Однако власти региона не считают это абсолютным благом, а потому развивают не только промышленность, но и другие отрасли.
Вцентре Екатеринбурга до сих пор, вытянув вперед руку, путь к светлому будущему указывает трудящимся памятник революционеру Якову Свердлову. По-видимому, кроме прочего, председатель ВЦИК напоминает и о том, что своим нынешним промышленным потенциалом Свердловская область во многом обязана различным околореволюционным коллизиям.
Действительно, при царе административный, промышленный и интеллектуальный центр Урала находился в Перми. И когда случилась революция, Пермь ей воспротивилась, выступив на стороне белогвардейцев. Менее элитарный Екатеринбург и нарождающийся там рабочий класс поддержали Ленина, и, как известно, там же была казнена царская семья. В результате Пермь за ее политическую неблагонадежность отодвинули на второй план, а центром Урала был выбран город, в дальнейшем переименованный в Свердловск.
Чуть позже в Свердловской области развернулось грандиозное промышленное строительство. А в годы Великой Отечественной войны мощнейшим толчком к развитию региона послужила эвакуация за Урал более 400 крупных предприятий.
Не обидела Свердловскую область и природа. Несмотря на многолетние разработки полезных ископаемых, здесь до сих пор добывается 68% российских бокситов, 97% ванадия, 61% асбеста, 23% железных руд, а также 6% меди и 2% никеля.
Сейчас Свердловская область занимает третье место среди областей и республик России по промышленному производству, а уровень концентрации промышленности здесь в четыре раза выше, чем в среднем по стране. При этом кривая роста промышленного производства в регионе медленно, но верно ползет вверх: с 2002 года ежегодный индекс роста объема промышленного производства составляет в среднем 105-110%.
Куй железо!
Главная отрасль промышленности Свердловской области — металлургия. Она дает около 60% всей промышленной продукции региона и обеспечивает порядка 70% поступлений в бюджет области.
В последние годы ведущие предприятия черной и цветной металлургии в регионе процветали. Это понятно: на мировых рынках стали и цветных металлов сложилась очень благоприятная конъюнктура, в результате чего на металлургов пролился настоящий “золотой дождь” в виде высокой экспортной выручки. Однако одновременно перед отраслью встала проблема износа основных фондов. Главные мощности металлургических предприятий создавались еще 30-40 лет назад — производить на безнадежно устаревшем оборудовании продукцию мирового качества становится сверхсложной задачей.
В связи с этим в последние два года все развитие металлургической промышленности в области идет под знаком серьезной модернизации. О крупных проектах переоснащения цехов уже объявило большинство предприятий региона, и часть этих проектов уже реализуется. К примеру, на Нижнетагильском металлургическом комбинате не так давно внедрена уникальная для России система подготовки металла к разливке (так называемая вторичная металлургия), которая обеспечивает качество стали на мировом уровне. УГМК-холдинг в следующем году планирует завершить реконструкцию Среднеуральского медеплавильного завода, а также реконструировать Металлургический завод имени Серова, на что предполагается потратить 150 млн долларов и 70 млн евро соответственно. Около 1,8 млрд рублей в модернизацию и развитие производства вложил крупнейший мировой производитель титана — “ВСМПО-Ависма”.
Впрочем, некоторые компании пошли еще дальше и наряду с модернизацией устаревших предприятий начали строить новые заводы, оснащая их самым современным обоpудованием. Один из наиболее амбициозных проектов создания новых металлургических мощностей сейчас реализует группа СУАЛ, которая собирается построить в области новый алюминиевый завод на 500 тыс. тонн первичной переработки алюминия. С введением в строй такого предприятия в два с половиной раза увеличится выпуск алюминия в регионе (сейчас в Свердловской области выпускается порядка 360 тыс. тонн этого металла).
Компания “Макси групп” уже в этом году предполагает завершить строительство металлургического завода в городе Ревда близ Екатеринбурга общей мощностью 2 млн тонн стали в год. Как сообщил “Эксперту” представитель компании Александр Попов, предприятие планирует инвестировать в проект порядка 340 млн долларов. И почти в те же сроки компания намерена ввести в строй реконструированный прокатный стан в городе Нижние Серги и прокатный цех в городе Березовском. Общий объем инвестиций в эти проекты — 290 млн долларов.
Активность проявляют и более мелкие производители различной металлопродукции. Например, Сталепромышленная компания завершает строительство в области нового современного автоматизированного арматурного комплекса, в который будет вложено 3 млн евро.
От металлургов не отстают и трубники. Крупнейшие в регионе производители труб — Трубная металлургическая компания (ТМК) и Челябинский трубопрокатный завод (ЧТПЗ) — объявили о серьезных инвестициях в расширение своего бизнеса. Например, ЧТПЗ, в одну группу с которым недавно вошел крупнейший в Свердловской области Первоуральский новотрубный завод (ПНТЗ), ведет строительство собственного сталеплавильного производства стоимостью 300 млн долларов. Проектная мощность предприятия — около 1 млн тонн металла (так называемой трубной заготовки) в год. На ПНТЗ подчеркивают, что новое предприятие создается в соответствии с самыми высокими экологическими стандартами.
Гражданская оборона
Вторая отрасль, на которую в Свердловской области делают ставку, — машиностроение. Еще с советских времен здесь сформирован мощнейший машиностроительный комплекс. Правда, связан он был прежде всего с оборонкой, и именно в этом кроется большинство нынешних проблемы отрасли: за последние пятнадцать лет доля машиностроения в промышленности Свердловской области снизилась вдвое и сейчас составляет всего 18%.
“В России снижаются объемы оборонного заказа. И машиностроительные предприятия нашего региона иногда с большим трудом переориентируются на гражданскую продукцию, — пояснила в интервью первый заместитель председателя правительства Свердловской области по экономической политике и перспективному развитию, министр экономики и труда Галина Ковалева. — Одним это удается, другим нет, и эти последние находятся в плачевном состоянии”.
Действительно, используя свой “боевой” потенциал, многие предприятия пытаются диверсифицировать производство и частично перейти на выпуск гражданской продукции. Так, один из лидеров свердловского машиностроения — Уралвагонзавод сейчас во многом держится за счет экспортных поставок новейших танков Т-90С в Индию. Но контракт закончился в прошлом году, надо думать о будущем. Поэтому предприятие стало активно вкладывать вырученные средства в наращивание выпуска различной железнодорожной техники. В частности, большим спросом как в России, так и за рубежом пользуются выпускаемые здесь современные цистерны-контейнеры для перевозки жидких углеводородов и сжиженного газа.
Пытается предприятие наладить и выпуск другой гражданской техники. Так, недавно завод приступил к мелкосерийному производству нового трактора РТМ-160, который по ряду характеристик превосходит многие модели уже существующей сельхозтехники. “Если мы производим лучшие в мире танки, то почему мы не можем производить хорошие тракторы?” — говорит Виктор Щенотов, заместитель главного инженера Уралвагонзавода. Однако, по его словам, пока эта модель получается слишком дорогой — заводу трактор обходится в 1,2 млн рублей, а чтобы его выпуск стал рентабельным, себестоимость не должна превышать 850 тыс.
Другим примером успешной переориентации на гражданскую продукцию может служить Уральский оптико-механический завод (УОМЗ). Наряду с оптическими системами для военной авиации предприятию удалось наладить выпуск качественного геодезического оборудования, которое успешно продается в Латинской Америке, на Ближнем Востоке и даже в Европе и США. Помимо этого завод в массовом количестве производит светофоры для крупных городов России и стран СНГ. Особая гордость предприятия — качественное медицинское оборудование. Здесь выпускается такая востребованная в стране и за рубежом техника, как оборудование для рентгена, искусственной вентиляции легких, УЗИ, специальные кровати для больных с тяжелыми ожогами и многое другое.
Вместе с тем целый ряд серьезных оборонных предприятий региона по-прежнему неплохо себя чувствует благодаря оставшимся от “Рособоронэкспорта” заказам на изготовление оружия для поставок за границу. Так, крупное предприятие Свердловской области ОКБ “Новатор”, разработчик новейшего ракетного комплекса Club-S, сейчас находится на подъеме в связи с большим контрактом на поставку в Китай восьми дизельных подводных лодок, оснащенных Club-S.
Впрочем, не всем машиностроительным предприятиям области удается выживать. Уже на грани банкротства находится погрязший в криминальных скандалах бывший гигант российской оборонки “Уралмаш”. Практически прекратили свое существование работавший на оборонку Красноуральский химический завод и ряд других предприятий.
Локомотив будущего
Если же говорить о машиностроительных предприятиях, изначально ориентированных на гражданскую продукцию, то многие участники рынка с трудом, но все-таки находят себя в новых экономических условиях. Например, неплохо себя чувствует один из лидеров энергетического машиностроения — “Уралэлектротяжмаш”. Сегодня он выполняет заказы на турбины для строящихся электростанций в Китае и Таджикистане. Кроме того, предприятие поставляет дорогое оборудование для известной Бушерской АЭС в Иране.
Практически “восстал из пепла” Уральский автомоторный завод (УАМЗ). В 2001 году он объявил себя банкротом, долги предприятия превышали 900 млн рублей. Но два года назад его приобрела финансово-промышленная группа “Северная казна — промышленность”, и сейчас УАМЗ не только успешно продает низкорамные грузовики с колесной формулой 6х6, но и расширяет свой модельный ряд за счет сборки малотоннажных грузовиков индийской фирмы Tata.
Большие надежды в области связывают и с новой разработкой Уральского завода железнодорожного машиностроения. Речь идет о новом для России электровозе с асинхронным двигателем, работающим на постоянном токе. Его первый образец будет выпущен уже в конце нынешнего года. Если новинка зарекомендует себя хорошо, предприятие может стать крупным поставщиком для РЖД. Ведь, по оценкам экспертов, многие локомотивы, которые сейчас бегают по российским железным дорогам, выйдут из строя к 2010 году, и тогда потребуется радикальное обновление парка — предположительно до 120-150 машин в год.
Все флаги в гости
Оборонная специфика и высокая секретность свердловской промышленности на протяжении десятков лет делали регион закрытым для иностранцев. Но теперь ситуация меняется, и благодаря этому существенно возросла инвестиционная привлекательность области. Только в прошлом году сюда удалось привлечь 1,4 млрд долларов зарубежных денег, что в 2,3 раза больше, чем в 2004-м. “Наша область по сравнению с другими российскими регионами имеет несколько неоспоримых преимуществ с точки зрения привлечения иностранных инвестиций, — отметил в интервью министр международных и внешнеэкономических связей Свердловской области Виктор Кокшаров. — Первое — это серьезный промышленный потенциал. Второе — высокий уровень образования людей. Наконец, третье — благоприятное географическое расположение. Наш регион находится на стыке Европы и Азии, через него идут крупные транспортные потоки”.
Суля по всему, инвесторов особенно привлекают различные отрасли промышленности. В первую очередь металлургия, которой требуются средства на глобальную модернизацию. Серьезный интерес иностранцы проявляют и к предприятиям машиностроения. Одна из последних сделок — привлечение кредита в 300 млн евро от Чешского экспортно-импортного банка для технического перевооружения Уралвагонзавода.
Наконец, зафиксирован приход иностранных фирм в сектор услуг и торговлю. В частности, существенные средства вкладывают в строительство торговых комплексов IKEA, Metro, “Ашан”. А “дочки” иностранных банков разворачивают программы потребительского кредитования. Уже в первый год своей работы в области “Райффайзенбанк Австрия” выдал кредитов частным лицам на 3,8 млрд рублей — беспрецедентный показатель для этой сферы услуг в регионе.
Однако есть в сфере привлечения иностранных инвестиций и проблемы. “К сожалению, у нас, как и во всей России, нет специального органа, который вел бы инвестора с момента его прихода до реализации проекта, — сетует Виктор Кокшаров. — Подобные органы есть, например, в Чехии и других европейских странах. Они помогают зарубежным компаниям буквально на каждом шагу их работы. У нас же иностранцам зачастую тяжело самостоятельно разобраться в российской специфике. Например, очевидно, что недостаточно прозрачна и отработана схема согласований с властями разного уровня. Мы подсчитали, что иностранцу, для того чтобы развернуть здесь свою деятельность, нужно получить до полусотни согласований и разрешений. Безусловно, это сдерживает приток иностранных инвестиций”.
Мы едем, едем, едем…
Дальнейший приток иностранного капитала в регионе связывают в том числе c совершенствованием транспортной инфраструктуры области. Сегодня здесь модернизируется сеть железных дорог, не так давно в Екатеринбурге был построен современный диспетчерский центр, позволяющий отслеживать поток грузов вплоть до Дальнего Востока. “Мы надеемся, что Екатеринбург со временем превратится в крупный железнодорожный транспортный узел, который свяжет Европу и Азию, — говорит Виктор Кокшаров. — Через него станет выгодно, скажем, переправлять грузы из Китая в Европу. На это будет уходить всего одна неделя вместо двух-трех, как это происходит, если пользоваться морем”.
Другое направление — развитие авиационных перевозок. Недавно в Екатеринбурге был открыт международный терминал аэропорта Кольцово, откуда теперь регулярные рейсы совершают “Люфтганза”, “Чешские авиалинии”, “Австрийские авиалинии” и ряд других иностранных компаний. Если в прошлом году в области было перевезено около 1,5 млн авиапассажиров, то в ближайшее время этот показатель должен вырасти до 2,5 млн.
Кроме того, тот же аэропорт Кольцово скоpо превратится в крупнейший транспортный узел всего Урала — с грузовыми терминалами, гостиницами и даже выставочными площадями. Аэропорт предполагается использовать и как хаб — здесь могут перераспределяться пассажиропотоки с большого числа маршрутов на стыковочные рейсы.
Стройки века
Одной из самых динамично развивающихся в регионе отраслей сегодня стала строительная индустрия, которая реализует смелые и разнообразные проекты. Так, планируется возвести комплекс “Екатеринбург-Сити”, где на площади более 400 тыс. кв. м размесятся офисы и магазины. Уже к концу года в центре города появится “коробка” здания, а завершится строительство, в которое главный инвестор — холдинг УГМК — вкладывает свыше 107 млн долларов, к началу 2008 года.
Активно идет и возведение гостиниц: в этом году, например, в Екатеринбурге достроят при участии иностранного капитала отель известной мировой сети Park Inn, а через два года вступит в строй роскошный пятизвездочный Hayatt. Что же касается жилья, то один из самых значимых проектов — возведение на юго-западе Екатеринбурга (район Академический) настоящего города-спутника общей жилой площадью 1,5 млн кв. м.
Да и в целом планы ввода жилья в Свердловской области впечатляют размахом: если в прошлом году здесь было введено 1,1 млн кв. м, то в нынешнем собираются построить 1,25 млн, в следующем — еще на 20% больше, а к 2010 году выйти на показатель в 2,5 млн. Однако у подавляющего большинства жителей области новостройки большого энтузиазма не вызывают: уж больно высоки цены. В некоторых районах Екатеринбурга они уже приближаются к отметке в тысячу долларов за метр.
Эксперты утверждают, что одна из причин — высокий уровень бюрократизма и вытекающей из него коррумпированности муниципальных властей. Участники рынка буквально стонут от непрозрачных схем выделения участков под строительство, которые выдаются “своим” фирмам, естественно, за солидные откаты. По оценкам, объем теневых издержек в областном строительстве сейчас достигает 70-80% от общей сметы объекта, или 35-40% от стоимости жилья. Изменить ситуацию могла бы реальная конкуренция, и в область уже неоднократно пытались войти крупные строительные компании из других регионов, однако чужаков под разными предлогами сюда просто не пускают.
Чего изволите?
Понимая, что в экономике региона существует некоторый перекос — доминирование крупной промышленности над другими секторами, — в Свердловской области намерены больше развивать сферу услуг. “Еще несколько лет назад доля сферы услуг в структуре нашего ВРП была катастрофически мала, она составляла всего 20 процентов, в то время как остальные 80 приходились на промышленное производство, — говорит министр экономики и труда области Галина Ковалева. — Сейчас ситуация меняется. В прошлом году она достигла уже 46 процентов внутреннего регионального продукта. И мы рассчитываем, что к 2015 году доля услуг будет составлять порядка 60 процентов — как в развитых странах”.
Наращивать объемы сервиса в регионе, в частности, планируют за счет развития торговли. Только в прошлом году вследствие активизации этого сектора, а также прихода в область новых игроков в лице международных сетей оборот розничной торговли вырос на 32%. Теперь ожидают нового рывка, связанного прежде всего с иностранными и российскими инвесторами. Так, уже второй торговый комплекс в области возводит международная группа Metro (в строительство первого она вложила около 20 млн. евро). Огромный магазин площадью 140 тыс. кв. м и стоимостью около 100 млн долларов строит IKEA.
Впрочем, свою роль должны сыграть и свердловские предприниматели. Согласно статистике, за последний год малые и средние предприятия области увеличили общую выручку от продажи товаров и услуг в полтора раза.
Алексей ГРАММАТЧИКОВ
Что скажете, Аноним?
[12:17 30 ноября]
[07:40 30 ноября]
[20:31 29 ноября]
13:00 30 ноября
12:30 30 ноября
12:00 30 ноября
11:30 30 ноября
11:00 30 ноября
10:00 30 ноября
09:30 30 ноября
08:30 30 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.