Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Европрогноз-2009 от Тимошенко

[09:46 29 января 2009 года ] [ День,№13, 29 января 2009 ]

Премьер Украины называет предпосылки процветания ЕС.

В 2009 году Европейский Союз начнет понимать, что его дальнейшее процветание и развитие возможны только при поддержке европейских устремлений Украины и России. Как сообщает сайт pravda.com.ua, премьер-министр Украины Юлия Тимошенко выразила такое мнение в своей статье “Ответ на российский вопрос” для журнала “Мир в 2009” (совместный проект “Инвестгазеты” и The Economist). “В 2009 году Европа начнет решать проблему вакуума безопасности, который возник в странах между ЕС и Россией после распада СССР”, — замечает Тимошенко. Кроме того, она убеждена, что “в 2009 году Евросоюз должен признать необходимость мирного и взаимовыгодного развития событий на территории между ЕС и Россией”. “Для этого и России, и Украине необходимы четкие механизмы реформ, направленные на прогресс и общую модернизацию”, — отмечает премьер. “Потребность такой интеграции очевидна: Украина и Россия находятся на пути к тому, чтобы стать такими же добрыми соседями, какими сейчас являются Германия и Франция”, — прибавила она.

Тимошенко убеждена, что “устранение России от европейских интеграционных процессов только усилит дальнейшую политику изоляции”. “В таком случае, к сожалению, некоторые лидеры могут захотеть защититься не только от России, но и от ее соседей”, — предупреждает она. По мнению премьера, “вопросы транспортировки и потребления природного газа требуют от всех членов европейского пространства выработки новой единой стратегии сотрудничества”. “Нельзя допустить, чтобы отношения между Украиной, Россией и Евросоюзом вышли из-под контроля”, — отмечает Тимошенко. “Только прочные институционные связи, а также совместные политические и экономические проекты могут создать стабильную общеевропейскую систему безопасности, которой не будет страшна никакая политическая нестабильность”, — прибавила она.

Комментарии

Евгений КАМИНСКИЙ, заведующий отделом Института мировой экономики и международных отношений

— Я думаю, постановка вопроса правильна в целом. Но здесь заложена определенная иллюзорность. Отношения России и Европейского Союза, на мой взгляд, будут строиться на основе силы. Какими будут по своей сути отношения между Россией и ЕС, нужно отвечать на этот вопрос. Очень важно понимать, что для Украины постановка вопроса о дальнейшем развитии отношений с Евросоюзом является правильной. Т.е. и со стороны Украины, и со стороны ЕС существует взаимный интерес к сближению. Это показали последние переговоры Президента Украины Виктора Ющенко с Жозе Мануэлем-Баррозу в Брюсселе. Я думаю, что в тезисе о процветании Европейского Союза при условии поддержки евроустремлений Украины есть абсолютно нормальная логика. Наше государство, которое будет интегрировано в европейское экономическое пространство, вполне реально может содействовать Европейскому союзу в том, что он не будет иметь проблем, или будет иметь меньше проблем в отношениях с Россией в энергетической сфере. Что касается России, то здесь главное несогласие с автором статьи лежит в той сфере, что у Российской федерации свой вариант так называемой суверенной демократии. Быть вместе с Европой и иметь другой вариант демократии — это невозможно. Нужно согласование политических систем, которые будут строиться на основах того, что между Россией и Украиной будет вводиться европейская политическая система. Должно быть согласование в отношении того, как будут строиться внутренние отношения между обществом и государством, между гражданами и государством. Но я в ближайшее время такой перспективы в отношении России не вижу. Разве что российский социум осознает, что иначе развиваться невозможно. Поэтому в контексте статьи, по моему мнению, пока что больше иллюзий, чем возможностей.

Что же касается установления добрососедства между Россией и Украиной по примеру Франции и Германии, то здесь не совсем понятно, кто будет Францией, а кто будет Германией. Эти две страны пришли к дружбе через войны. У нас с Россией войны не было. С Россией были такие отношения, словно Россия стоит выше, а украинцы — ущербная и второстепенная нация. Может быть другая параллель, которая заключается в том, что наше государство и Россия гипотетически становятся двумя демократическими государствами и их отношения рассматриваются на примере отношений Канады и США. При этом Украина была бы аналогом Канады, а США — аналогом России. Прямое сравнение Франции и Германии — неудачно, потому что это большие государства. А мы на самом деле не большое, а среднее государство с очень слабой экономикой. Россия является большим государством, но в ней экономика несовременная, устарелая. В любом случае Россия вынуждена стать демократическим государством. Хорошие отношения невозможны, если одно государство претендует на то, чтобы подчинить себе другое. Если взять сегодняшнюю Россию, то у меня нет надежды на то, что нынешнее российское руководство готово перейти на уровень дружественных отношений.

В плане примирения, которого достигли Франция и Германия, это возможно. В философском контексте опыт франко-немецких отношений является очень важным. Это два государства, которые достаточно долгое время воевали и нашли возможность вступить в единое пространство, но это пространство было демократическое, в котором ни Германия, ни Великобритания, ни Франция не имеют преимуществ над таким государством, как например, Нидерланды.

Александр СУШКО, директор Центра мира, конверсии и внешней политики Украины

— Тезисы статьи не вызывают возражений. Франция и Германия действительно в течение сотен лет были враждующими государствами, между ними велись постоянные войны. Это был центр непрерывного европейского напряжения, в частности, на границе Германии и Франции: эта граница постоянно менялась, территории переходили из рук в руки. Преодоление вражды после Второй мировой войны стало тем основным фундаментом, на котором строилось будущее единство Европы. Я уверен, что здесь, конечно, нет прямой аналогии с российско-украинской ситуацией. Однако понятно, что какими бы не были сложными отношения теперь или в прошлом, все равно этот позитивный пример позволяет странам преодолеть эту исторически мотивированную вражду. Он показывает, как можно перейти не просто к добрососедским, но и к вполне продуктивным отношениям, направленным на интеграцию, наиболее тесное сотрудничество, создание даже общей европейской идентичности.

Но опыт Германии и Франции свидетельствует о том, что такие изменения возможны только в том случае, если обе страны становятся полностью демократическими. Т.е. тогда, когда будут устранены как неоимперские амбиции, так и авторитарные тенденции. Поэтому в принципе, мы можем трактовать такое предположение как намек на то, что когда обе страны, и Россия, и Украина окончательно станут демократическими государствами, когда отойдет в прошлое борьба за гегемонию, тогда, возможно, отношения Украины и России могут быть такими же продуктивными, как и отношения Германии и Франции.

Алина ПОПКОВА

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.