Правозащитная организация Human Rights Watch опубликовала результаты большого расследования последствий осады и штурма Мариуполя российскими войсками в первые месяцы войны
Расследование проводилось почти два года с начала полномасштабного вторжения совместно с украинской правозащитной группой Truth Hounds и при участии архитектурно-криминалистической группы SITU Research, использующей методы арихитектурного моделирования для реконструкции мест преступления (она ранее моделировала такими методами места убийств в Буче и обстрел переполненного вокзала в Краматорске российскими кассетными снарядами в апреле 2022 года).
В основе 215-страничного доклада лежат свидетельства 240 человек, преимущественно бежавших жителей, а также анализ десятков спутниковых снимков и более 850 фотографий и видео.
Среди выводов Human Rights Watch:
- Российское нападение привело к гибели по меньшей мере 8 тысяч человек в городе. Это консервативная оценка, и она основана на анализе расширения пяти кладбищ в городе и рядом с ним. С марта 2022 по февраль 2023 года на них было захоронено не менее 10 тысяч человек (в некоторых могилах могли хоронить и больше одного человека, к тому же не всех похороненных в стихийных могилах (во дворах домов, например) во время осады впоследствии перезахоронили, поэтому это минимальная оценка). По оценке HRW, смерть 8 тысяч из них напрямую связана с войной — либо она насильственная, либо обусловлена отсутствием чистой воды и медицинской помощи в последующие месяцы.
- Из довоенного населения в 540 тыс. человек к середине мая 2022 года около 400 тысяч жителей бежали из Мариуполя.
- За время российского штурма пострадали все 19 больничных комплексов города и 86 из 89 образовательных учреждений. Исследователи детально проанализировали места наиболее известных российских ударов, в том числе по Драмтеатру и роддому при Больнице № 3. В большинстве случаев не было выявлено никаких признаков украинского военного присутствия рядом с ними (как это часто утверждали российские власти), либо это присутствие было настолько ограниченным, что российские удары были явно непропорциональными.
- После оккупации российские власти снесли множество поврежденных зданий. Это само по себе не противоречит обязанностям оккупирующей державы, пишет Human Rights Watch, но вместе с этим Россия не дала возможность провести независимое расследование и фактически занимается уничтожением улик. Именно поэтому потребовалось 3D-моделирование.
- Human Rights Watch выделила 17 российских и пророссийских формирований, действовавших в Мариуполе, и их командиров, и перечисляет российских должностных лиц, несущих командную ответственность за их действия. Список возглавляет президент Владимир Путин, за ним следует министр обороны Сергей Шойгу, начальник Генерального штаба Валерий Герасимов и еще несколько генералов более низкого ранга. Интересно, что генерала Михаила Мизинцева, которого даже правительства некоторых стран называли “Мясником Мариуполя”, среди них нет.
- В числе лиц, не входящих в военную вертикаль командования, но несущих, как полагает Human Rights Watch, командную ответственность за военные преступления в Мариуполе, перечислены двое чеченских руководителей — Рамзан Кадыров и Адам Делимханов — и глава самопровозглашенной и тогда еще не аннексированной ДНР Денис Пушилин.