Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Слишком много заявлений

[08:59 20 июля 2007 года ] [ Эксперт-Украина, №28, 16 июля 2007 ]

Украина в очередной раз подняла тему реформы газовых отношений с Россией.

Отсутствие аргументированных предложений у украинской стороны грозит обострением отношений с “Газпромом” и очередным резким скачком расценок на российское топливо.

На прошлой неделе тема возможного отказа от услуг газового посредника компании RosUkrEnergo (RUE) вновь стала актуальной. Масла в огонь подлил президент Виктор Ющенко, полунамеками проведя эту мысль в интервью российским журналистам. “Если будут установлены принципы понятные, прозрачные, на базе которых формируется ценовая политика, кто эту функцию станет выполнять (речь идет о поставках газа. — ”Эксперт”) — вопрос настолько второстепенный, что не стоит обсуждать его в серьезных кабинетах”, — заявил глава государства. Возможность выведения из схемы поставок газа в Украину компании RUE Виктор Ющенко намерен обсудить со своим российским коллегой Владимиром Путиным во время их встречи в Сочи, намеченной на середину августа.

Проверенная, казалось бы, с точки зрения политической рекламы критика российско-украинских газовых отношений и компании RUE на этот раз не сработала. Более того, обернулась против президента. При нынешнем уровне потребления российского газа потери страны от введения среднеевропейской ставки на его транзит (около трех долларов за транспортировку тысячи кубометров по ста километрам территории) и рыночных цен на него (235 долларов за тысячу кубов, полученных методом net-back, то есть исходя из цен на газ в соседних Польше, Словакии и Венгрии за вычетом транспортной составляющей) составят около четырех миллиардов долларов в год. Откажись наша страна прямо сейчас от услуг посредника, из кармана ее среднестатистического гражданина будет изъято около ста долларов годового дохода. Едва ли это можно считать хорошим предвыборным тезисом для лояльных к президенту политических сил.

Не обязательно рыночный Подход

Пресс-служба Виктора Ющенко постаралась максимально сгладить ситуацию, заявив о том, что слова президента были неверно истолкованы. Глава государства, мол, говорил не столько об отказе от услуг RosUkrEnergo (НАК “Нафтогаз України” и “Газпром” признали деятельность этой компании полностью удовлетворительной), сколько об изменении самой модели газовых отношений двух стран. Как оказалось, ее изменение отнюдь не предполагает перехода к рыночным ценам на топливо и аналогичным ставкам транзита (хотя именно это является необходимым условием устранения из схемы любых посреднических структур). “Необходимо анализировать проблему в соотношении ”ставка на транзит—цена на газ”, — говорил президент. — Ни одна, ни другая сторона не должны ставить задачу довести тарифы на свой товар до уровня мировых цен, а привести их в соответствие друг с другом.” То есть президент предлагает вновь увязать цены на топливо и ставки транзита — изменение одного параметра автоматически влечет за собой изменение другого. Однако еще год назад Виктор Ющенко одним из главных достижений оранжевой команды газовых переговорщиков называл разрыв нерыночной связки “цена газа— ставка транзита”.

Как оказалось впоследствии, предельная планка роста цены российского газа оказалась выше, чем ожидалось: компенсировать ее адекватным ростом стоимости транзитной прокачки топлива в Европу наша страна не смогла. Установить цену транспортировки выше, чем, скажем, в Германии было невозможно хотя бы потому, что таких оснований не дает техническое состояние украинской газовой трубы. Заявление Ющенко прозвучало как признание ошибочности стратегии газовых переговоров с Россией, которые проводило правительство Юлии Тимошенко и в меньшей степени Юрия Еханурова. Еще недавно представители оранжевой команды просили считать заслугой то, что нынешняя цена газа для Украины — одна их самых низких среди ближайших стран-соседей. Но уже сегодня президент недовольно подмечает, что она, оказывается, выше, чем у Белоруссии и Армении. При этом он прекрасно осознает роль политической составляющей в этих ценах. Точно такая же составляющая есть и в российско-украинских газовых отношениях — иначе тарифы были бы гораздо выше. Эта составляющая и обуславливает необходимость существования такой компании, как RosUkrEnergo, по крайней мере, в ближайшие несколько лет без нее не обойтись.

Лишним доказательством тому стал предшествовавший заявлениям Виктора Ющенко скандал вокруг связей совладельца RUE Дмитрия Фирташа и нынешнего министра топлива и энергетики Юрия Бойко. Последний по доверенности выступал представителем Фирташа в его бракоразводном процессе. Выдача такого документа как минимум предполагает наличие доверительных отношений между людьми, имеющими отношение к управлению двумя связанными структурами — НАК “Нафтогаз України” и компании “Укргаз-Энерго” (УГЭ), в которой НАКу принадлежит 50%.

Эта информация, широко растиражированная в СМИ, не стала сенсацией: о связях менеджмента госкомпании, УГЭ и руководителя министерства и бывшего главы НАК было известно и раньше. Более того, никаких кадровых решений по поводу ее разглашения тоже не последовало. Но сам факт ее появления в разгар предвыборной парламентской гонки в который раз доказал: газовый бизнес — бизнес политический. И завязаны на нем не только Фирташ и Бойко.

Нужна подготовительная работа

Конечно, далекая от прозрачности схема поставок газа в Украину нуждается в реформировании. Но подходить к этим реформам нужно подготовленными. За три года президентства Виктора Ющенко и нескольких разноцветных правительств не возникло необходимых предпосылок для устранения RosUkrEnergo (а значит, и перехода на прямые поставки топлива “Газпромом”). Дело не только в том, что нам никак не удается наладить прямой диалог с Туркменистаном, о чем любят говорить политики оранжевого лагеря. Среднеазиатский газ так или иначе будет идти через территорию России, а значит, у нее гораздо больше возможностей для маневра в переговорном процессе с туркменами, чем у Украины. Основная наша задача — установить паритет в газовых отношениях с Россией. Нужно признать: сейчас наша страна больше зависит от поставок российского газа, нежели РФ — от его транзита по нашей территории. А четыре миллиарда долларов, которые потеряет Украина при переходе на рыночные цены газа и транзита, — очевидное тому свидетельство.

Нам необходимо уменьшить потребление импортного газа. Об этом говорил во время своего недолгого премьерства Юрий Ехануров; он даже прогнозировал сокращение объемов его потребления с 76 млрд газа до 65—70 млрд кубометров в год. К сожалению, эти прогнозы так и не оправдались: в прошлом году страна не только не снизила, но даже на полтора миллиарда кубометров нарастила потребление газа, в основном за счет коммунального сектора. В 2007-м этот уровень потребления вряд ли радикально изменится.

Работа должна вестись в двух направлениях: снижение расхода газа вследствие технологической модернизации промышленности и жилищно-коммунальной сферы, а также рост добычи газа на территории Украины. Проблемой экономного энергопотребления пока озаботился лишь крупный бизнес. Почти все крупнейшие меткомбинаты страны (одни из крупнейших промышленных потребителей природного газа) начали воплощать в действие масштабные программы модернизации. Однако мгновенного результата ждать не стоит: его можно будет почувствовать не раньше, чем в 2011—2012 годах, когда завершатся основные этапы реконструкции металлургических комбинатов. За ними последуют машиностроительные, химические и энергетические предприятия. В целом возможная экономия в промышленности в перспективе ближайших пяти лет может составить до десяти миллиардов кубов.

Если в бизнесе необходимые подвижки уже произошли, то, к примеру, в сфере ЖКХ их почти нет. Экономия здесь может составить до шести миллиардов кубометров газа за те же пять лет. Однако, судя по нынешним темпам реформ, времени понадобится гораздо больше. Свежий пример: президент и правительство не поделили деньги, предназначенные на реконструкцию региональных водоканалов. Около 130 млн гривен Кабмин выделил трем восточным областям, для которых эта проблема наиболее актуальна. И только 70 млн гривен пошли на остальные области — пропорционально их населению. Своим указом Виктор Ющенко приостановил решение правительства, мотивировав это несправедливым распределением средств между регионами. Вместе с тем потребность отрасли в инвестициях в десятки раз превышает ресурс государственных дотаций в ЖКХ, и если эти небольшие средства будут рассредоточены, то значимого результата не удастся достичь ни в одном регионе. Откровенный популизм в действиях президента, по сути, тормозит то немногое, что делается в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Легче договариваться с маленькими

Энергетическая стратегия Украины, рассчитанная до 2030 года, предполагает увеличение добычи газа почти на 30% — до 30 млрд кубометров в год. Очевидно, что добиться столь существенного прироста без привлечения иностранных инвестиций и новых технологий бурения не удастся. Первые попытки сотрудничества в этом направлении с такими гигантами энергетического рынка, как британо-голландская Royal Dutch Shell и американская Vanko International оказались фактически провальными: работы по освоению украинских месторождений этими компаниями не ведутся, несмотря на подписанные договора и выигранные конкурсы. Как поясняют люди, близкие к переговорам, причина — в дискриминационных условиях сотрудничества, предлагаемых этими компаниями Украине. Их доля в распределении нефти и газа, добытых из украинских недр, согласно договоренностям, заключенным еще оранжевой командой, превышала разумные цифры. Дальнейшие их продвижение к украинским недрам было заморожено менеджментом НАК “Нафтогаз України” и Минтопэнерго. Более того, сегодня НАК демонстративно меняет партнеров, выбирая их из небольших сговорчивых компаний.

Так, на протяжении последних трех месяцев госкомпания заключила договоры с несколькими иностранными нефтегазодобытчиками средней руки. В мае Минтопэнерго провело переговоры и договорилось с британской компанией CBM Oil о разработке и освоении месторождений на шельфе Черного моря. Первоначальные инвестиции в сейсмические исследования составят 25 млн долларов. В начале июня “Нафтогаз” достиг соглашений с американской Marathon International Petroleum о совместном исследовании Днепровско-Донецкой впадины. Уже до конца года компании планируют получить лицензии для начала работы на конкретных месторождениях. При этом инвестиции в сейсморазведку и бурение могут составить около 100 млн долларов. Привлечением иностранных партнеров занята и госкомпания “Надра України”. Эта структура сегодня имеет большое количество лицензий на геологоразведочные работы, однако она не может реализовать их из-за нехватки средств (в 2006 году убыток НАК “Надра України” составил свыше десяти миллионов гривен). Необходимые инвестиции предоставят коммерческие структуры: последние договоренности госкомпании предусматривают совместное с предприятием “Укрнафта” освоение одного из самых крупных месторождений в Украине — Сахалинского (Харьковская область). Сотрудничество с украиноамериканской компанией Sunrise Energy Resources также предполагает вложение нескольких десятков миллионов долларов в работу на нескольких нефтегазоносных площадях как на западе, так и на востоке Украины.

Политическая воля ни при чем

Увеличение добычи газа в Украине хотя бы на четыре-пять миллиардов кубометров наряду с экономией до 15 млрд кубометров газа в промышленности и ЖКХ даст возможность нашей стране совсем по-другому выстраивать поведенческую линию в отношениях с Москвой. Отказ от услуг RosUkrEnergo — объективная необходимость. Однако это вопрос не политической воли, как, возможно, думают в секретариате президента, а конкретных достижений в сфере энергосбережения и развития нефтегазового сегмента промышленности страны. Прямые контракты на поставку топлива с “Газпромом” станут реальностью тогда, когда к этому будет готова сама Украина. А использование темы RosUkrEnergo в популистских целях стало просто небезопасным. Кремль может в очередной раз ухватиться за эту оплошность, использовав подобные заявления как хороший повод поднять цену на газ.

Глеб ПРОСТАКОВ

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.