Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Грузино-российская война: военный опыт для Украины (окончание)

[16:27 18 августа 2008 года ] [ Главред, 18 августа 2008 ]

Издание публикует вторую часть материала, посвященного выводам, которые должны сделать Вооруженные силы Украины после конфликта в Южной Осетии.

В ней речь пойдет об уроках, которые из этой войны должны извлечь Военно-воздушные силы, Сухопутные войска и Военно-морские силы Украины.

ВВС в составе Воздушных сил ВС Украины. Боевая авиация, и это уж никак не открытие, сегодня имеет огромное значение вне зависимости от типа проводимых операций — наступательных или оборонительных. Боевые действия между Грузией и Россией лишь в который раз подтвердили этот постулат.

С горечью стоит констатировать, что после того, как Украина ликвидировала свои дальние бомбардировщики Ту-22, “взрослая” бомбардировочная авиация у нас “вымерла как класс”, а в составе Воздушных сил остались только тактические и военно-транспортные “борты”. Как известно ликвидация бомбардировщиков дальней авиации Ту-22М3 (в обозначении НАТО — “Бэкфайр”), как и штатного их вооружения — крылатых ракет Х-22 — было подведено американцами и украинской властью в прежние времена под двустороннюю “Программу совместного уменьшения угрозы”, хотя видимых причин для этого не существовало. Дело в том, что эта программа была направлена на ликвидацию на берегах Днепра стратегических наступательных вооружений, коими Ту-22 никогда не были. Не секрет, что во времена подписания знаменитого договора ОСВ-2 между США и СССР о сокращении вооружений тот же Конгресс устраивал специальные слушания по вопросу, считать или нет “Бэкфайр” стратегическим. Однозначно решили — нет. Но Украину их все-таки лишили. Что интересно, уникальные “тушки” весьма пригодились бы нам не только для национальной обороны, но и в случае вступления в НАТО, но в Вашингтоне, очевидно, имеют свои взгляды.

Что касается нынешнего состояния украинских ВВС, то оно давно вызывает тревогу. Здесь речь идет о двух основных моментах — структуре и вооружении ВВС и подготовке личного состава.

Относительно авиационной техники можно сказать лишь то, что на данном этапе уместно говорить только о ее модернизации. Резервы для модернизации и схемы ее проведения на предприятиях украинского оборонно-промышленного комплекса есть, теперь стоит вести речь о количестве. Сейчас в ВВС поступают модернизированные самолеты МиГ-29, Су-25, Л-39. Но темпы, с которыми проводится модернизация (а точнее — средства, которые на это Минобороны получает) позволяют говорить о модернизации всего парка боевых самолетов в ВВС к моменту, когда он снова станет устаревшим. Между тем “железо” все же не вечно, и в отдаленной перспективе Украина, строящая лишь транспортные самолеты, вынуждена будет решать вопрос закупки новых боевых самолетов у страны, которая не может оказаться в числе потенциальных противников. Очевидно, что разрыв кооперационных связей наших оружейников с ОПК России, каким бы болезненным он ни был, в перспективе является объективной необходимостью.

Относительно летно-тактической подготовки и применения авиации Воздушных сил стоит отметить следующее. В прошлом году было проведено 6 летно-тактических учений эскадрилий, 307 стрельб по наземным целям, 92 пуска управляемых авиаракет, 384 практических бомбометаний, 542 десантирования воздушных десантов. В целом средний налет на один экипаж Воздушных сил составил: в Объединенных силах быстрого реагирования (ОСБР) — 108,8%, в Основных силах обороны (ОСО) — 65% от плана.

Много это или мало? В абсолютных цифрах это выглядит следующим образом: в ОСБР налет составил 43 часа 53 минуты, в ОСО — 26 часов 01 минута. План — 40 часов в год для тех и других. Даже неспециалисту понятно, что при норме в армиях развитых стран в 90-120 часов в год (в зависимости от рода ВВС) даже наши планы подготовки летчиков (а в ОСО, которые составляют приблизительно 60% авиации, как видим, не выполнили и их) позволяют готовить специалистов, которых и специалистами-то можно назвать чисто условно. Понятно, что это не вина командования ВВС и Генштаба — они составляют планы, исходя из предоставляемых им ресурсов, и уж где-где, а в этих структурах плачевность ситуации осознают более чем остро. Учитывая то, что данная тенденция прослеживается чуть ли не с самого начала независимости Украины, можно смело сделать вывод, что на сегодняшний день лишь отдельные летчики могут выполнять боевые задачи хотя бы на мало-мальски приемлемом уровне. А значит, летно-тактическая подготовка в ВВС ВС Украины должна стать проблемой даже не Минобороны, а государственного уровня!

Сухопутные войска. Этот вид Вооруженных сил был и есть основным, если только речь не идет о высокотехнологичных межгосударственных войнах третьего тысячелетия (слава Богу, агрессию подобного рода для Украины прогнозировать, по крайней мере сегодня, не приходится).

Слабость ВВС (конкретно — отсутствие стратегической и дальней авиации) заставляет внимательнее присмотреться к ракетным войскам и артиллерии. Но здесь мы альтернативы, увы, мы не обнаружим. Вооружение в виде ракетных комплексов Р-300 (9К72, знаменитый “Скад”) и “Точки” (“Точки-У”) позволяет говорить о поражении противника на расстоянии до 350 км. Учитывая тот факт, что Украина не заявляет о возможной агрессии со своей стороны, а лишь об оборонительных операциях, речи о поражении объектов в глубине территории противника на большем расстоянии быть не может. В данном случае, очевидно, можно рассчитывать лишь на диверсии силами стратегической разведки — спецназа Главного управления разведки МО Украины, который может иметь и больший радиус действий. Опять-таки, в данном случае нужно говорить о совершенствовании технического оснащения спецназа и о средствах доставки групп в тыл противника (как говорят в НАТО, “инфильтрации”).

Одновременно имеющиеся на вооружении СВ ВС Украины ракетные комплексы оперативно-тактических, тактических ракет, реактивных систем залпового огня типа “Смерч”, “Ураган”, “Град”, самоходные артиллерийские установки “Гиацинт”, “Пион”, “Акация”, “Гвоздика”, противотанковые комплексы “Штурм” и “Конкурс”, противотанковые орудия “Рапира” — это то, что востребовано на поле боя в современном конфликте. И закупка новых образцов должна стать стратегией Минобороны, которое должно получать для этого достаточные бюджетные средства. Ведь, например, закупка в прошлом году армией 50 новых ПТУРС “Комбат” и 50 “Стугна” — это, безусловно, нужный шаг, но при таком мизерном количестве едва ли можно говорить об удовлетворительном “насыщении” войск современными противотанковыми средствами. Между тем, как свидетельствует опыт грузино-российского конфликта, они — среди тех систем вооружений, которые будут “делать погоду” на поле боя.

Говоря о средствах поражения бронетанковой техники, конечно же, стоит подумать и о защите ВВТ собственных механизированных и танковых подразделений как основы Сухопутных войск. Здесь, как ни странно, мы можем обратиться к собственному опыту участия в миротворческих операциях. И речь идет не только о некоторых сходных моментах в вооруженных конфликтах различного типа, но и о таком вооружении армии, которое бы позволяло как осуществлять деятельность Вооруженных сил в контексте миротворчества и подготовки ко вступлению в НАТО (то есть — участвовать в прогнозируемых операциях в составе Альянса), так и проводить оборонительные операции “национального уровня”.

Еще в начале 60-х гг. прошлого века начали массово производиться гранатометы РПГ — нынешнее излюбленное оружие повстанцев, и не только в Ираке, против бронетехники. Из истории: весной 1945 года, когда советские войска вошли в Берлин и танкисты столкнулись с массовым использованием фольксштурмом реактивных противотанковых ружей (прототипы гранатометов) типа “Фаустпатрон”, “Офенрор” и “Панцершрек”, в экстренном порядке были приняты ответные меры. В частности, в качестве противокумулятивной защиты на борта бронетехники приваривались металлические сетки-панцири от обычных кроватей. В Ираке “образца” 2003 года история повторилась, в этот раз с участием гранатометов РПГ. Только вот незадача. Уже через два-три месяца после победы над Хусейном и начала партизанской войны американцы устанавливали на свою бронетехнику металлические решетки, играющие роль противокумулятивной защиты, уже не кустарного производства, как это было в первые недели операции, а заводского. Украинский контингент с первого и до последнего дня использовал на своей бронетехнике — БТР и БРДМ — решетки, “конструируемые” и привариваемые в мастерских бригады на месте, а равно мешки и деревянные ящики с песком. Почему-то никто не додумался заказать на каких-то пару тысяч гривен подобной защиты на украинских заводах — защиту, разработанную с научным подходом. В конфликтах типа нынешнего грузино-российского необходимость дополнительной защиты от противотанковых средств только подтверждается. Можно сказать, что для российской группировки войск в Южной Осетии явилось большим, даже просто огромным, счастьем отсутствие большого количества противотанковых средств у грузин.

Сама наша бронетехника, как показал и Ирак, и Южная Осетия (а там в основном использовалось то же, что стоит на вооружении и украинской армии), — далеко не самый удачный вариант как для проведения миротворческих операций, так и участия в конфликтах без четкой линии фронта. Прежде всего потому, что те же советские бронетранспортеры БТР-80 и бронированные разведывательно-дозорные машины БРДМ-2, как самое “современное” вооружение украинских механизированных войск, создавались для выполнения совершенно других задач. “Вотчина” БТР — это поле, “оперативный простор”, а также участие в операциях, проводимых массами войск. Для проведения миротворческих операций, а равно участия в “рейдовой войне”, он непригоден. Большие габариты и абсолютно недостаточный обзор из кабины, а также отсутствие серьезной современной противоминной днищевой защиты делают его довольно слабеньким бойцом в таких условиях.

Немногим лучше для “работы”, в частности в населенных пунктах, в этом плане (если говорить больше о миротворчестве), благодаря меньшим размерам, выглядит бронированная разведывательно-дозорная машина БРДМ-2. Однако время ее разработки и запуска в серию — 1962 год — говорит само за себя, об удовлетворении современным требованиям здесь говорить трудно. Восьмицилиндровый карбюраторный двигатель ГАЗ-41, установленный на эту машину, — не лучший вариант для современной бронемашины. То же с обзором: передние смотровые окна, как и перископические приборы наблюдения ТПКУ-2Б и призменные приборы ТНП-1 и ТНП-А абсолютно не дают возможности контролировать местность вокруг машины на малых расстояниях, что так актуально при выполнении задач в населенных пунктах. У этих бронемашин есть и другие серьезные недостатки, делающие их скорее “заменителем”, нежели нормальной машиной для миротворцев. Самое главное, БРДМ-2 — “бардаки”, как называли их в Ираке, — не имеют люков для бокового выхода. А значит, в случае боевой ситуации во время выполнения задач экипаж становится заложником, запертым в броне — выход исключительно через верхние люки во время обстрела подходит разве что для смертников. Да и бронирование “бардаков” удовлетворительным никак не назовешь.

Не меньшее внимание необходимо уделять как модернизации, например, боевых машин пехоты БМП-1 и БМП-2 с установкой на них вместо “своей” башни оружейных модулей, так и танков. Эксплуатация модернизированных в Украине танков Т-64 БМ “Булат” свидетельствует об удачности схемы модернизации. Хотя, например, системы управления огнем (СУО) проигрывают, например, французским, устанавливаемым на украинские Т-84, предназначенные для экспорта. Одновременно и тут сказывается недофинансирование Вооруженных сил. В прошлом году МО Украины получило “аж” 19 танков “Булат” — всего каких-то две танковые роты! Вместе с тем, закупка даже новых украинских танков Т-84 обошлась бы куда дороже: на ту же сумму можно было бы закупить где-то 4 танка Т-84. То есть на данном этапе модернизация вооружений для танковых войск, проводись она в нужном масштабе, может быть признана приемлемым выходом.

Отсутствие опыта боевого использования Военно-морских сил в грузино-российском конфликте (не считать же таковым расстрел грузинского катера) одновременно не является основанием для того, чтобы в ходе реформирования Вооруженных сил забывать о ВМС. В этом плане понятно, что наряду с обновлением, а точнее — созданием боеспособных надводных сил (самый больной вопрос, вызванный стоимостью современных боевых кораблей разных классов), необходимо развивать и береговую составляющую ВМС. Должное обеспечение современными вооружениями подразделений береговой обороны, морской пехоты и подразделений Морского центра специальных операций ВМС Украины позволит говорить о достаточной территориальной обороне и возможности нейтрализовать те военные угрозы, которые могут возникнуть в Крыму.

Дмитрий ТЫМЧУК

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.