Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

В ожидании нового курса

[13:00 15 сентября 2005 года ] [ Киевские ведомости, №191 (3577) ]

Энергетики считают Виталия Гайдука оптимальной кандидатурой на должность министра топлива и энергетики.

Кадровые изменения в топливно-энергетическом блоке нового правительства могут возвратить электроэнергетическую отрасль к рыночному пути развития. Пока только теоретически.

Эксперты называют три наиболее вероятных кандидатуры на должность министра топлива и энергетики в новом составе Кабмина. И одна из них является довольно неожиданной. Это президент лиги нефтепромышленников Украины, представитель УСПП Александр Шпак. В прошлом — народный депутат и член парламентского комитета по ТЭК, председатель правления холдинга “Укрнефтепродукт”, еще ранее — директор автопредприятия в Жмеринке.

Шпак работал в “Укрнефтепродукте”, когда пост председателя наблюдательного совета в этой компании занимал Андрей Деркач. Времена были довольно скандальные. Общеизвестны операции по передаче холдинговой компанией своих подразделений зарубежным офшорам в счет погашения долгов по кредитам. Шпака на должность министра лоббирует вице-премьер Анатолий Кинах.

Как президент лиги нефтепромышленников, Шпак отличается активностью, выступая с инициативами в сфере регулирования рынка нефтепродуктов. Однако Министерство топлива и энергетики — это не только и даже не столько рынок нефтепродуктов. Для энергетиков Шпак является фигурой практически неизвестной.

Электроэнергетика в технологическом и организационно-экономическом разрезах — отрасль довольно непростая. Она обладает наиболее обширной и технически сложной инфраструктурой среди всех остальных сегментов ТЭК. Человеку “со стороны” разобраться в этом хозяйстве довольно сложно. И уж тем более нелегко понять, как реформировать оптовый рынок электроэнергии и как совместить преобразования с присутствием на энергорынке отраслевого монополиста в лице НАК “Энергетическая компания Украины”.

Поэтому прогнозировать действия в отрасли нового министра, если им окажется Шпак, крайне нелегко. Для энергетиков в подобной ситуации наиболее предпочтительным вариантом окажется ситуация “пусть лучше ничего не делает, лишь бы не мешал”.

И вправду. Энергетика — наиболее самодостаточный сектор из всех подразделений ТЭК, располагающий рыночными саморегулирующимися механизмами и пребывающий в зоне тщательного регуляторного контроля со стороны Нацкомиссии регулирования электроэнергетики (НКРЭ).

Влияние Минтопэнерго на развитие электроэнергетики весьма незначительное и к началу 2005 года практически свелось к нулю. Чему субъекты отрасли были только рады: лучше совсем остаться без внимания чиновников, чем оказаться под колпаком их неквалифицированных управленческих экспериментов.

Однако с назначением на должность министра топлива и энергетики экс-председателя правления ОАО “Киевэнерго” Ивана Плачкова в начале 2005 года положение дел на энергорынке в корне изменилось.

С момента воцарения в кресле главы энергетического ведомства зимой этого года Плачков заявил, что будет руководствоваться в своей деятельности постулатами правительственной программы “Назустріч людям”. Это означало, что отныне энергетическая политика в стране станет более “социальной”. Ее “социальность” выразилась прежде всего в максимизации прибылей государственных предприятий ТЭК, что позволило существенно увеличить перечисления отрасли в бюджет. При этом за кадром осталась истина о том, что использование тэковских монополий в качестве “дойных коров” бюджета означает адекватное сокращение производственных программ, что рано или поздно ударит по карману самого потребителя.

В целом программа “Назустріч людям” в исполнении Минтопэнерго во главе с Плачковым вылилась во всецелое и многостороннее “усиление государственного влияния в отрасли”. Что на практике означало усиление чиновничьего вмешательства в деятельность субъектов энергорынка и в работу самого оптового рынка электроэнергии, установление на нем монопольного положения НАК “ЭКУ”, а также внедрение популистского проекта перевода всех небытовых потребителей на единый двухставочный энерготариф, что выльется в повышение цены киловатт-часа для крупных системо-, градо- и бюджетообразующих предприятий страны.

С приходом Плачкова в отрасли начисто позабыли о Концепции функционирования и развития оптового рынка электроэнергии, которая ориентировала Украину на европейские стандарты в создании прозрачных и конкурентных энергорынков. Вместо этого госуправленцы из “ЭКУ” заговорили о необходимости преобразования госхолдинга в “глобальную энергетическую компанию” наподобие российского РАО “ЕЭС России”.

А еще деятельность топливно-энергетического блока правительства при Плачкове запомнилась беспрецедентным повышением оптовой цены электроэнергии с начала 2005 года на 17,7%. Несмотря на это, Плачков остается вторым наиболее реальным кандидатом на должность министра топлива и энергетики в обновленном правительстве Юрия Еханурова.

И если Ивану Васильевичу удастся сохранить за собой министерское кресло, энергетикам и их потребителям в лице крупных промышленных предприятий придется позабыть о реформах на энергорынке на неопределенный срок.

Впрочем, положение дел теоретически может измениться, если министром окажется третий из наиболее вероятных кандидатов — экс-вице-премьер Виталий Гайдук.

О его возможном появлении в Кабмине Тимошенко начали открыто говорить с августа. Правда, первоначально предполагалось, что он займет должность вице-премьера по ТЭК, что выглядело бы вполне целесообразно после того, как по инициативе Плачкова было воссоздано Министерство угольной промышленности. С воссозданием Минуглепрома Плачков фактически разрушил Минтопэнерго как единый центр по выработке балансированной энергетической политики. Более того, Минтопэнерго и Минуглепром отныне могут оказаться ведомствами-антагонистами, так как интересы угольщиков и энергетиков противоположны по своей экономической сути.

На этом фоне введение в правительстве должности вице-премьера по ТЭК выглядело бы вполне своевременным, поскольку позволило бы восстановить государственную управленческую вертикаль в секторе.

Однако Виктор Ющенко в конце августа заявил, что должность тэковского вице-премьера — это излишнее управленческое звено. Поэтому не исключено, что Гайдук повторно предстанет в роли министра топлива и энергетики, которым он уже в 2001-2002 годах был. Правда, в этот раз Виталий Анатолиевич может оказаться в роли генерала без армии.

Угольная промышленность, которая остается наиболее слабым и болезненным звеном в украинском ТЭКе, из ведомства Минтопэнерго выведена. НАК “Нефтегаз Украины” напрямую Минтопу не подчинен. Остается электроэнергетика, которая наименее из всех остальных подотраслей ТЭКа нуждается в крепкой государственной управленческой руке.

К тому же, в отличие от Плачкова, Гайдук в годы руководства ТЭКом не зарекомендовал себя сторонником усиления государственного управленческого влияния в энергетике во что бы то ни стало. Вместо этого экс-вице-премьер подчеркивал необходимость повышения роли и значения Совета оптового рынка электроэнергии как саморегулирующегося рыночного механизма. Энергетики преимущественно отзываются о Гайдуке как о компетентном государственном менеджере и считают его кандидатуру на должность министра наиболее оптимальной.

В случае прихода Гайдука в отрасли могут прекратиться “государственнические” управленческие эксперименты, и сектор получит надежду на возвращение привычного для себя эволюционного рыночного курса развития.

Олег КИЛЬНИЦКИЙ

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.