Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

“Я хорошо отношусь к вкусу публики”, — Владимир Овчаренко, арт-дилер

[11:27 21 января 2010 года ] [ Ведомости, №9, 21 января 2010 ]

Владимир Овчаренко — опытнейший московский арт-дилер считает, что на рынке современного искусства сейчас все идет хорошо, а будет еще лучше.

Галерея Владимира Овчаренко “Риджина” открылась 20 лет назад и бодро существует по сей день: активно работает с художниками — новыми и не без помощи Овчаренко ставшими знаменитыми. В субботу в киевском Pinchuk Art Centre — выставочном пространстве Виктора Пинчука, главного украинского ценителя современного искусства, — открывается выставка художника Сергея Браткова, одного из любимцев “Риджины”.

— С какой целью вы везете выставку Браткова в Киев?

— Да не мы везем! Пинчук открывает у себя выставку Браткова, практически первую персональную выставку художника из России или Украины. До этого он делал только персональные проекты иностранцев.

— А ситуации в современном искусстве России и Украины похожи. Отсюда кажется, что там, кроме Пинчука, никого и нет.

— Конечно, Пинчук далеко впереди. Как у нас — есть “Гараж” и есть следующие уровни. Там существуют еще галереи, как в Москве много лет назад. Но они все работают только с украинскими художниками. И все коллекционеры собирают там своих художников. Это везде так: у нас тоже в основном собирают своих и американцы в основном собирают американцев, а немцы — немцев. Просто на Западе традиция дольше, палитра богаче, там много некоммерческих структур, фондов, есть государственные институции. Так что художники могут найти себе место. В Москве теперь тоже образовались фонды, которые помогают художникам начать свою деятельность, не обращаясь сразу к рынку.

— Например?

— Например, Андрей Кузькин, вы его увидите и в фонде “Стелла”, и в фонде “Эра”. Он не хочет, наверное, связываться с коммерцией, пробует сначала найти себя.

— А ваша галерея коммерческая?

— Мы продаем искусство. Но сказать, что мы выставляем простых и всем понятных художников, нельзя.

— Есть мнение, что галереи и рынок мешают художникам развиваться, сразу ориентируя их на продажу.

— Так было только года за два до кризиса. И это было связано не со старшим поколением художников, а с притоком молодежи, которая вдруг осознала, что в современном искусстве можно зарабатывать деньги. Но наши молодые — Алимпиев или Хачатрян — они даже живопись не делают. Кстати, видео мы продаем больше, чем живопись, западные коллекционеры и фонды охотнее его покупают.

— Ну и Браткова никак не назовешь приятным коммерческим художником.

— Но его много коллекционируют — в Бельгии, например, у нас тоже.

— Коллекционеров за время кризиса поубавилось?

— Последний год показал, что исчезла прослойка случайных коллекционеров — супербогатых дам, например, которые берут у мужей деньги, покупают искусство, чтобы показать себя в каком-нибудь журнале. У нас в этом году покупают коллекционеры, которых мы знаем уже несколько лет. Люди, конечно, сейчас сократили свои бюджеты, и те, кто раньше покупал за миллион западное искусство, теперь за сто тысяч покупают русское.

— А цены корректируете?

— Ну, мы сейчас больше дисконтов даем. Но смотрите, что произошло: за последний год значительно выросли цены на Павла Пепперштейна, но это никак не связано с кризисом — просто Пепперштейн за эти годы сделал несколько прекрасных работ. Или Файбисович — мы за приличные деньги продаем даже его старые работы. Они и до кризиса не были дорогими — и тогда и сейчас 30 000-40 000 евро. Сейчас, конечно, нет такой конкуренции, как до кризиса: тогда еще до выставки все пытались работы продать. Люди дольше думают, больше торгуются, но все нормально.

— Вам нравится эта ситуация?

— А иначе я бы тут не сидел. Мечтаю коров выращивать, но пока не получается.

— Вы регулярно участвуете в крупных международных арт-ярмарках, продвигаете своих художников, но есть мнение, что это невыгодно — на внутреннем рынке цены выше.

— Это зависит от художника. Есть такие, у кого там никакого рынка нет, а у Дубосарского с Виноградовым хорошие дилеры на Западе.

— Когда большой западный музей, МОМА или Гуггенхайма, делает выставку современного художника, его рыночная цена автоматически повышается. А вот выставка, например, в Третьяковке ведет за собой деньги?

— Ну, если брать сегодняшнюю политику Третьяковки, то нет. Все, кто находится внутри процесса, понимают, как это делается. Некоторые дилеры отыскивают где-то во Франции сто работ какого-то художника, печатают огромный каталог, сочиняют историю, как он с кем-то великим обедал, кого-то любил, и делают выставку. А потом продают его по астрономическим ценам. Мы такие истории знаем. Ну, для Эрика Булатова, например, выставка в Третьяковке — очень хорошая выставка — была важна, о нем вспомнили.

Но Булатов был известен еще в советское время.

— А прошлое не так важно. Выросло другое поколение зрителей и коллекционеров — они не знают тех, кого мы ценили 15 лет назад.

— Хорошо ли для них это незнание — они же могут сделать неловкие вложения?

— Знаете, я хорошо отношусь к вкусам русской публики. Иногда приходит человек, говорит, что ничего не понимает в современном искусстве, ты с ним разговариваешь и он тут же выбирает лучшую работу. Конечно, современное искусство не входит в приоритетные ценности наших богатых, но они что-то покупают. И я очень оптимистично смотрю вперед. Даша и Маша (Дарья Жукова — основатель культурного центра “Гараж” и Мария Байбакова — директор Baibakov Art Projects. — “Ведомости”) — это другое поколение, воспитанное на Западе, современное искусство — часть их жизни. Та же Даша в интервью говорит, что она не так хорошо знает всех современных художников, но хочет участвовать в процессе. А у богатых среднего и старшего поколения как-то до современного искусства руки не доходят. Вот Вексельберг золотушки какие-то собирает.

Славное начало

Первые годы “Риджины” связаны с радикальными и скандальными действиями Олега Кулика. Теперь галерея Овчаренко более респектабельна, но совсем не буржуазна.

Ольга КАБАНОВА

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.