артисты, как “Братья Гадюкины”, “Кому вниз”, Мария Бурмака, “ВВ”, Андрей Кузьменко, Александр Пономарев, Ани Лорак, ТНМК, Руслана Лыжичко, “Тартак” и т.д. “90% всех певцов и групп, которые исполняют в Украине молодежный репертуар на украинском языке,— это исполнители, чьи имена открыл фестиваль “Червона рута”, — небезосновательно утверждает господин Калениченко.

Если “Червона рута” открывала новые имена, то международный фестиваль “Таврийские игры” давал им возможность почувствовать под ногами большую сцену, а также поработать на одной площадке с зарубежными коллегами (Bad Boys Blue, “Океан Ельзи”, “ВВ”, “Братья Гадюкины”, Deep Purple, “Скрябин”, “Машина времени”, Руслана, Ирина Билык, Анжелика Варум, Филипп Киркоров, Валерий Меладзе, Кристина Орбакайте, RunDMC, Bomfunk MC’s, Алла Пугачева и др). И хотя “Таврийские игры” (начали свое существование в 1992 г.) не чисто музыкальный фестиваль, а целый комплекс забав, кульминацией праздника всегда были большие концерты. Автором идеи и почетным президентом фестиваля является Николай Баграев. “Уже в 1995 г. мы увидели результат чрезвычайно важного для нас направления — развития украинской музыки,— прокомментировал господин Баграев.— Наши артисты стали настоящими звездами, и в этом я вижу также успех фестиваля”. До 2006 г. включительно местом проведения фестиваля был город Каховка Херсонской области, билеты не требовались. Однако попытка в 2007 г. перенести фестиваль на другую площадку и сделать вход платным — не прижилась. Последний фестиваль состоялся в 2008 г. Тем не менее в стране уже выросла аудитория, готовая платить за входные билеты на фестиваль, вот только слушать она хотела уже других артистов.

Одним из самых знаковых рок-фестивалей конца 90-х начала 2000-х был “Просто Rock”, который пользовался большой популярностью, в первую очередь потому, что именно благодаря его организаторам киевские зрители увидели Земфиру, “Сплин” и многих других российских топ-рокеров. Просуществовав около пяти лет, он канул в Лету из-за того, что его организаторы разошлись во мнениях на его будущее.

Не менее важной страницей в украинской фестивальной истории, правда, уже коммерческой, можно считать рок-фестиваль “Чайка”. “Придумывая и организовывая фест, мы хотели приблизить Украину к современным традициям западной культуры”,— отмечают на сайте фестиваля его организаторы. Первый фестиваль состоялся в 2000 г., всего же его история насчитывает 11 форумов. На сцене “Чайки” выступали известные украинские и российские, а также белорусские рок-музыканты. Позже организаторы привнесли стилистическое разнообразие, разбавив программу рэп, поп и электронной музыкой. В последние годы на фестивале также появился палаточный городок, что его еще больше приблизило к формату европейских оупен-эйров. Также стали приглашать группы из дальнего зарубежья, правда, до топовых коллективов дело так и не дошло — не хватило средств.

В среднем “Чайку” посещало около 70 тыс. человек. С 2010 г. “Чайка” не проводится, однако президент фестиваля Ярослав Быструшкин не спешит ставить жирную точку. “Я бы не сказал, что наш фестиваль умер, мы просто приостановили свою деятельность на некоторое время. В прошлом году мы не провели фестиваль из-за кризиса. Развлечения у молодежи отошли даже не на второй план, а значительно дальше,— прокомментировал “і” господин Быструшкин.— Наша аудитория — молодые люди, не имеющие пока большого достатка. Сейчас они думают о том, где бы взять деньги на оплату квартиры и другие различные бытовые вещи, поэтому купить себе билет на концерт уже сможет не каждый”.

Основной причиной того, что многие известные масштабные украинские музыкальные фестивали канули в Лету, стала отнюдь не пресыщенность, а финансовая составляющая. По данным Ярослава Быструшкина, бюджет двухдневного фестиваля, подобного “Чайке”,— $350-400 тыс., а российского “Нашествия” — $1-1,5 млн. Однако затратные части отличаются не из-за величины гонораров участников, а потому, что в России больше стоят аренда территории, аппаратуры, рекламная кампания и т.д. Кроме этого, практически все артисты, принимающие участие в этом фесте (“Нашествие”), живут в Москве и Санкт-Петербурге, а значит, не тратятся деньги на их проживание и гораздо меньше стоит их переезд. В основном они сами приезжают на своих машинах и автобусах. Львиную долю бюджета отечественных фестивалей раньше составляла спонсорская поддержка (именно благодаря этому вход на многие оупен-эйры долгое время был бесплатным). Как только спонсоры теряли интерес к мероприятию, так оно моментально выдыхалось. Некоторые же организаторы просто не хотели связываться с бизнесом, так как считали, это таким образом отмываются “грязные деньги”.

Отдельные отечественные фестивали становились заложниками своей концепции. Например, фест “Рок-экзистенция” перекрыл себе кислород тем, что приглашал исключительно украинских артистов. Достойных украинских групп не так уж и много, и со временем посетителям фестиваль стал просто неинтересен. “Проводя фестиваль, на котором должны продаваться билеты, делать ставку исключительно на украинских артистов не правильно. Если это бесплатный большой концерт, то набрать отечественных артистов для него нет никакой проблемы, а вот подобрать таких исполнителей, на которых люди готовы пойти за деньги, уже сложнее, потому что их (артистов) в нашей стране не так много”,— рассуждает господин Быструшкин.— Поэтому необходимо приглашать зарубежных артистов, я имею в виду не только российских, но и западных”.

Последний гвоздь в крышку многих отечественных фестов забил финансовый кризис 2008 г.: организации пересмотрели свои бюджеты, а меломаны оказались не готовы платить за входные билеты. Да и тех музыкантов, за которых гости фестивалей были бы согласны платить, никто привезти на свое мероприятие не решился. Денег на звезд мирового масштаба ни у организаторов, ни у зрителей якобы не было. Однако украинские реалии таковы, что не только отсутствие средств, по словам Ярослава Быструшкина, причина остановки деятельности феста. “Вторая причина, по которой мы пока не проводим “Чайку”,— политическая. Сейчас обстоятельства складываются так, что, проводя мероприятие, которое способно собрать более 5 тыс. человек, нужно заручаться поддержкой какой-либо политической силы. Мне это уже неоднократно предлагали, но я всегда был противником того, чтобы музыкальный фестиваль был рупором для тех или иных политиков”. Тем не менее Украина, худо-бедно, продолжает писать свою фестивальную историю. Такие форумы, как “KaZaнтип”, “Країна мрій”, “Джаз Коктебель”, Jazz in Kiev, Global East Festival и др. продолжают собирать сотни тысяч меломанов.

Светлана ГОРДЗИЕВСКАЯ

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.