Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Рынок на 7 млрд. долларов

[13:09 02 марта 2007 года ] [ Ведомости, №37, 2 марта 2007 ]

“Российские железные дороги” готовы открыть частным компаниям доступ на рынок емкостью не менее 7 млрд. долларов.

Под напором Минтранса монополия согласилась, чтобы ее конкуренты получили тарифную скидку не только за собственные вагоны, но и за локомотивы. Правда, этой уступкой могут воспользоваться только очень крупные перевозчики.

Еще год назад собственный план реформы у РЖД был такой. К 2007 г. она хотела учредить одну грузовую “дочку”, которая получила бы почти все вагоны, а выручка от локомотивной тяги, как и прежде, оставалась бы у госмонополии. Но с прошлой осени Минтранс начал готовить альтернативный план — допустить частников к рынку локомотивной тяги, а вагонный парк РЖД выделить в отдельную госкомпанию. Президент РЖД Владимир Якунин настаивал на своем, убеждая чиновников, что от IPO грузовой “дочки” монополия может получить до 120 млрд. руб. и потратить их на инфраструктуру.

Теперь РЖД готова пойти на уступки. В январе она подготовила новую модель железнодорожной реформы (ее копия предоставлена “Ведомостям” в РЖД). В документе указывается, что национальным публичным перевозчиком, который не может никому отказать в перевозке груза, должна остаться только РЖД. Но на “отдельных маршрутах” монополия согласна развивать конкуренцию между операторами, владеющими как вагонами, так и локомотивами.

Для этого нужно внести изменения в законодательство о железнодорожной реформе и утвердить новый, третий тип тарифа — за перевозку в частных составах, объясняет менеджер РЖД. Сейчас грузоотправитель может везти вагонами РЖД, уплачивая 100% ее тарифа. Владелец собственных вагонов получает скидку в 15% за так называемую “вагонную составляющую”. Тариф на перевозку грузов в частных составах будет ниже еще примерно на 30% за счет “локомотивной составляющей”, заключает менеджер РЖД.

Оценить объем “локомотивной составляющей” в выручке РЖД эксперты не берутся. В 2005 г. доходы монополии от грузоперевозок составили 585 млрд руб. Получается, что 30% от этой суммы составляет 175 млрд руб. (по текущему курсу 7 млрд. долларов). В 2010 г., по оценкам РЖД, рынок локомотивной тяги вырастет до 400 млрд руб. (при 1,25 трлн руб. выручки РЖД от грузоперевозок).

Правда, монополия не хочет, чтобы частные составы ездили повсюду. РЖД предлагает Минтрансу раз в год устанавливать “полигоны” курсирования для частных поездов с локомотивами. Ведь сразу посчитать локомотивную часть тарифа невозможно: она зависит не только от типа груза (как вагонная часть тарифа), но и от веса, мощности состава, типа трассы и проч., поясняет сотрудник РЖД. Но чиновник Минтранса добавляет, что РЖД предложила ввести также список из 24 требований, которым должны отвечать частные перевозчики. “РЖД хочет сама выбирать, кого допускать на рынок, а кого нет”, — возмущается чиновник Росжелдора. Он говорит, что Минтранс настаивает на том, чтобы частные составы могли свободно курсировать по территории всей страны.

Заместитель гендиректора “Трансгаранта” Николай Фалин говорит, что уступкой РЖД смогут воспользоваться лишь очень крупные перевозчики. Только они смогут собрать целый состав. “Но и им будет выгодно возить груз своим локомотивом только на короткие расстояния”, — говорит Фалин.

РЖД — 100%-ная госкомпания, в числе активов почти 86 000 км магистральных путей, около 600 000 грузовых вагонов, более 5000 локомотивов и проч. Выручка по МСФО в 2005 г. — 749,2 млрд руб., чистая прибыль — 114,4 млрд руб. По действующим законам только РЖД собирает плату за инфраструктуру и услуги по предоставлению локомотивов. Частники (около 2500) могут пока работать только как операторы, т. е. получать доход от предоставления вагонов в аренду. Сейчас их парк, по разным оценкам, составляет около 300 000 вагонов. Парк локомотивов — чуть более 100.

Елена МАЗНЕВА

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.