Не каждый год в Украине начинают строительство металлургического завода “с нуля”, пусть и в мини-формате. Мало кто даже прогнозировал появление такого вектора в отечественной черной металлургии. Ведь страна еще не до конца разобралась с металлургическим комплексом, доставшимся от СССР К тому же нам известна другая концепция предпринимательства в металлургии — с помощью создания мини-миллов на базе существующих мегазаводов и комбинатов. Однако прецедент возник. Первыми, кто решился построить в Украине мини-завод “на чистой лужайке”, стали собственники металлоломной группы “Евро Финанс Лтд”, объявившие об инвестировании 300 млн. долларов в создание к 2008 году в Белой Церкви металлургических и прокатных мощностей с годовым объемом производства электростали в 1 млн. тонн.
К такому решению инвестор пришел во многом и потому, что не увидел особых перспектив для работы на отечественном рынке вторичных черных металлов. Об этой и других причинах, ставших побудительными в деле организации нового металлургического бизнеса в стране, мы разговариваем с вице-президентом ООО “Евро Финанс Лтд” Валентином МАКАРЕНКО.
— Валентин Иванович, почему оператор металлоломного рынка настолько серьезно заинтересовался черной металлургией, что решил построить собственный завод?
— Не следует рассматривать наш инвестиционный проект в том ракурсе, что “вот металлоломщики идут в металлургию”. Да, мы планируем построить сталеплавильное и прокатное производство. Но если проанализировать Закон Украины “О металлоломе” и сопутствующую нормативную базу, то можно прийти к выводу: электродуговая сталеплавильная печь является оборудованием ломопереработки и для ее эксплуатации необходимо иметь лицензию, в то время как для осуществления, например, доменного производства такого разрешения получать не надо.
Поэтому создание мини-милла мы рассматриваем в качестве дальнейшего развития бизнеса в сфере ломопереработки. Создав этот завод, наша группа получит возможность осуществлять обработку части своего лома на следующем переделе — в электродуговой печи.
А второе соображение заключается в следующем. На сегодняшний день наша группа “Евро Финанс Лтд” является одним из немногих операторов на металлоломном рынке страны, который не заангажирован со стороны металлургических комбинатов и заводов. Это наш “плюс”, но одновременно и “минус”. Негатив в том, что в Украине на данном этапе нет цивилизованного и прозрачного рынка вторичных черных металлов.
— Вы имеете в виду излишнюю зарегулированность этой сферы бизнеса?
— Я имею в виду то, что в украинской отрасли заготовки и переработки лома черных металлов сложился не рынок, а базар! И я говорю об этом с полной ответственностью, т.к. являюсь еще и председателем Наблюдательного совета Украинской ассоциации вторичных черных металлов.
Базар проявляется во всем — от административного воздействия на отрасль ломопереработки со стороны государственных органов разных уровней до отношения металлургических заводов к вопросам закупки металлолома. Мы до сих пор не видим устойчивых партнерских взаимоотношений металлургов с металлолощиками, не наблюдаем справедливых подходов к сотрудничеству на любом этапе осуществления металлургического бизнеса —и в периоды подъема, и во время спада на рынке. Металлурги вообще не склонны рассматривать лом в качестве товара с разными категориями качества и соответственно цены.
Конечно, если бы украинский рынок черного металлолома отличался цивилизованностью, нас вряд ли бы посетила мысль о собственном металлургическом производстве. Но в условиях “базара” бизнес на ломе развивать практически невозможно — даже в рамках группы производственных предприятий в сфере ломопереработки, каковой является “Евро Финанс Лтд”.
В подобных условиях бизнес выживает либо благодаря изменению внутрирыночных правил игры, либо посредством ухода в другую сферу (в нашем случае — в металлургию, которая потребляет лом черных металлов). На протяжении трех лет мы предпринимали усилия для корректировки внутренних взаимоотношений на рынке лома, пытались донести до металлургов наше видение нормальных стандартов бизнес-партнерства, но безуспешно. В итоге собственники группы пришли к выводу, что уход в другой сектор ломопереработки, на более высокий передел за счет создания электросталеплавильного завода является единственной защитой бизнеса от разрушения.
— После запуска мини-завода в эксплуатацию будет ли ваша группа по-прежнему выступать в качестве оператора на отечественном рынке металлолома?
— Безусловно. Строительство завода — это часть общей стратегии развития бизнеса группы “Евро Финанс Лтд”. Данный проект ни в коем случае нельзя рассматривать в качестве кардинального изменения рыночного статуса компании. Это всего лишь дополнение к общим целям, задачам и стратегии развития нашего бизнеса.
— Чем вы руководствовались, когда избирали место для строительства предприятия? Почему выбор пал именно на Белую Церковь?
— В период проработки проекта (да и сейчас тоже) мы рассматривали несколько перспективных площадок для строительства завода в разных регионах страны, скажем, в Николаевской и Винницкой областях. А только в отношении Киевского региона анализировались преимущества и недостатки четырех площадок. Все дело в крайне громоздкой процедуре получения разрешений в разных органах власти и нюансах землеотвода. К примеру, с момента одобрения нашего инвестиционного проекта со стороны первого вице-премьер-министра Анатолия Кинаха прошло уже более шести месяцев, а вопрос с выдачей лицензии Кабмина на строительство завода все еще на стадии согласований.
Что же касается Белой Церкви, то промышленная площадка под металлургические мощности в этом городе нас устраивает больше всего по ряду причин. Во-первых, это в центре Украины вблизи значительных мест ломообразования (основной источник сырья для спроектированного производства), что прямо влияет на экономику предприятия. Во-вторых, поблизости находятся рынки сбыта готовой продукции в т.ч. и киевский.
В-третьих, рядом с интересующим нас участком земли функционирует площадка по ломопереработке, принадлежащая ЗАО “Киеввтормет” (одна из компаний группы). После соответствующей модернизации — это, по сути, это готовый копровой цех для сталеплавильного производства.
В-четвертых и в-пятых, мы получаем оптимальный выход к транспортным артериям, что решает многие задачи с доставкой сырья и отгрузкой продукции. Недалеко от предполагаемого места застройки проходит автобан Киев — Одесса (когда-нибудь его все же достроят), имеется удобная развязка автомобильных дорог. И, что не менее важно, здесь функционирует мощный железнодорожный узел-станция “Роток”, который создавался для обслуживания второго шинного завода в городе. На сегодня он загружен на 20%, поэтому существуют значительные резервы по использованию подвижного состава.
Наконец, в-шестых, в Белой Церкви налажена городская инфраструктура. Следовательно, исключаются вопросы по созданию социальной сферы для работников предприятия.
— А подвод электроэнергии как основного энергоресурса для вашего металлургического производства?
— Этот момент мы сейчас как раз просчитываем — возможен вариант прокладки электрокабелей на расстояние и в 3км, и в 120 км. Соответственно этому варьируется и затратная часть на создание инфраструктуры. По этой же причине я не могу привести точные данные по срокам окупаемости проекта.
Неограниченного количества денег в нашем распоряжении нет, поэтому мы очень надеемся, что 300 млн. долларов будет достаточно для строительства самого завода и возведения необходимой предприятию инфраструктуры.
— А как вы будете привлекать специалистов-металлургов? Привезете из Донецкой и Днепропетровской области.
— Приведу такой расчет. Для того чтобы получить украинский лом, египетскому металлургическому предприятию необходимо осуществить следующие логистические затраты: экспортная пошлина (30 евро за т), доставка в порт (12 долларов за т), услуги стивидорных компаний по загрузке-разгрузке в портах отправки и назначения (20 долларов за т), фрахт судна (30 долларовза т), иные расходы (20 долларов за т). В итоге затраты египетского предприятия только в сфере логистики данного вида сырья составляют около 120 долларов за т лома черных металлов. Владея заводом в Украине с примерно той же структурой производственных мощностей, мы на логистику 1 тонны лома будем тратить максимум 20 долларов.
Как вы полагаете, имея преимущество перед вполне рентабельным зарубежным предприятием в 100 долларов на каждой тонне стали только благодаря выгодной логистике, разве мы не сможем привлечь на свой завод квалифицированных специалистов?
Хотя наша основная цель — учить своих, ведь только в г. Белая Церковь проживает большое количество незадействованных высококлассных специалистов разных профессий. В связи с этим мы озвучиваем данные о создании 5 тыс. новых рабочих мест. Большинство из них возникнет применительно к мини-миллу. Однако, в наших планах значится открытие дополнительных производств (а, значит, и новых рабочих мест), обслуживающих металлургический завод. Но я хотел бы отметить, что эти идеи пока на этапе разработки.
— Предполагается, что ваш мини-завод будет производить арматуру и катанку. Изготовление этих видов проката давно уже освоили некоторые крупные украинские металлопроизводители. Вы не боитесь пересечения в экономических интересах с ними после пуска предприятия?
— Нам боятся нечего.
С нашей точки зрения, крупные отечественные производители данных видов продукции на сегодняшний день демонстрируют серьезное отставание в области технического перевооружения своих мощностей. Это позволяет нам говорить, что в обозримом будущем рынок Украины получит неконкурентоспособную на внешних рынках конечную товарную продукцию. Подобное связано с изношенностью производственных фондов и нерациональной структурой большинства ныне работающих предприятий черной металлургии, которые проектировались и создавались в качестве промышленных гигантов.
Относительно преимуществ мини-металлургического завода. Наша цель — изготавливать для сбыта внутри страны продукцию лучшего качества, более дешевую, а также выйти на те внешние рынки, которые на сегодняшний день Украина теряет.
— Вы не исключаете сбыта своего проката и заготовки на внешних рынках?
— Экспорт заготовки осуществлять не планируем. По-моему мнению, производить товарную заготовку из металлолома или даже из железной руды — просто кощунство. Металлурги постоянно говорят металлоломщикам: “Вы продаете стратегическое сырье за рубеж как лом черных металлов”. Я отвечаю на это вопросом: “Почему данное утверждение относится только к металлолому, а не к железной руде также? Металлолом — это в какой-то мере возобновляемый фонд сырья, но не руда”.
Поэтому искать прибыль в промежуточном продукте (квадратной заготовке либо слитках и слябах) я считаю неправильным. Конкретную прибыль необходимо извлекать из производства и сбыта конечного продукта. И мы, несомненно, будем предпринимать шаги по выходу с прокатом на привлекательные рынки США и Западной Европы. Хотя это вопрос не завтрашнего дня.
Я хотел бы подчеркнуть еще одно важное обстоятельство. С тем средним качеством металлопродукции, которое обеспечивает большинство украинских металлопроизводителей, отечественным металлургам удается занимать средне- и низкоценовые рынки. Электросталь, которую мы намерены производить, — по определению дорогой и качественный продукт. И свой экспортный потенциал мы будем рассматривать именно в ракурсе выхода на самые дорогие и престижные металлорынки в мире.
— Как Вы думаете, можно ли прогнозировать, что в ближайшие несколько лет подобные проекты с возведением мини-металлургических производств “на чистой лужайке” получат в Украине развитие?
— Идея мини-металлургии давно уже доказала свою привлекательность в плане прибыльности и экономики. И в мире с успехом работает более 1 тыс. мини-миллов. Поэтому исключать то, что другие компании в Украине также примут решение о реализации данной идеи, нельзя.
Тем более что создание мини-металлургических заводов с электросталеплавильными мощностями прямо программируется государственной политикой. Так, в Национальной программе развития горно-металлургического комплекса Украины до 2010г. закреплена задача по увеличению доли производимой в стране электростали до 16% от общих объемов выплавки этого продукта. На сегодня данный показатель составляет около 3,5%.
Как видим, запас (даже с учетом ввода в эксплуатацию нашего предприятия) существует немалый. Значит, в сфере выплавки стали электродуговым способом есть еще куда развиваться, в т.ч. и с помощью вновь создаваемых мини-металлургических заводов.
Сергей КУКИН
“Евро Финанс Лтд.”
Компания была зарегистрирована в Украине в 2004 г. в организационно-правовой форме общества с ограниченной ответственностью. Основным учредителем ООО выступила английская фирма Eurosteel Holding, которая более 10 лет закупает украинский лом черных металлов и оперирует в качестве трейдера металлопроката отечественных заводов и комбинатов.
Осенью 2004 г. “Евро Финанс Лтд” начала приобретение контрольных пакетов акций ведущих операторов металлоломного рынка Украины, консолидируя их активы в одну группу. На данный момент в состав последней входит 6 крупных и средних ломоперерабатывающих предприятий страны, среди которых “Киеввтормет”, “Одесский втормет”, “Запорожский втормет”, “Тернопольский втормет”, кировоградская фирма “Вторичные металлы”.
Компании, контролируемые “Евро Финанс Лтд”, совокупно заготавливают порядка 1,5 млн. т лома в год, занимая таким образом около 15% украинского рынка вторичных черных металлов.
Что скажете, Аноним?
[07:10 27 ноября]
[18:18 26 ноября]
[13:40 26 ноября]
10:00 27 ноября
09:20 27 ноября
09:10 27 ноября
08:50 27 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.