Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Режим автоматического отклонения

[17:07 02 декабря 2005 года ] [ Эксперт-Украина, №45 (48) ]

Парламентский комитет по вопросам экономической политики, управления народным хозяйством, собственности и инвестиций на заседании 16 ноября отклонил правительственный проект закона “Об акционерных обществах”.

Как сообщил председатель Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку Анатолий Балюк, большинство членов комитета обвинили Кабмин в лоббировании интересов финансовых посредников. По мнению депутатов, проект написан не для акционерных обществ, а для портфельных инвесторов и торговцев ценными бумагами. По мнению “Эксперта”, именно такая формулировка свидетельствует, что директорат крупных компаний, имеющий внушительное представительство в высшем законодательном органе, заблокирует любое изменение основополагающих принципов корпоративного управления на украинских предприятиях. Представители крупного бизнеса по-прежнему больше заинтересованы в дешевом приобретении новых объектов, нежели в повышении капитализации уже им принадлежащих.

Среди тех, кто высказался против принятия законопроекта, — президенты “Оболони” Александр Слободян и “Нор да” Валентин Ландик, совладелец Новокраматорского машиностроительного завода Георгий Скудар, один из владельцев концерна “Стирол” Николай Янковский. Депутаты считают, что отечественные предприятия не готовы к переходу на открытые формы собственности, поскольку такая публичность обернется недружественными поглощениями другими меценатами и иностранцами. Управляющий партнер “С.К.О. Форум” Елена Сапожкова отмечает, что самое смелое нововведение в рассматриваемом законопроекте — отсутствие разделения акционерных обществ на закрытые и открытые. Ведь обязательное согласие всех акционеров ЗАО на продажу акций третьим лицам в сочетании с приоритетным правом акционеров на приобретение акций (в том числе и нового выпуска) — это серьезная защита от проникновения “чужого” капитала. Отсутствие таких оградительных норм в законопроекте создает угрозу “размывания” капитала для сегодняшних собственников и, естественно, вызывает отрицательную реакцию. Наряду с этим документ содержит другие “неудобные” нововведения. К их числу можно отнести и трехмиллионный минимальный уставный капитал, и только денежную форму расчета за акции.

Неприемлемыми для большинства членов парламентского комитета оказались также положения законопроекта о расширении прав миноритарных акционеров, о снижении кворума на повторном собрании акционеров до 50% (сейчас — 60%) и о расширении перечня вопросов, относящихся к исключительной компетенции общего собрания акционеров.

В то же время, по мнению экспертов, проект закона четко определяет исключительную компетенцию наблюдательного совета АО как органа, призванного защищать интересы акционеров, а также внедряет механизмы контроля над деятельностью исполнительного органа со стороны общего собрания акционеров и наблюдательного совета. Кроме того, правительство предложило расширить перечень вопросов, решения по которым принимаются не простым большинством, а тремя четвертями голосов акционеров, принимающих участие в собрании.

Старший юридический советник Центра коммерческого права Елена Харенко отмечает, что особое внимание в законопроекте уделено соблюдению баланса интересов собственников крупных и мелких пакетов акций. В частности, внедрены новые механизмы, позволяющие миноритарным акционерам защитить свои интересы. Во-первых, предусмотрена специальная процедура голосования на общем собрании акционеров при избрании членом наблюдательного совета (кумулятивное голосование), позволяющая обеспечить представительство мелких акционеров в наблюдательном совете. Во-вторых, закреплено право мелкого акционера требовать у АО выкупа акций по рыночной цене в случае, если акционер на общем собрании голосовал против принятия определенных решений (таких как реорганизация общества, внесение в устав изменений, ограничивающих права акционеров, изменение размера уставного капитала). В-третьих, урегулирован порядок приобретения контрольного пакета акций: в частности, предусмотрено, что новый собственник контрольного пакета обязан предложить миноритарным акционерам купить их акции по цене, которая была уплачена при приобретении контрольного пакета. В-четвертых, закреплены дополнительные права мелких акционеров, владеющих в совокупности более чем 5% голосов (например, право требовать созыва внеочередного общего собрания акционеров и в случае отказа созывать его самостоятельно, требовать внесения изменения в повестку дня общего собрания, требовать проведения проверки ревизионной комиссией). Согласно действующему законодательству, такие права имеют акционеры, владеющие более чем 10% голосов. В-пятых, предусмотрены случаи предоставления миноритарным акционерам-собственникам привилегированных акций права голоса на общем собрании.

Большинство экспертов признают, что проект закона достаточно прогрессивен и способствует привлечению капитала на предприятия, однако он был недостаточно проработан в правительстве. Так, документ содержит понятия, имеющие иные формулировки в других законодательных актах (к примеру, в Гражданском кодексе), а также предполагает особые права государства как акционера (что противоречит положению Конституции о равенстве перед законом всех прав собственности). Нечетко прописаны положения проведения учредительного собрания общества, в частности момента подписки на акции первой эмиссии.

По мнению Елены Сапожковой, в случае принятия кабминовского законопроекта в первом чтении его недостатки и спорные положения можно было бы урегулировать при подготовке ко второму чтению. Это первый вариант развития событий. Если же депутаты откажутся поддержать проект, “нас ожидает новый круг, вероятно, уже в паре с законопроектом “О публичных компаниях”.

Необходимость закона об акционерных обществах назрела давно — сегодня в Украине нет отдельного закона, регулирующего их деятельность. Принятый в 1991 году Закон “О хозяйственных обществах” содержит только 26 статей, относящихся непосредственно к деятельности акционерных обществ. При этом он упускает множество нюансов отечественной практики корпоративного управления. Принятие закона об АО также обусловлено вступлением в силу новой редакции Гражданского кодекса с начала 2004 года.

Если появление нового закона и внесение существенных изменений в Закон “О хозяйственных обществах” будет блокироваться противоречиями между компаниями (точнее — между менеджментом новой и старой волны), то выходом из патовой ситуации, по мнению “Эксперта”, может стать принятие отдельного закона о публичных компаниях. Нормы этого закона должны распространяться лишь на акционерные (публичные) компании, акции которых будут находиться в листинге бирж. Это позволит открыться внешним акционерам и нарастить капитализацию тем фирмам, которые этого жаждут, в то же время без угрозы недружественными поглощениями тем, кто не хочет. Но то будет другая история другого закона.

Андрей БЛИНОВ

Депутатам Верховной Рады Украины

Открытое письмо

Наше обращение вызвано развитием событий вокруг проекта Закона “Об акционерных обществах” №8326, поданного Кабинетом Министров Украины 21 октября 2005 года и находящегося на рассмотрении в Верховной Раде Украины в Комитете по вопросам экономической политики, управления народным хозяйством, собственности и инвестиций (Председатель комитета Гуренко Станислав Иванович).

Принятие Закона “Об акционерных обществах” является одним из ключевых факторов в процессе создания правового поля для формирования прозрачного, емкого и динамичного рынка акционерного капитала в Украине. Данная форма инвестирования является общепринятой в мировой практике, а ее высокая технологичность позволяет существенно ускорить корректирующее влияние рыночных механизмов на конкурентоспособность хозяйствующих субъектов.

Сейчас очевидно, что интересы уже сформировавшегося корпуса акционеров как закрытых, так и открытых акционерных обществ должны быть соблюдены. Насильственные действия по трансформации имущественных прав в виде силового закрытия или раскрытия акционерных обществ недопустимы.

В то же время частные интересы не должны сдерживать и мешать процессам привлечения как внутренних, так и внешних инвестиций в виде акционерного капитала. Ведь капитализация национального фондового рынка напрямую связана с капитализацией Украины в целом.

Надеемся, что проект Закона будет включен в повестку дня текущей сессии, его конструктивному обсуждению и принятию в окончательной редакции, соблюдающей баланс между государственными интересами и интересами лиц и организаций, желающих инвестировать в экономику Украины.

Рабочая группа Национального комитета IPO

по разработке законодательных инициатив

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.