Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Паровоз да не тот

[08:00 23 мая 2006 года ] [ Деловая столица №21 (263) ]

На минувшей неделе стало известно сразу о нескольких масштабных проектах, которые наши меткомбинаты собираются реализовать в партнерстве с китайскими машиностроителями.

Данные проекты ставят под сомнение разрекламированный тезис о том, что украинская металлургия станет паровозом отечественного машиностроения, которое “потянет” за собой остальную экономику. Замминистра промполитики Владимир Грановский на балансовом совещании ГМК в Днепропетровске сообщил, что Мариупольский комбинат им. Ильича намерен решить проблему завышенного потребления природного газа на предприятии, закупив за 25 млн. долларов в Китае оборудование для вдувания пылеугольного топлива (ПУТ). К подписанию аналогичного контракта якобы близка и “Запорожсталь”.

Китайские Путы

Поскольку своих проектировщиков и производителей готовых комплексов для замены газа угольной пылью в Украине нет, никто из отечественных машиностроителей от сотрудничества мариупольцев и запорожцев с Поднебесной напрямую не пострадает. Правда, иные отраслевые оракулы еще в середине 90-х предвидели проблему излишнего потребления газа в металлургии и пытались скооперировать для выпуска данного оборудования Новокраматорский машзавод, “Днепротяжмаш” (Днепропетровск), Сумское НПО им. Фрунзе и других производителей. Но деньги для этого металлурги тогда не нашли. На ММК им. Ильича не стали комментировать подробности предстоящих поставок китайского оснащения, но сообщили о визите на предприятие посла КНР в Украине, что само по себе является весьма удобным моментом для подписания международного контракта.

Один из собеседников, давно занимающийся внедрением украинских металлургических технологий в Китае, рассказал, что, закупив тамошнее оборудование, наши металлурги и вправду имеют шансы хорошо сэкономить, не поставив при этом под угрозу технологичность производства: инициаторы отечественного проекта создания комплекса вдувания ПУТ оценивали его стоимость в 35—40 млн. долларов, тогда как китайцы готовы продать свой всего лишь за 25 млн. долларов. Кроме того, потребители этой продукции получат весьма выгодные условия кредитования. Экспансию китайских машиностроителей на внешние рынки рьяно поддерживают их финансовые структуры: еще пару лет назад они кредитовали покупателей тамошнего оборудования под 2% годовых, сейчас повысили ставку до 5%, но если речь идет о заходе на новые рынки с иной номенклатурой, могут предоставить и беспроцентный кредит.

Дело на 200 млн. долларов

Куда более значительные последствия для украинских машиностроителей могут иметь намерения “Миттал Стил Кривой Рог” привлечь китайцев к модернизации своих мощностей. Напомним, что фиксированные условия продажи “Криворожстали” обязывают ее нынешнего владельца уже в краткосрочной перспективе провести широкий комплекс работ по реконструкции карьеров и шахт, коксовых батарей, агломашин, литейных дворов, постепенно внедрить литейно-прокатные модули с внепечной обработкой стали и модернизировать кислородное производство вкупе с энергетическим оборудованием. Именно для этих целей ЕБРР недавно предоставил владельцу комбината кредит в $200 млн. Однако сейчас отечественные проектировщики и машиностроители глотают слюни, понимая, что эти деньги достанутся не им. В Днепропетровске, где территориально расположены генпроектировщик комбината — “Укргипромез” и Институт черной металлургии НАН Украины (испытательной базой для внедрения технологий последнего традиционно служил Криворожский МК), утверждают, что “Миттал Стил Кривой Рог” уже отказался от их услуг.

Сотрудничество индийских владельцев “Криворожстали” с китайскими машиностроителями может быть основано на недавнем потеплении отношений между правительствами этих стран. Не так давно Индия отменила эмбарго на поставку китайского оборудования, действовавшее на протяжении последних десятилетий из-за территориального спора между двумя государствами и поддержки КНР тамошних сепаратистов. Теперь азиатские региональные лидеры наперебой оказывают друг другу знаки внимания. Якобы именно китайские машиностроители в настоящее время модернизируют едва ли не все индийские меткомбинаты. В случае с Mittal говорят, что несколько лет назад тендер на поставку прокатного стана для Карагандинского комбината, входящего в британско-индийскую горно-металлургическую группу, выиграл Уханьский МК, опередив при этом даже такого бронтозавра инжиниринга, как Danieli. Как утверждают осведомленные люди, сейчас китайские меткомбинаты взяли на себя несвойственную им ранее функцию — выступать генподрядчиками модернизации других МК, в том числе заграничных. Как правило, они предлагают уже внедренные у себя технологии, объединяя при этом своих прежних поставщиков технологий и оборудования. А поскольку крупные металлургические центры есть в каждом порту и столице провинции в КНР, можно предположить, что экспансия китайских технологий в украинскую металлургию будет масштабной. Совсем обойтись без услуг местных производителей и проектировщиков, конечно, им не удастся, но бравурных рапортов, как, например, после модернизации ДП № 9 “Криворожстали”, когда масс-медиа сообщили, что в ремонте принимали участие 55 отечественных подрядных организаций, больше не будет.

Дмитрий ЯРОСЛАВСКИЙ

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.