Это российский ответ на поддержку, которую президент Лех Качиньский выразил Грузии. Как ни парадоксально, но эти угрозы принесли противоположный эффект: Варшава и Вашингтон мгновенно вернулись к ранее прерванным переговорам и договорились об установлении на польском Поморье элементов системы противоракетной обороны (ПРО). Одно можно сказать точно: короткий период потепления польско-российских отношений, чему большое внимание уделял польский премьер Дональд Туск, окончательно завершился.
Аналитики убеждены, что в новой ситуации Россия сделает все возможное, чтобы не допустить осуществления совместных польско-украинско-закавказских энергетических проектов. Между тем Варшава однозначно не готова к новой “энергетической войне”, хотя теоретически должна была бы иметь серьезные рычаги влияния на Россию. Да, ресурсы есть, однако не хватает иного — координации между разными ветвями власти и низовыми звеньями администрации. Зато наблюдаем регулярную войну президента с премьером.
Еще большие проблемы возникают при попытках наладить более тесные контакты польских организаций с украинскими и белорусскими партнерами, что необходимо для противодействия российскому шантажу. Тут препятствием стали... польские консульства, медлящие с выдачей виз, игнорируя действующие международные договоренности по визовым вопросам.
“Польскому президенту намного легче быть солидарным с Грузией и Украиной, нежели с министром собственного правительства”, — такие комментарии звучат над Вислой в контексте откровенного конфликта Леха Качиньского и министра иностранных дел Радослава Сикорского. Правда, во время военных действий в Грузии президент и правительство вроде бы объявили перемирие, однако это состояние продолжалось недолго. Дональд Туск сразу раскритиковал президента за его острые слова в адрес России, высказываясь за продолжение политики диалога с Москвой.
Однако сейчас все уже поняли, что это будет скорее невозможно. Подтверждением этому является резкое изменение отношения Дональда Туска к размещению американской системы ПРО в Польше. “Я очень рад, что Дональд Туск изменил свое мнение о системе ПРО и благодарю правительство за успешное завершение переговоров с США. Но нужно помнить, что это все-таки успех предыдущего правительства и мой лично”, — отмечает Лех Качиньский.
Завершение переговоров со США в действительности не что иное, как успех поляков. Ведь Вашингтон все же согласился едва ли не со всеми пожеланиями Варшавы, о чем недавно даже слышать не хотел. Конечно же, произошло это под влиянием событий в Грузии. Именно они убедили американцев записать в соглашении с Польшей обязательство помочь союзнику не только в случае военного конфликта, но также в случае энергетического кризиса. Именно последний, а также возможная кибернетическая война — намного более реальная угроза безопасности Польши, Украины и других стран региона, нежели военная агрессия со стороны России или другого государства.
В конце концов, дефицит газа или нефти — это не гипотетическая угроза, а реальная проблема, ожидающая поляков уже в 2010 году. В конце 2009-го истекает срок действия контракта польского оператора PGNiG с “РосУкрЭнерго” на поставку 3,5 млрд. кубометров газа (сейчас поляки потребляют 14 млрд., и эта цифра постоянно растет). Россияне уже декларировали, что легко не будет, а решение об установке системы ПРО не оставляет в этом смысле никаких сомнений.
Тем временем у Польши сейчас нет реальных возможностей получать “голубое топливо” из других источников. Такой гарантией газовой безопасности мог бы стать терминал LNG в морском порту Свиноуйсьце. “Газопорт”, а именно так назвали этот проект поляки, стал одним из ключевых инвестиционных проектов команды Качиньских и созданного ими отдельного министерства морского хозяйства. По предварительным оценкам, терминал должен был быть введен в эксплуатацию именно в 2010 году. К тому времени морское министерство также должно было решить сложный вопрос создания собственного флота газовозов, а министерство экономики — найти надежных поставщиков сжиженного газа из Северной Африки. Однако новое правительство скептически отнеслось к этому проекту и к тому же ликвидировало морское министерство, заменив его департаментом в министерстве инфраструктуры.
“Это привело к упадку морской отрасли и затормозило работу над всеми важными гидротехническими проектами, в том числе и над газовым терминалом. Вице-министр Анна Выпих-Намётко, курирующая морскую отрасль, ведет себя так, словно она прибыла из России для саботирования всех стратегических решений ее предшественников, направленных на ликвидацию независимости от России. Ее поведение в деле строительства газового терминала или канала через косу Вислы, а также молчание, когда Россия игнорирует свои международные обязательства на Балтике, должны быть для Туска однозначным сигналом к тому, чтобы избавиться от такого работника”, — делится своими соображениями с корреспондентом “ЗН” Томаш Плащинский, эксперт морской организации el-Baltic из города Гдыня.
Но и это еще не все. Морская администрация под руководством г-жи Выпих-Намётко тормозит проект балтийского газопровода, который должен соединить Данию с польским Западным Поморьем и поставлять полякам газ из Норвегии. В такой ситуации у поляков остается единственный выход — объединиться с газотранспортной системой Германии и получить от Европейского Союза гарантии того, что в случае энергетического шантажа Польши поможет ЕС. Однако и этот проект, который поляки предварительно согласовали со своими западными соседями, быстро реализовать вряд ли удастся. Как стало известно “ЗН”, немцы, несмотря на официальную поддержку объединения газопроводов, преднамеренно тормозят все процедуры. Неизвестно только, обусловлено ли это поведение какими-то секретными договоренностями с Москвой, или же преследует цель добиться от поляков больших дивидендов в обмен на успешное завершение проекта.
Польша, как и Украина, теоретически владеет вполне надежным ресурсом, благодаря которому можно было бы избежать газовой зависимости от России, и даже начала первые конкретные консультации с Украиной об его использовании. Речь идет о процессе газификации угля. 14 августа польский вице-премьер, министр экономики Вальдемар Павляк и украинский министр топлива и энергетики Юрий Продан обсуждали сотрудничество в этой сфере. По словам г-на Павляка, в недалекой перспективе польский город Катовице может стать одним из европейских центров чистых угольных технологий, а способствовать этому могут европейские гранты и новая энергетическая политика Евросоюза.
“Благодаря современным технологиям добычи метана, из шахт мы можем получать миллион кубометров газа, а газификация угля теоретически может привести к почти полному обеспечению спроса на газ из собственных источников. И наше правительство будет тесно сотрудничать в этой сфере с Украиной”, — отметил польский вице-премьер. Действительно, нынешнее правительство стремится быть более последовательным в реформировании угольной отрасли в направлении использования современных чистых технологий и сотрудничества в этой сфере с Киевом, нежели предшественники, то есть команда Качиньских.
Современные углеперерабатывающие технологии — это, безусловно, надежный способ достижения энергетической независимости Польши и Украины, однако об этом может идти речь лишь в перспективе 15—30 лет. А тем временем энергетический шантаж — это проблема дня сегодняшнего. Ситуация еще больше ухудшится, если россиянам все-таки удастся осуществить свои проекты транспортировки нефти и газа в обход Украины, Беларуси и Польши, в том числе на Балтике (газ — по Северо-Европейскому трубопроводу, нефть — танкерами из Приморска).
Однако здесь все не так безнадежно — Польша, Украина, Беларусь и Скандинавские страны имеют реальную возможность заблокировать или, по крайней мере, затормозить эти проекты на несколько лет по экологическим причинам. К сожалению, об использовании этого козыря говорят только негосударственные организации и представители местного самоуправления польских балтийских городов, тогда как правительство в Варшаве совершенно не знакомо с этой темой, к тому же понимание морской тематики в центральных эшелонах власти — практически нулевое.
Речь идет, в частности, о специальном статусе Балтийского моря — особо чувствительной морской зоны (PSSA), который могла бы предоставить Международная морская организация (ІМО). Если бы удалось воплотить в жизнь все требования по экологии и морской безопасности на Балтике, предлагаемые скандинавами, то Россия не смогла бы реализовать свои транспортные проекты в обход Украины. Тем более что российские танкеры и порты не соответствуют элементарным стандартам, которые в других балтийских странах становятся уже обычными. Поэтому неудивительно, что Россия панически не хочет соглашаться на признание новых стандартов. Сейчас балтийское сообщество потакает россиянам, однако...
Однако против уничтожения Балтийского моря россиянами все активнее протестует все большее число экспертов и мэров балтийских городов. Так, 15—17 октября по инициативе польской Ассоциации морских городов и территориальных общин в приморском городе-курорте Реваль должна состояться польско-шведско-белорусско-украинская конференция, посвященная Северо-Европейскому газопроводу и тем опасностям, которые этот российский проект несет Балтийскому морю.
“Мы едва ли не впервые приветствуем здесь делегатов из Украины и Беларуси как представителей стран, которые также нужно считать балтийскими. Тем более что наши цели — общие”, — говорит Гжегож Вальчукевич, организатор конференции. “При возможности можно будет ознакомить скандинавских грантодателей с основными экологическими проблемами украинской и белорусской частей бассейна Балтики, с целью разработки в будущем совместных проектов, с привлечением шведского финансирования. Мы надеемся, что эта конференция станет переломным событием в интегрировании Украины и Беларуси со странами Северной Европы”, — добавляет г-н Вальчукевич.
Напомню: несколько месяцев назад украинские дипломаты начали консультации по поводу присоединения Украины к Хельсинкской конвенции об охране среды Балтики. Для полного членства в этой организации, которая предоставит Украине официальный статус балтийского государства (как бы странно это ни звучало), уже сегодня нужна политическая декларация Кабмина, которую наверняка одобрят все государства — члены HELCOM. Над присоединением к ней подумывает также Беларусь, имеющая похожие проблемы с Россией и выступающая против строительства трубопровода по дну Балтийского моря.
Такие встречи могут способствовать консолидации всех стран региона, надеющихся вместе выработать общую позицию в отношении России. Однако и конференцию, о которой идет речь, и другие подобные мероприятия могут сорвать... вовсе не россияне, а польские консулы, которые самостоятельно решают, нужно ли им выполнять международные договоренности о порядке выдачи виз. А во всем этом виноват хаос, царящий в польском МИДе. К примеру, посольство Польши в Беларуси не обращает внимания на действующее польско-белорусское соглашение о личном движении, предусматривающее выдачу виз в течение пяти-десяти дней после подачи заявки. Выдача виз затягивается на три недели или даже месяц и больше.
Для оформления организатором конференции официального приглашения тоже требуются время (несколько недель) и усилия. К тому же польское министерство иностранных дел даже не информирует об этих проблемах и не желает их комментировать — мол, вы не Европа, поэтому вам нужно сидеть тихо. Такие, казалось бы, будничные проблемы могут помешать осуществлению провозглашенной недавно политики сближения режима Александра Лукашенко с Западом (между прочим, в энергетической сфере), в чем большую роль играет Польша.
“Недавно из-за таких абсурдных и ничем не обоснованных проблем был сорван визит белорусских консультантов к главе воеводства. И как нам говорить об энергетической безопасности вместе с украинцами и белорусами, если, вероятно, польские консульские представительства не успеют выдать визы участникам конференции, да еще и не будут считать это проблемой? Это компрометирует Польшу на международной арене”, — комментирует эту ситуацию представитель Варминско-Мазурского воеводства Польши, который знает польско-украинские отношения с другой стороны, нежели это представляют в пресс-секретариате МИД.
Якуб ЛОГИНОВ
Что скажете, Аноним?
[07:10 27 ноября]
[18:18 26 ноября]
[13:40 26 ноября]
10:00 27 ноября
09:20 27 ноября
09:10 27 ноября
08:50 27 ноября
08:30 27 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.