Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Особенности кризисного предпринимательства

[10:47 14 января 2009 года ] [ День, №2, 14 января 2009 ]

Константин Ващенко: Из полутора миллиона безработных не менее 10% пойдут в малый и средний бизнес

В Украине до сих пор не могут определить победителя в “конкурсе” “Лучший способ спасения экономики”. Наши чиновники и не догадываются, что не стоит его искать днём с огнем, нужно просто пересмотреть проигнорированные потенциальные возможности для экономического роста и дать им “зеленый коридор”. Среди таких недооцененных возможностей все чаще эксперты называют малый и средний бизнес. Сегодня его доля в формировании ВВП немного больше 10%. Зато в развитых странах этот показатель, как минимум, в несколько раз больше. Сможет ли украинский средний и малый бизнес выстоять в период экономических неурядиц, и какие меры должно принять государство для того, чтобы дать ему возможность успешно реализовать второй шанс? О рисках и перспективах для среднего и малого предпринимательства в нынешних условиях “День” беседовал с председателем Государственного комитета по вопросам регуляторной политики и предпринимательства Константином Ващенко.

— Насколько серьезно пострадал малый и средний бизнес из-за финансового кризиса?

— Именно эта прослойка предприятий больше всего интегрирована в экономические процессы (получение кредитов, реализацию товаров и услуг). Малый и средний бизнес сегодня переживает сложный период, потому что, в отличие от больших предприятий, он живет в кредит (бизнес начинается с кредита, дальше он развивается за счет кредитов). Прекращение доступа малых и средних предприятий к кредитам можно сравнить с непоступлением кислорода живому организму. В первую очередь почувствовал проблему бизнес, развивающийся за счет валютного кредитования. Это около трети малых и средних предпринимателей. Из-за проблем с колебанием курса они не знают, как сегодня вернуть эти ссуды. И выбор у них непростой: либо оптимизировать внутренние расходы, либо ликвидировать предприятие. Оптимизировать производственные расходы “малым” очень сложно, так как на них работает, как правило, несколько человек (например, магазин, небольшая мастерская).

Но это не значит, что ситуация катастрофическая. В период нынешнего кризиса для малого и среднего бизнеса высвобождаются новые ниши, и появляются дополнительные возможности, которые он может и должен использовать. Мировая практика доказывает, что именно малый бизнес наиболее гибок в вопросах адаптации к различным экономическим изменениям, ведь он быстро переориентировался на новые рынки сбыта и на потребности людей. Сегодня наблюдается тенденция, когда большие предприятия отказываются от некоторых непрофильных функций (правовая поддержка, консалтинг, определенные производственные циклы), оставляя за собой лишь основные. Это и есть дополнительный шанс для малого и среднего бизнеса.

— Расскажите об антикризисном пакете для малого и среднего бизнеса, подготовленном вашим комитетом.

— Сегодня очевидно, что либеральная идея и либеральные подходы в чистом виде на рынке не сработают. Любой кризис требует усиления регуляторной роли государства. Как считает Госкомпредпринимательства, это должно происходить в пяти направлениях.

Первый — уменьшить регуляторное давление на бизнес. Мы говорим об ускорении разрешительной реформы, максимальном сокращении всех регистрационных и разрешительных процедур.

Второе направление состоит в облегчении доступа к кредитным ресурсам путём внедрения механизма компенсации части процентных ставок по кредитам, получаемым предпринимателями. Не мешало бы создать фонды гарантирования кредитов для предпринимателей-новичков. Через эти фонды государство предоставляло бы банкам гарантии для получения бизнесменами-новичками микрокредитов (не более 20—30 тысяч гривен).

Третье направление — либерализация налоговой сферы. В частности, уменьшить налоговую нагрузку (внедрить льготное налогообложение части прибыли, идущее на модернизацию основных средств производства, на закупку технологий производства, производственных линий) и совершенствовать упрощенную систему налогообложения. Именно “упрощенка” дает часть финансового наполнения местных бюджетов и гарантирует нормальную работу предпринимателям, только начинающим дело. А сегодня касательно “упрощенки” существуют вопросы. Госкомпредпринимательства предлагает парламенту свое видение, как одновременно оставить позитивный эффект от “упрощенки” для бизнеса, который в неё действительно нуждается, и как уменьшить количество злоупотреблений.

Главное в наших предложениях — сократить количество видов деятельности (экспортные операции, сдача помещений в аренду, добыча и реализация полезных ископаемых и тому подобное), где преимущественно пассивные доходы или высокая доходность. Кроме того, необходимо увеличить максимальный объем выручки от реализации для работающих на упрощенной системе налогообложения. Учитывая инфляцию, позицией Комитета является увеличение объема выручки до миллиона гривен физическим лицам предпринимателям и до трёх миллионов гривен юридическим лицам. Следует привести в соответствие с реальной экономической ситуацией и ставку единого налога, ведь 20—200 гривен — это уровень 1998 года. Сегодня поступление таких средств для местного бюджета — это несерьезно. Поэтому ставку единого налога предлагаем увеличить до 60—300 гривен. В отдаленной перспективе следует ограничить количество работающих у малого предпринимателя.

Четвертое направление — отсрочить выплаты по пеням и штрафам в Пенсионный фонд. Это позволит решить проблему со стажем работников и снять социальное напряжение.

И пятое направление — создать инфраструктуру предпринимательства на региональном уровне, в том числе через национальную программу поддержки предпринимательства. Речь идет о бизнес-инкубаторах, консультативных и информационных центрах правовой помощи для будущих предпринимателей.

— Почувствовал ли бизнес экономический кризис? Какая тенденция наблюдается по итогам 2008 года в сфере предпринимательства?

— Рынок еще не отреагировал на кризисные события. Сегодня нет оснований утверждать, что из-за кризиса ликвидировано много предприятий. По итогам 2008 года выходим на рост количества предприятий: около 7,5% по юридическим лицам-предпринимателям и 8% по физическим лицам-предпринимателям. Я считаю, что это инерционные процессы. А определенные тенденции падения начнем фиксировать во втором квартале 2009 года. Ситуация может вернуться на уровень начала 2000 года. Согласно худшим прогнозам, сокращение количества предприятий может составлять до 20%. Но, как я уже сказал, вместе с негативом появляются новые возможности. Из полутора миллиона безработных, ожидающихся в 2009 году, не менее 10% пойдут в малый и средний бизнес. Поэтому какого-то катастрофического падения численности малых предприятий мы не ожидаем. Государство должно подсадить малый и средний бизнес на первую ветвь дерева. А дальше он сам поднимется вверх.

— В каких секторах будет закрываться больше всего малых и средних предприятий, а в каких наоборот — их количество будет увеличиваться?

— Численность риелторских, дивелоперских и рекламных компаний уменьшится. А вот количество компьютерных и высокотехнологических предприятий будет увеличиваться. Кроме того, позитивные изменения будут в сфере торговли продуктами питания. Сегодня большие сети гипермаркетов и супермаркетов столкнулись с проблемой потребительского спроса, и часть их будет закрыта, особенно сетевых. Как они работают? Их магазины построены в центре и на окраинах города. Как правило, из их числа всегда можно выделить один неприбыльный магазин, который “вытягивают” за счет остальных прибыльных. И так работает много сетей. Из-за сокращения спроса все больше сетей будет отказываться от убыточных магазинов. Но ведь население все равно нуждается в продуктах питания. Поэтому высвобождается ниша. Последние годы наблюдалось уменьшение количества маленьких магазинов и увеличение маркетов, а сегодня тенденция пойдет назад: численность маленьких магазинов вырастет.

— Как использовать кризис, чтобы после его окончания доля малого и среднего бизнеса в формировании бюджета возросла?

— Сегодня малый и средний бизнес формирует более 10% ВВП. В сравнении с европейскими странами это очень мало. Именно поэтому Украина переживает кризис более болезненно, чем, например, Польша. В Польше, во-первых — не было такого массового увлечения потребительскими кредитами, а, во-вторых — там иначе построена структура экономики. Именно малый бизнес в Польше формирует экономику. У нас это прерогатива металлургических и химических гигантов, зависящих от мировой конъюнктуры и стоимости энергоносителей. Спасение украинской экономики в том, чтобы перевернуть производственную пирамиду с головы на ноги. Поставить ее на крепкую основу, которой стал бы малый и средний бизнес. Иного выхода нет. Поэтому все направления государственной политики должны ориентироваться на малый и средний бизнес.

— В некоторых отраслях, в частности, пекарской, предлагают решить вопрос долларовых кредитов, компенсировав из государственного кармана разницу между валютными кредитами при перечислении их в гривневые. Обращались ли вы с предложением распространить такую практику на всех предпринимателей, столкнувшихся с подобными проблемами?

— Действительно, сегодня необходимы отдельные подходы для решения вопроса валютных кредитов. И в различных сферах деятельности они имеют свои особенности. Однако государство должно создать равные возможности для всех независимо от того, в какой сфере предприниматель работает.

Разговор между клиентом и кредитором проходит очень сложно, и, как всегда, правда у каждого своя. На самом деле государство не может заставить банки терять кредитные ресурсы. Что касается компенсации разницы при перечислении валютных кредитов в гривневые, то возвращаться к этому разговору, я считаю, целесообразно тогда, когда будет ясность с валютным курсом и его перспективой хотя бы на год. Сегодня ведь никто не может сказать, какова стратегия Нацбанка, и каким будет хотя бы краткосрочный курсовой прогноз.

Интересной сегодня выглядит программа компенсации государством процентов по взятым предпринимателями кредитам. Эта программа должна распространяться на всех, но при одном условии: если эти кредиты берутся на реализацию инновационных проектов (критерии — количество созданных новых рабочих мест, рост объемов уплаты налогов с производства продукции, а не “купи-продай”). В условиях сложной экономической ситуации, когда все расходы сокращаются, расходы на эту программу в госбюджете-2009 не предусмотрены. Надеюсь, весной можно будет вернуться к этой теме.

— По вашим словам, государство не спешит спасать тех, кто может в будущем спасти его. Как можно охарактеризовать такие действия?

— В Украине уже сложились свои традиции, большая инерция мышления, бюрократия, привычка не помогать бизнесу, а рассматривать его как возможность получить определенные преференция для себя. Это недальновидная позиция, связанная с отсутствием стратегического мышления, эффективного государственного прогнозирования и планирования своей деятельности. Но есть позитив. Лично я чувствую волю Президента и премьер-министра, осознавших острую необходимость решения этой проблемы.

Наталья БИЛОУСОВА

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.