Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

“Донецкая область больше других зависит от конъюнктуры мировых цен”

[10:26 12 мая 2006 года ] [ Экономические известия, №80 (385) ]

“В Донецке более 80% поступлений — доходы от экспортных операций... “.

Первый заместитель главы Государственной налоговой администрации Украины Григорий ОПЕРЕНКО рассказал о специфике работы с налогоплательщиками, “инфарктных” сроках уплаты налогов, отношениях с Минфином и апрельском рекорде ГНАУ.

— На последней расширенной коллегии Минфина с участием представителей ГНАУ и областных налоговых администраций первый заместитель министра финансов Виктор Кальник констатировал плохую работу налоговиков. По его словам, если в 2004 году налоговая администрация обеспечивала почти 65% общих поступлений в бюджет, то в 2006 — всего 58%. Что вы можете на это сказать?

— Эти цифры соответствуют действительности, однако Минфин не учел серьезных изменений в законодательстве, которые произошли в марте прошлого года. С принятием Закона “О внесении изменений в госбюджет-2005” были существенно изменены правила игры, касающиеся внешнеэкономической деятельности предприятий. В частности, был введен 20%-ный НДС на импорт сырой нефти. Ее переработка в Украине стала менее прибыльной для предприятий, им теперь выгоднее завозить и продавать готовую продукцию — бензин, моторные масла и т.д. В результате те поступления, которые раньше контролировала налоговая, перешли к таможне. Удельный вес собранных налогов снизился по объективным причинам. Кроме того, уплачивая НДС на границе при импорте, плательщик впоследствии имеет право потребовать его возмещения. То есть у нас, помимо всего прочего, еще и суммы возмещения увеличились. А названные Минфином цифры — это уже сальдо: сбор минус возмещение. Но, несмотря ни на что, ГНАУ увеличила бюджетные поступления по всем налогам, в том числе и по НДС.

— Каким образом?

— Один из факторов, и мы этого не скрываем, — выход предприятий из тени.

— ???

— Действительно, предприниматели начали платить налоги! Второй фактор, способствовавший увеличению поступлений в бюджет, — это отмена большого количества льгот, в частности, СЭЗам. Кроме того, мы более придирчиво начали проверять законность возмещения НДС предприятиям.

— На какую сумму вы возместили НДС предприятиям в этом году и на какую — в прошлом?

— 13,3 млрд. грн. в прошлом году, уже 4,2 млрд. грн. — в этом. В прошлом году мы увеличили поступления в госбюджет на 60%. Это очень большая сумма. Но и в этом году нам увеличили плановые показатели поступлений в бюджет на 27,5%. Это не Минфина беда, — это парламент заложил в бюджет такие суммы, подняв их до нереальных размеров. Добавьте к этому специфику работы налогоплательщиков с ГНАУ.

— Что вы имеете в виду?

— Сегодняшние сроки уплаты предприятиями налогов я называю “инфарктными”. В апреле мы установили рекорд, за все годы работы не было ничего подобного: за один день — 29 апреля — поступило налогов на 1,3 млрд. грн.!

— Как так вышло?

— В этом году апрель — особенный месяц: не было ни одного граничного срока перечисления платежей в бюджет. Уплата налога на прибыль осуществляется раз в квартал. НДС — раз в месяц, 30-го числа. В апреле 30-е число — нерабочий день, то есть предприятия могли на законных основаниях уплатить НДС 3 мая, а мы бы сорвали выполнение плана. Сидели, ждали, как на пороховой бочке. Как студенты перед сдачей диплома. Ежечасно связывались с областями, запрашивали прогнозы поступлений… Зато в мае получится целых два срока уплаты НДС и квартальный срок уплаты налога на прибыль: 10 мая — срок сдачи декларации. 12-15 мая у меня будет прогноз ожидаемых начислений в бюджет по налогу на прибыль.

— А сейчас можете спрогнозировать? Есть сомнения, что не будет сорван план и второго квартала…

— Очень большие сомнения и у меня. Происходят ощутимые изменения в экономике, не зависящие ни от ГНАУ, ни от предприятий.

— Вы о повышении цен на газ, электроэнергию, жд тарифов?..

— … продукцию металлургии и т.п. А ведь это же все означает повышение себестоимости и уменьшение прибыльности. Мы прикидывали, как может отразиться на поступлениях повышение цены только на газ…

— Озвучьте.

— Если цена на газ сохранится на уровне 95 долларов, мы в этом году недосчитаемся только по налогу на прибыль 2 млрд. грн.

— Плюс ситуация с одним из самых крупных ваших налогоплательщиков — “Нефтегазом Украины”…

— Да уж... Дай Бог, чтобы “Нефтегаз” поднялся на ноги. Хорошо уже то, что Кабмин утвердил финансовый план предприятия. Теперь НАК имеет право пользоваться банковскими кредитами, и вскоре он опять сможет платить налоги в бюджет. (4 мая правительство разрешило НАК “Нефтегаз Украины” привлекать кредиты иностранных банков для “финансирования сезонных кассовых разрывов”) За март-апрель этого года “Нефтегаз Украины” недодал бюджету более 700 млн. грн. Хотя даже при таких недоимках мы за 4 месяца недовыполнили план доходов всего на 8 млн. грн. (выполнение плана составило 99%).

— Выходит, когда “Нефтегаз” “выздоровеет”, ГНАУ придет к перевыполнению плана?

— Если “Нефтегаз” станет на ноги, мы выполним план, однако еще раз озвучиваю свою обеспокоенность мировыми ценами на нефть и внутренними ценами на энергоносители.

— Собственно, а задача ли это ГНАУ — думать о финпланах предприятий?

— И ГНАУ, и Фонд государственного имущества Украины как бюджетные “наполнители” вынуждены интересоваться этими вопросами. Во-первых для того, чтобы вовремя изыскивать резервы пополнения доходной части бюджета. Во-вторых, это дает возможность корректно спрогнозировать будущие поступления. От финансового состояния предприятия зависит и его налоговая платежеспособность.

— А не кажется ли вам, что срыв графиков ГНАУ зависит в том числе и от минфиновской методики (доходы формируют в зависимости от расходов, а не наоборот) планирования доходной части бюджета?

— Минфину нужно обеспечить финансирование расходной части бюджета. И он не может два месяца не финансировать бюджетные статьи, а потом взять и скопом за все рассчитаться. Нужно комплексно подходить к решению этой проблемы. Возможно, Минфину стоит наладить механизм планирования расходов до сроков выплат: сначала — доход, после — расход. Вот так было бы логичнее.

— Может, проблема в недоработках глав областных ГНА? Кстати, насколько, по-вашему, эффективны “публичные порки”, подобные той, которую министр финансов недавно устроил главе Донецкой ГНА Александру Журбе?

— Да не было никакого “наезда”, нормальная рабочая ситуация. Ну что скажешь, если задание не выполнено? После коллегии я подошел к уважаемому Виктору Мартыновичу (Кальнику, первому заместителю министра финансов), сказал ему, где он, на мой взгляд, прав, а где неправ. В чем-то он согласился, в чем-то — нет.

— А почему донецкого налоговика отчитывал не прямой начальник — глава ГНАУ Александр Киреев — а министр финансов? По закону Минфин всего-навсего координирует деятельность ГНАУ. Г-н Киреев же на заседании почему-то молчал…

— Мы обсудили с Александром Ивановичем Киреевым идею проведения расширенной коллегии ГНАУ с участием всех региональных руководителей. Мы хотим, чтобы начальники инспекций из первых уст услышали, какие задачи ставит перед ними руководство ГНАУ. Хотелось бы и министра финансов туда пригласить. Нам нечего делить, кроме заданий. Министр финансов должен требовать, мы — выполнять. А то, что произошло в Донецкой области, ну так извините, по сравнению с прошедшими годами ГНАУ увеличила на 60-70% объемы поступлений в госбюджет. А Донецкая область с ее металлургией и химией больше других зависит от конъюнктуры мировых цен. В Донецке более 80% поступлений — доходы от экспортных операций… А такие “встряски” — тоже неплохой стимул для наведения порядка в работе как с чиновниками местной ГНА, так и с налогоплательщиками.

— Очевидно, плохой. Может, проблема в том, что донецкие налоговики не имеют влияния на региональные предприятия…

— Мы придерживаемся провозглашенного принципа партнерских отношений, регулярно встречаемся с представителями разных отраслей — зернотрейдерами, нефтетрейдерами… Несколько предприятий судятся с нами из-за невозмещенных сумм НДС. Но мы же договаривались: ребята, работайте прозрачно, и не будет у вас проблем с возмещением НДС.

— Какую сумму по НДС ГНАУ возместила предприятиям за апрель?

— В прошлом году мы возместили 13,3 млрд. грн. В этом году, если бы мы в последний день месяца не возместили 200 млн. грн. — а мы сознательно пошли на это — мы бы выполнили доходную часть бюджета за апрель полностью. Мы понимаем, что более 13 млрд. грн., выброшенные нами в прошлом году на рынок в виде возмещенного НДС, улучшили финансовое состояние предприятий. И что? Эти средства возвратились налогами в бюджет.

— ГНАУ продолжает проигрывать предприятиям суды из-за невозмещенного НДС?

— Это большая проблема. Даже не знаю, когда закончатся эти процессы, в судах сейчас дел на 600 млн. грн. Когда-то мы проигрывали 8 из 10 дел, сейчас, слава Богу, вышли на половину — это уже о чем-то говорит. Если такая тенденция сохранится, мы начнем выигрывать больше… Не хочу я на суды наговаривать, но достаточно много претензий по решениям на большие суммы есть и к судам.

— Готовы ли вы привести статус ГНАУ в соответствие требованиям обновленной Конституции?

— А чем они отличаются от требований предыдущей Конституции? Раньше председатель налоговой назначался Президентом, сегодня он будет назначаться Кабинетом министров. Перед вами сидит человек, которого первым из всех чиновников правительство назначило на должность первого заместителя. Юрий Иванович (Ехануров) подошел тогда (18 января 2006 года) и поздравил меня с этим… Я бы очень хотел, чтобы главой ГНАУ остался ее нынешний руководитель — Александр Киреев, с ним можно плодотворно работать. Не думаю, что всех вот так возьмут и поменяют. 100%-ную смену руководства по всей стране произвести невозможно. В этом правительстве есть толковые люди. К тому же к Виктору Пинзенику, который нас критикует, я отношусь с большим уважением…

Персона

Григорий Николаевич Оперенко родился 28 января 1952 года в с. Кинецпиль Первомайского района Николаевской области. В 1973 году окончил Одесский институт народного хозяйства. Заслуженный экономист Украины. В 1990-1996 гг. — начальник налоговой госинспекции Киева. В 1996-2003 гг. — заместитель председателя ГНАУ. В 2003-2005 гг. — первый заместитель главы Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг. С апреля 2005 г. — заместитель председателя ГНАУ, с января 2006 г. — первый замглавы ГНАУ.

Светлана КРЮКОВА

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.