Более чем годичная эпопея американской компании RG Steel, в марте 2011 года купившей у Severstal North America три металлургических завода совокупной мощностью около 7,5 млн. тонн в год, завершилась крахом. Компания, ранее предупреждавшая от закрытии с 4 июня своего крупнейшего комбината Sparrows Point в штате Мэриленд из-за высокой убыточности, заявила о своем банкротстве. В результате остановлены на неопределенный срок будут все три основных предприятия компании, а 3,5 из 4 тыс. сотрудников получили извещения об увольнении.
По оценкам аналитиков, основной причиной краха RG Steel стало падение цен на стальную продукцию в США, начавшееся в марте этого года. Оно ухудшило и без того сложное финансовое положение компании. RG Steel не имела собственных сырьевых мощностей, дающих возможность снизить себестоимость. К тому же листовая сталь (основной продукт предприятий компании) оказалась на американском рынке в избытке. Подъем в американской автомобилестроительной промышленности в последние месяцы касался в основном малолитражек, для изготовления которых используется относительно мало стали. Да и темпы роста ВВП США в первом квартале текущего года составили только 1,9% вместо прогнозировавшихся ранее 2,2%.
Руководство RG Steel подтверждает свое намерение распродать все свои металлургические активы. На один из них ‒ крупного производителя металлоконструкций Wheeling Corrugating Company ‒ уже претендует трейдерская компания Esmark, которая некоторое время владела этим предприятием и продала его “Северстали” в 2008 году. Однако остальные заводы, по мнению американских аналитиков, вряд ли у кого-то вызовут интерес, особенно если учесть, что на продажу одновременно с ними выставлен и более привлекательный актив ‒ метзавод ThyssenKrupp USA, построенный в 2010 году в штате Алабама.
В целом в мировой металлургической промышленности продолжается “дрейф активов”, начавшийся еще в 2008-2009 годах. Ряд стран, к которым, увы, принадлежит и Украина, так и не смогли вернуться к докризисным объёмам производства стали и продолжают терять мощности. Но есть и страны, где сталелитейная промышленность поднимается, опираясь на растущий внутренний спрос.
Традиционно к этим странам специалисты относят Индию, где в конце мая был анонсирован очередной крупный проект. Компания RINL, намеревающаяся до конца этого года завершить расширение мощностей своего металлургического комбината с 2,9 млн. до 6,3 млн. тонн в год, анонсировала новый проект, в рамках которого этот показатель будет увеличен до 12 млн. тонн в год. На это планируется потратить около 6 млрд. долларов; более двух третей этой суммы будет вложено в создание интегрированного производства горячего проката. Следующая стадия стоимостью немногим менее 2 млрд. долларов предполагает сооружение линии по производству холоднокатаных рулонов и кремнистой электротехнической стали.
Крупнейшая химическая корпорация Тайваня Formosa Plastics, собирающаяся построить мегакомбинат во Вьетнаме, пересмотрела свой проект в сторону увеличения. Сталелитейный комплекс, который она планирует возвести к 2020 году в провинции Ха Тинь на границе Северного и Центрального Вьетнама, должен стать одним из крупнейших в мире. Его мощность составит 22 млн. тонн стали в год, причем помимо самого комбината в его состав войдут мощная электростанция и крупный морской порт. Formosa Plastics, планирующая ввести в строй первую очередь комбината мощностью 7 млн. тонн преимущественно плоского проката в год в 2015 году, уже заключила контракты на поставку железной руды из Бразилии и Австралии и коксующегося угля из Австралии. Как рассчитывают тайванцы, возводящие комбинат в партнерстве с металлургической корпорацией China Steel (владеет 5% акций), новое предприятие будет поставлять свою продукцию не только на рынок стран АСЕАН, емкость которого в прошлом году достигла 50 млн. тонн, но и в страны Северо-Восточной Азии и даже Европы.
Дорога, ведущая вниз
На мировом рынке стали уже несколько недель подряд продолжается спад. По мнению аналитиков, цены на стальную продукцию находятся вблизи дна, но подняться им будет нелегко из-за низкого спроса. Достаточно высокие шансы на скорую стабилизацию есть, пожалуй, только в США, где из-за банкротства RG Steel и остановки ее заводов с рынка уходит более 5% листовой стали, а также в Китае, где правительство наконец созрело для новой программы стимулирования национальной экономики за счет государственных инвестиций.
Впрочем, на прошлой неделе котировки снижались и в США, и в Китае. На американском рынке стоимость горячего проката сократилась до около 690-730 долларов за метрическую тонну EXW, что является самым низким уровнем более чем за полгода. Китайским же экспортерам горячекатаных рулонов снова пришлось пойти на уступки в попытке заинтересовать покупателей. Цены на их продукцию к концу мая опустились до около 610 долларов за тонну FOB, потеряв за месяц порядка 20-30 долларов за тонну.
Были вынуждены признать неизбежность спада и поставщики стальной продукции из Кореи, Японии и Тайваня, которые в течение всего мая пытались удержать котировки на горячий прокат на уровне 660-690 долларов за тонну FOB. При заключении новых сделок они понизили цены до 640-660 долларов за тонну FOB, однако покупатели настаивают на более серьезных уступках. К тому же японцам и корейцам приходится конкурировать не только с китайскими компаниями, но и с производителями из России и Индии, которые предлагают горячекатаные рулоны в Юго-Восточную Азию по 625-650 долларов за тонну CFR.
Продолжают дешеветь горячекатаные рулоны производства СНГ. Некоторые компании, старающиеся распродать остатки июньской продукции, опустили котировки до 565-585 долларов за тонну FOB. Интересно, что стоимость слябов остается в интервале 550-560 долларов за тонну FOB, несмотря на снижение спроса на полуфабрикаты в Европе, США и азиатских странах. Турецкие компании между тем сбавили внутренние котировки на горячий прокат до 640-650 долларов за тонну EXW.
В странах Юга Европы рынок проката просто обвалился. Горячекатаные рулоны и арматура предлагаются некоторыми компаниями дешевле 500 евро за тонну EXW. Так участники рынка отреагировали на резкое ухудшение финансового состояния Италии и Испании. В МВФ, по данным информагентств, уже даже обсуждался вопрос о возможной помощи испанскому правительству, которое испытывает все больше трудностей с привлечением средств на мировом рынке капиталов.
Правда, падение курса евро до самого низкого уровня за последние два года несколько повысило конкурентоспособность европейских компаний. При сохранении и даже некотором повышении экспортных котировок в евро они получили возможность предлагать арматуру по 630-635 долларов за тонну FOB и заготовки дешевле 570 долларов за тонну FOB. Этим воспользовались покупатели длинномерного проката на Ближнем Востоке, сбившие цены на продукцию из Турции и СНГ. Так, турецкая арматура к концу мая подешевела до 630-640 долларов за тонну FOB, а некоторые украинские и российские поставщики заготовок сбавили цены до 565-575 долларов за тонну FOB.
Оттолкнулись от дна
Цены на железную руду на спотовом рынке после шести недель падения наконец-то остановились и даже слегка повысились. В последние дни мая стоимость 63,5%-ного индийского концентрата при поставках в Китай достигла 138-139 долларов за тонну FOB, прибавив около 1 доллара за тонну по сравнению с предыдущей неделей. При всей незначительности этого роста сам факт повышения заметно улучшил настроение поставщиков сырья. Аналитики предсказывают возвращение цен на 62%-ную австралийскую руду на уровень не ниже 140 долларов за тонну CFR Китай.
Прекращение спада увязывается специалистами с некоторыми улучшением конъюнктуры на китайском рынке. Хотя котировки на прокат внутри страны все еще снижаются, металлурги надеются на скорые перемены к лучшему. Их воодушевляет прежде всего то, что китайское правительство, обеспокоенное снижением темпов экономического роста, приступило к рассмотрению вопроса о подготовке новой программы стимулирования экономики за счет государственных инвестиций. По оценкам швейцарского инвестиционного банка Credit Suisse, объем пакета может составить 2 трлн. юаней (около 315 млрд. долларов). Кроме того, власти в конце мая после длительных проволочек дали компаниям Baosteel, Wuhan Steel и Shougang разрешения на строительство трех мегакомбинатов мощностью по 10 млн. тонн в год каждый. Таким образом, и в ближайшие несколько лет китайская металлургия продолжит развитие.
Впрочем, хотя китайские компании постепенно возобновляют закупки руды, многие участники рынка по-прежнему пессимистичны. Так, компания Fortescue Metals Group, которая в середине 2013 года планирует довести свою производственную мощность до 155 млн. тонн железной руды в год, отложила на неопределенный срок проект, в рамках которого за два года этот показатель был бы увеличен ещё на 100 млн. тонн в год. Эксперты также указывают и на то, что некоторая стабилизация на мировом рынке железной руды произошла за счёт Бразилии, в апреле сократившей экспорт сырья более чем на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и более чем на треть ‒ по сравнению с мартом.
Скопируйте нижеприведенный код в ваш блог.
Статья в вашем блоге будет выглядеть вот так:
Уже несколько недель на мировом рынке стальной продукции продолжается спад. Подняться ценам будет нелегко из-за низкого спроса.
Что скажете, Аноним?
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
11:30 24 ноября
10:00 24 ноября
08:30 24 ноября
13:00 23 ноября
12:30 23 ноября
[08:15 24 ноября]
[16:52 23 ноября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.