Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Уклад не в лад

[13:55 10 декабря 2007 года ] [ Негоциант (Донецк), 5 декабря 2007 ]

Отечественное машиностроение отстало навсегда?

Во время СССР Украина считалась центром машиностроения. И по праву: на украинских заводах выпускалась вся на ту пору современная, часто уникальная техника, от ЭВМ до шагающих экскаваторов и космических ракет.

Этот потенциал давал уверенность в том, что и после распада “Союза нерушимого” наша страна займет достойное место в сообществе развитых европейских стран и в большей степени именно благодаря машиностроению. Сегодня, спустя 16 лет, с сожалением приходится констатировать, что эти надежды не оправдались.

Оказалось, что выпускаемая ныне на наших заводах продукция машиностроения в большинстве случаев сильно уступает европейской. Машины, станки, оборудование материалоемки, энергозатратны, низкопроизводителъны. На недавно состоявшейся в Донецке международной научно-практической конференции по проблемам инновационной деятельности ученые с тревогой говорили об этом.

Внешне как будто все в порядке: в государстве наблюдается весьма существенный рост машиностроения: в 2001 г. — на 18,8%, в 2002 — на 11,3%, в 2003 — аж на 35,8%, в 2004 — на 28%, в 2005 — 7,1%, в 2006 — на 11,8%. Растет и экспорт — с 2001 по 2005 гг. его объем увеличился с 1,7 до 2,8 млрд. долларов. Однако не может не тревожить одно обстоятельство — доля машиностроения в объеме экспорта медленно, но верно сокращается: в 2001 г. она составляла 10,5%, а в 2005 г. — 8,3%. В то же время ввоз продукции машиностроения, по данным Института экономики промышленности НАН Украины, увеличился чуть ли не вдвое — с 2,378 до 6,342 млрд. дол. Отрицательное внешнеторговое сальдо по машиностроению возросло с 664 млн. до 3,5 млрд. долларов.

Эксперты утверждают, что украинским машиностроителям удается найти сбыт для своей продукции преимущественно на рынках, где главным фактором является низкая цена — это страны СНГ, Африки.

Наш отечественный потребитель тоже не дурак, при покупке машин он руководствуется известным правилом: дорого, да мило. Поэтому, скажем, селянин платит вдвое больше за комбайн “Джон Дир”, чем за отечественный “Лан”, автомобилисты предпочитают самосвалы “Магирус” КрАЗу, автобусы “Мерседес” — “Богданам”, а шахтеры охотнее покупают добычные комплексы польской фирмы “Глинник”, чем отечественные.

И самое обидное, Украина уступает даже в производстве того оборудования, которое было создано у нас. Например, машины непрерывной разливки стали были созданы в Донбассе, а теперь мы их покупаем у других. И это при том, что только в Донецкой области насчитывается более 200 машиностроительных предприятий, на которых можно изготовить все что угодно. Однако даже несложное оборудование и машины наши предприниматели предпочитают покупать на Западе, вместо того, чтобы наладить собственное производство.

Объясняется это не только недостатком предприимчивости. По мнению сотрудника Приазовского государственного технического университета Л. Горовенко, Украина теряет свои конкурентные позиции в немалой степени из-за использования изношенного станочного парка и устаревших технологий. Такое положение, в свою очередь, имеет место из-за крайне незначительного применения в производстве инноваций и недостатка выделяемых на это финансовых средств.

Сегодня в Украине доминируют отрасли третьего технологического уклада: железнодорожный транспорт, черная металлургия, электроэнергетика, неорганическая химия, угольная промышленность, на долю которых приходится 60% производимой продукции. Четвертый технологический уклад (органическая химия, цветная металлургия, нефтепереработка, автостроение, точное машиностроение и приборостроение) занимает 35—38%, пятый уклад — менее 5%, а самый высокий, шестой (нанотехнологии, фотоника, оптоэлектроника, аэрокосмическая отрасль) — всего 0,1%. Примерно в такой же пропорции финансируются научные разработки и затраты на инновации. Доля инновационно активных предприятий снизилась с 14,3% в 2001 г. до 10% в 2006 г.

Кабмин Украины своим решением от 18 апреля 2006 года одобрил государственную программу машиностроения на 2006—2011 гг. На первом этапе 2006—2008 гг.) предусматривается провести модернизацию существующих моделей машиностроительной продукции и повысить ее качество, используя прорывные технологии. На втором — принимать меры, удовлетворяющие технологическим требованиям внутреннего рынка и способствующие расширению выхода на внешний рынок.

Частью программы поддержки инновационного развития должны стать технологические парки, а также специальные экономические зоны и территории приоритетного развития. Зарубежный опыт свидетельствует, что именно благодаря такой форме организации инновационной деятельности ряду стран удалось совершить технологические прорывы. К сожалению, в становлении технопарков Украина более чем на десять лет отстала от развитых стран Европы. Отменены льготы для СЭЗ и ТПР, что было равносильно их упразднению. А ведь они могли бы стать плацдармами для повсеместного распространения инноваций и двинуть нашу индустрию к мировым техническим рубежам.

Мефодий МАРТЫНОВ

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.