Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Блеск и нищета Донбасса

[11:59 08 декабря 2004 года ] [ Контракты, №49 ]

Богатство Донбасса — уголь и сталь, благодаря которым регион вырабатывает около 28% государственного объема промышленной продукции. Однако при этом регион больше потребляет бюджетных денег, нежели формирует. Ресурсы Донбасса — “донецкий козырь” исключительно для местных ФПГ.

База донбасского капитализма

Отечественный капитализм в Донбассе основан на контроле технологической цепи металлургии: уголь-кокс-металл. Контроль над замкнутым циклом производства позволил местным капиталистам стать капиталистами общегосударственного и даже восточно-европейского масштаба за счет экспансии в дальнее зарубежье. Последнее обстоятельство оказалось очень важным. Ведь из-за существовавших до 2002 года фискальных льгот для отечественного горно-металлургического комплекса, цена отечественного металла на внешних рынках оказалась настолько привлекательной, что вызвала вереницу антидемпинговых расследований.

Еще одним “секретом успеха” капиталистов Донбасса можно считать широчайшую сеть железных дорог. Сегодня Донецкая железная дорога — одна из крупнейших в Украине, осуществляет 40% общегосударственных грузовых и пассажирских железнодорожных перевозок, обслуживает производственно-хозяйственный комплекс и население Донецкой, Луганской, частично — Днепропетровской, Запорожской и Харьковской областей. Кроме того, почти каждое промышленное предприятие области имеет собственную железнодорожною ветку, обеспечивающую доступ к Мариупольскому морскому порту. В свою очередь, Мариупольский порт — не просто один из крупнейших портов в Украине, но и важный импортно-экспортный центр региона с полным комплексом таможенных услуг и систем коммуникаций. Ежегодно порт обрабатывает свыше 7 млн. т грузов, включая 50% готовой экспортной продукции. Гавани глубиной в среднем 12 метров позволяют принимать суда дедвейтом до 16 тыс. т. К порту приписаны 53 судна, обслуживающие клиентов со всего мира — Южной и Восточной Азии. Восточной Африки, Персидского залива, Южной и Северной Америки.

Бизнес-элита региона также умело пользуется целым рядом налоговых льгот в донбасских оффшорах — на Донбасс приходится большая часть специальных экономических зон и территории приоритетного развития, предусмотренных отечественным законодательством. Собственно, умение успешно лоббировать свои интересы на правительственном и парламентском уровне (а донецкий оффшор появился именно благодаря этому) является еще одним “секретом успеха” донецких и луганских капиталистов.

Нельзя не обратить внимание и на такой фактор успеха Донбасса, как умение местных ФПГ действовать слаженно и быть на несколько шагов впереди остальных в плане бизнес-стратегии.

Промышленный ассортимент

Уголь. Угольную промышленность Донецкой области представляют 101 шахта и шахтоуправления, 12 шахтостроительных предприятий, 33 обогатительные фабрики. Производственная мощность угледобывающих предприятий около 56 млн. т. Балансовые промышленные запасы угля составляют 14,3 млрд. т, в том числе коксующегося — 7,5 млрд. т. В рамках программы реструктуризации угольной отрасли осуществляется закрытие неперспективных шахт.

Металл. В Донецкой области функционируют два крупных металлургических комбината, четыре металлургических завода (черная и цветная металлургия), два предприятия по производству металлических труб, трубный и металлопрокатный заводы. Мощности по производству чугуна составляют 18,2 млн. т, стали — 22,9 млн. т, готового проката — 15,8 млн. т. Удельный вес экспортной продукции во внешнеторговом обороте области составляет около 70%, металлопродукцию Донбасса покупают более чем в 50 странах мира.

АО “Мариупольский металлургический комбинат им. Ильича” специализируется на производстве листовых штрипсов, толстолистового проката, белой жести и бесшовной стальной ленты. Экспортные поставки занимают главенствующую роль в структуре сбыта предприятия, их доля в общем объеме реализации продукции ММК достигает 85%.

Азовсталь является украинским монополистом по нескольким видам металлопроката — рельсам железнодорожным (82%), накладкам, подкладкам и клеммам железнодорожных рельсов (52% украинского рынка), шарам стальным помольным (45%). Основными потребителями продукции комбината в Украине являются машиностроительные предприятия, в числе которых сумское НПО им. Фрунзе, специализирующееся на производстве газоперекачивающих агрегатов.

Трубы. В структуре украинского рынка трубной продукции можно выделить следующие сегменты: рынок труб большого диаметра, рынок сварных труб малого диаметра (до 150 мм), рынок бесшовных труб и рынок литых чугунных труб.

На территории Донецкой области находится предприятие, специализирующееся на выпуске труб большого диаметра — АО “Харцызский трубный завод” (ХТЗ). Важно, что завод остается монопольным поставщиком ТБД для нужд российского “Газпрома” на рынке СНГ. Среди других производителей трубной продукции Донбасса следует выделить монополиста-лидера по производству чугунных труб в Украине — АО “Макеевский труболитейный завод”.

Машиностроение. Машиностроительный сектор Донецкой области включает в себя около 220 предприятий, обеспечивающих большую часть потребности Украины в различных видах машин и оборудования. Часть заводов обладают развитой инфраструктурой, которая служит для обеспечения их сырьем и реализации готовой продукции.

Среди крупнейших производителей машиностроительной продукции — ЗАО “Новокраматорский машиностроительный завод”, концерн “Азовмаш”, Старокраматорский и Ясиноватский машзаводы.

Химия. В химической промышленности региона работают 15 предприятий различной специализации, производящие минеральные удобрения, кислоты, соду, пластмассы. Лидирующим предприятием является ОАО “Концерн “Стирол”. Значительная часть производимой им продукции экспортируется в страны СНГ, Европу, Азию.

Донбасский оффшор

С момента введения в действие Закона Украины “О специальных экономических зонах и специальном режиме инвестиционной деятельности в Донецкой области” местный бизнес в полной мере воспользовался всеми прелестями специального режима инвестиционной деятельности.

По состоянию на конец 2003 года в стадии реализации находилось 117 инвестпроектов на сумму 783 млн. долларов. На 62 предприятиях, уже реализующих 85 инвестиционных проектов, начато производство продукции. Всего в донецкой зоне уже произведено продукции на 6 млрд. грн. В основном в льготных условиях производят хлебопродукты, кондитерские и колбасные изделия, растительное масло, мебель, одежду, лекарства, туалетное мыло и продукцию технического назначения. При этом четвертая часть товарной продукции идет на экспорт. Фактически на предприятиях СЭЗ создано более 4 тыс. новых и сохранено 7,8 тыс. рабочих мест с зарплатой почти вдвое выше среднеобластного уровня. Впрочем, несмотря на бурный старт донецких СЭЗ и ТПР, уже к концу 2002 года проявились очевидные “издержки” разнообразных фискальных льгот по-донецки. Донецкая зона использовалась в схемах налоговой оптимизации и масштабного импорта дешевых товаров (именно через донецкие СЭЗ массово ввозили “ножки Буша”), что с одной стороны обеспечивало изрядный навар предприятиям, расположенным в зоне, с другой — наносило вред отечественному производителю вне донецкой зоны. Донецких также обвиняли в формировании в СЭЗ гигантского теневого капитала. В свое время работу СЭЗ в регионе раскритиковал президент, а парламент пытался выправить ситуацию на законодательном уровне, однако фактически все остались при своем.

Не светлое будущее

Эксперты уверяют, что наряду с прогрессом но части монополизации ГМК и успехами на внешних рынках, основным препятствием на пути радикального реформирования тяжелых отраслей экономики является архаичность менеджмента. Часть предприятий региона управляются “красными директорами”, а каждый год Донецк стыдливо поглощает “угольные” дотации из государственной казны. И лишь отдельные предприятия региона переходят на мировые стандарты ведения бизнеса.

По темпам роста промпроизводства за три квартала 2004 г. Донецкая область хоть и добилась значения большего, чем вся Украина в целом, но отнюдь не является лидером — впереди десяток областей. За 9 месяцев 2004 г. по сравнению с аналогичным периодом 2003 г. общий объем промышленной продукции области увеличился на 16,7% (в сопоставимых ценах), в 1,7 раза возрос экспорт товаров (в долларовом эквиваленте). Вместе с тем, “донецкие” 16,7% роста в абсолютном выражении нередко превышают двукратный рост промпроизводства в менее развитых регионах.

Промышленный рост области по-прежнему зависит от положения дел в ориентированном на экспорт металлургическом комплексе (46% всей реализованной промышленной продукции) — объем производства в металлургии увеличился против января-сентября 2003 г. на 15,5%.

Самый высокий прирост производства с начала года в машиностроении — более 40%. Главная причина — развитие экспортного потенциала, а также рост внутреннего спроса. В частности, с улучшением бюджетного финансирования угольной промышленности автоматически увеличился спрос на оборудование для угледобычи. После реализации инвестпроектов на отдельных шахтах по сравнению с январем-сентябрем прошлого года инвестиции в основной капитал отрасли увеличились почти в полтора раза (в сопоставимых ценах). Объем готового угля составил в целом по области за 9 месяцев 2004 г. лишь 23,4 млн. тонн (рост на 2,5%) — в основном, из-за нежелания генерирующих энергокомпаний, сделавших существенные запасы топлива в начале года, закупать продукцию на протяжении лета.

С учетом резкого роста оптовых цен в промышленности, прирост промпроизводства в регионе был обеспечен отчасти и за счет ценового фактора. Если в течение 9 месяцев 2003 г. цены производителей промпродукции в регионе выросли в среднем на 11%,то в сентябре 2004 г. Они стали выше (по сравнению с декабрем 2003 г.) на 32%, а в металлургии на 35%.

Основные перспективы региона, естественно, связаны с развитием ГМК — профильного и пока еще перспективного рынка. Украинская металлопродукция сейчас позиционируется в мире как конкурентная в двух нишах — “географической”, то есть в металлодефицитных регионах (для готовой продукции), и “товарной”, то есть в поставке продукции с низкой степенью обработки фактически на все мировые рынки. Определяющую роль в географии металлоэкспорта высокого передела продолжают сохранять традиционные для Украины рынки сбыта — Юго-Восточная Азия, Китай и Ближний Восток, где все еще недостает собственного металла.

Несмотря на единодушные прогнозы отраслевых экспертов, сулящих проблемы с поставками отечественного металла на внешние рынки из-за трансформации Китая из импортера в экспортера металлопроката, внешнерыночная конъюнктура для металлургов еще вполне благоприятна. Так, недавно Пекин заморозил рост своей экономики и отложил ввод в эксплуатацию восемнадцати металлопроизводств. Да и прекращение роста цен в отрасли ожидается лишь с 2006 года.

В то же время основным недостатком отечественного ГМК является структурное несовершенство и технологическое отставание от мировых тенденций. Почти 45% донбасской стали производится неэкологичным мартеновским способом, и всего 19,1% разливается по технологии непрерывного литья. Стареют основные производственные фонды (износ превышает 65%, сверх нормативного срока эксплуатируется 54% коксовых батарей, 89% доменных печей, 87% мартеновских печей, 26% конверторов и почти 90% прокатных станов), а энергоемкость производства (удельный расход условного топлива на производство 1 тонны стали составляет 22,6 — 890 кг) по-прежнему влияет на себестоимость. Все эти факторы свидетельствуют не в пользу украинского металла с точки зрения перспектив.

Не исключено, что поствыборные события, могут некоторым образом отразиться как на популярности продукции из донецкого региона, так и на перспективах экспансии местных металлургических ФПГ в части приватизации профильных предприятий Восточной Европы, в частности, польской Huta Czestochowa.

С угольным направлением региона проблем еще больше. Возможный отказ государства от субсидирования угольщиков способен существенно осложнить жизнь убыточным предприятиям отрасли, которые при нынешней конъюнктуре вряд ли когда-нибудь смогут приносить прибыль. Грядущее охлаждение мирового рынка металлов, без сомнения ударит по предприятиям, добывающим коксующийся уголь, а ввод в эксплуатацию новых энергоблоков атомных электростанций снизит потребности генкомпаний в угле энергетическом. Правда, создание НАК “Уголь Украины” может лишь поспособствовать развитию добычи на шахтах и холдингах, внесенных Минтопэнерго в разряд “перспективных”. А ожидаемая приватизация ряда шахт, в том числе и принадлежащих НАК, способна решить ряд проблем, в частности, модернизации изношенных активов.

Как бы то ни было, уголь и сталь — это основа экономики XX века, в XXI веке экономика базируется на высоких технологиях, чем Донбасс пока похвастаться не может.

Александр ДМИТРЕНКО

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.