Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Британские козни

[16:18 02 июля 2009 года ] [ Инвест газета, 29 июня 2009 ]

Реформа финансового регулирования ЕС едва не рассорила Гордона Брауна с остальным “европейским” миром.

Чье видение реформы победит?

Если бы еще девять месяцев назад я сказал, что мы согласимся на создание системы панъевропейской системы надзора с обязующими полномочиями, никто бы даже не поверил”, — заявил в прошлый четверг президент Франции Николя Саркози. Заявил так не без основания. Прошедшая неделя оказалась на редкость урожайной. В среду со своим проектом реформы финансового регулирования в США выступил президент Барак Обама, а уже на следующий день его примеру последовали и в Европе. На саммите 18 июня ЕС утвердил рамочный проект реформы финансового регулирования — план, согласно которому Европу ждет пара-тройка новых регуляторов, общеевропейская система финансового надзора, и координация действий национальных органов финансового регулирования стран ЕС. И все же сделать свое заявление таким же громким, каким за день до этого стало заявление Обамы, Саркози не удалось. Амбиции реформаторов в ЕС блекнут на фоне масштабов будущих преобразований в США. Да и к тому же сама реформа чудом не споткнулась о нежелание осложнять жизнь финансовым институциям со стороны премьер-министра Британии.

Урезанные амбиции

Формально различий не так уж много. То же, что и в США, ужесточение правил работы банков и небанковских организаций. То же желание поставить под контроль хедж-фонды и фонды прямого инвестирования. И даже система работы регуляторных органов должна быть схожей. Проект реформы финансовой системы ЕС, разработанный бывшим директором-распорядителем МВФ и нынешним главой специальной комиссии ЕС Жаком де Ларозьером, еще в начале апреля нынешнего года был одобрен в качестве основы для реформирования финансовой системы Евросоюза. Согласно этому проекту, уже в следующем году в Европе должны появиться три новых регулятора — Администрация европейских банков, Европейская администрация ценных бумаг и Европейская страховая администрация.

Кроме того, систему финансового регулирования ЕС ожидает такое же двуглавое управление, какое должно быть введено и в США. В рамках реформы должна быть создана Европейская система финансовых наблюдателей (European Supervisory Authorities — ESAs), которая займется координацией действий национальных органов финансового регулирования стран Евросоюза на каждодневной основе. А функции отслеживания системных рисков должен взять на себя Европейский совет по системным рискам (ESRC). Именно на плечи Совета ляжет задача предотвращения в будущем возможности повторения нынешнего финансового кризиса. Вдвоем эти организации должны отслеживать финансовое здоровье ЕС как единого блока.

Впрочем, если изначально задумывалось, что панъевропейские надзорные органы будут диктовать условия финансовым органам всех государств ЕС и всем участникам рынка, то теперь их полномочия оказались существенно урезаными. Сказать за это “спасибо” Жак де Ларозьер, а заодно и Саркози — ярый сторонник реформы, могут премьер-министру Британии Гордону Брауну.

Главное, чего опасался Браун, — то, что панъевропейские регуляторы начнут диктовать условия национальным финансовым органам. А для Британии лишиться права самостоятельного регулирования этого сектора просто недопустимо. Создание панъевропейских администраций по страхованию, ценным бумагам и банковскому сектору, опасаются здесь, нанесет непоправимый ущерб британскому финансовому сектору — крупнейшей отрасли экономики страны. Один раз Лондон уже саботировал призыв европейских стран ужесточить правила работы этого рынка. Когда в 1992 году государства континентальной Европы, создавая единый рынок в сфере финансовых услуг, договорились о регулировании финансовых продуктов, Лондон предпочел куда менее детальное, пруденциальное регулирование финансового сектора. Сегодня проект реформы де Ларозьера призван исправить эту “британскую недоработку”. Но руководство Британии по-прежнему не хочет предоставлять право диктовать условия своему центробанку и соглашаться на излишнюю аскетику в вопросах финансового регулирования.

Сопротивление Брауна на саммите удалось преодолеть. Но “козни” британского премьера все же не прошли для проекта реформы даром. Николя Саркози и федеральному канцлеру Германии Ангеле Меркель — главным оппонентам Брауна — пришлось согласиться, что регуляторной самостоятельности Британии, как и всех остальных стран-членов ЕС, ничего не угрожает. Согласно итоговому коммюнике саммита, ежедневный надзор за деятельностью финансовых институций останется парафией национальных финансовых властей. Такие же органы, как ESAs, смогут вмешиваться только в межнациональные спорные вопросы. А кроме того, сторонникам реформы пришлось пойти и на сокращение полномочий Европейского центробанка — согласно проекту реформы, именно глава ЕЦБ должен был стать во главе ESRC, но Браун отговорил и от этого, испугавшись, что ЕЦБ получит слишком много власти над Лондонским Сити.

В итоге реформа оказалась далеко не такой амбициозной и жесткой, как хотелось Николя Саркози. Неудивительно, что его пафосные заявления по окончании саммита почти никто не услышал.

Дария РЯБКОВА

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.