Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Точка кипения

[13:46 06 февраля 2008 года ] [ День, №21, 6 февраля 2008 ]

Константин Матвиенко: Коалиция не выдержит испытания президентскими выборами.

Парламентские часы после двухнедельного простоя, правда, не без помощи извне, в частности, президентской, все-таки начали свое движение. Вместе с тем сегодня трудно сказать наверняка, можно ли между выходом из сессионного клинча и дальнейшей продуктивностью и эффективностью работы ВР поставить знак равенства.

Юлия Тимошенко бьет тревогу. Премьер в интервью телеканалу “1+1” четко заявила, что есть люди, которые делают все возможное и невозможное, чтобы, во-первых, расшатать коалиционный корабль, а по возможности, и вообще завести его на мель; во-вторых, обнажить и без того хрупкие партнерские президентско-премьерские взаимоотношения. Поименно называть тех, кто пытается разрушить коалиционное счастье демократов, премьер не стала. Вместе с тем уверила: у нее хватит мужества, терпения и сил сохранить единство в доме правящего парламентского большинства. Задача, надо сказать, не из легких, с учетом того, что сами представители фракций большинства подливают масла в огонь коалиционных страстей. Вот, например, близкий к главе президентской канцелярии депутат от НУ-НС Игорь Криль допускает, что коалиция БЮТ и Партии регионов возможна. “Юлия Владимировна как опытный политик знает цену своих проблем. И понимает, что одним пиаром эти проблемы не решить. И потому ищет нового союзника, с которым хочет разделить часть последствий этих проблем. Но в этом контексте возникает вопрос о нравственности заявлений лидеров БЮТ и лично Юлии Тимошенко во время и после выборов 2007 года”, — цитирует Криля пресс-служба НУ-НС.

Усложняет ситуацию и тот факт, что, помимо политических, внутри коалиции существуют разногласия и экономического характера, суть которых сводится к тому, что на каждую премьерскую инициативу Банковая отвечает альтернативной. Последний пример — программы доступного жилья для рядовых украинцев. Не успела Юлия Тимошенко озвучить планы правительства в этой нише, как Секретариат Президента напомнил об уже действующей программе главы государства “Доступное жилье”. Глава Кабмина, отвечая на вопрос журналистов, дескать, какая из этих программ будет выполняться, дипломатически ответила: две. Вместе с тем, НУ-НС в виду законодательного соревнования Президента и премьера, вероятно, окажется перед дилеммой: голосовать за проекты гаранта или поддерживать инициативы коалиционного Кабинета Министров?

С другой стороны, “оранжевые” также входят в состав правительства, следовательно, разделяют с БЮТом персональную ответственность за его деятельность — как за успехи, так и за поражения.

Оппозиционеры от Партии регионов заметили существующую трещинку в коалиционном лагере, и вряд ли стоит надеяться на то, что “сине-белые” не воспользуются шансом еще более усугубить раскол в стане правящего большинства. Их лидер недавно уже намекнул, дескать, совсем скоро он и его команда вернутся к властному рулю.

Приходится констатировать, что представители БЮТ и НУ-НС, которые прошли довольно-таки длинный и тернистый коалиционный путь, не осознают, что даже маленькая информационная спичка, брошенная в нужное время и в нужное место оппонентами, может спровоцировать грандиозный пожар, который поставит крест на демкоалиции. А коалиционеры сами создают проблемы и впоследствии не могут найти рецепты их решения. Зачем, спрашивается, если до старта президентских выборов больше года, раздувать скандалы о том, кто, когда, и с кем пойдет на избирательную эстафету? Неужели у коалиции и коалиционного правительства нет более неотложных и ненадуманных задач?

Почему бы, скажем, не искать уже сегодня общий знаменатель в вопросе утверждения в ВР программы деятельности правительства “Украинский прорыв: для людей, а не для политиков”? Ведь не секрет, что компромисс в этом вопросе пока еще не найден, поскольку некоторые представители НУ-НС аккурат после презентации программы в Украинском доме жестко раскритиковали ее, назвав пиаром.

Помимо этого, не стоит забывать и о том, что до сих пор не укомплектовано руководство Рады — не избран первый вице-спикер и вице-спикер, вследствие чего вагон и тележка парламентских проблем ложится на одни плечи — Арсения Яценюка. Аналитики, говоря о ситуации, сложившейся в здании под стеклянным куполом, высказывают опасения, что Рада нынешнего созыва дублирует ошибки Рады созыва прошлого, которая с помощью многочисленных постановлений пыталась руководить кадровой политикой, оставляя “на потом” оперативную, конструктивную и главное — полезную для Украины и украинцев законотворческую работу. Без огня, как известно, нет дыма, и пессимистические экспертные прогнозы касательно дальнейшего будущего Рады шестого созыва звучат все чаще и чаще. Уже летом страну ожидает глубокий политический кризис, который может привести к очередной досрочной парламентской “перезагрузке”. Таким прогнозом поделился с “Днем” эксперт корпорации стратегического консалтинга “Гардарика” Константин Матвиенко.

— Константин, с учетом уже открытой конкуренции между Виктором Ющенко и Юлией Тимошенко, не является ли парламент, а если точнее — правящее большинство заложником этих непростых отношений?

— Скажем так: по определению институт парламентаризма не может быть заложником мелкого политиканства. А то, чем сегодня занимаются Ющенко и Тимошенко, не является стратегической политикой, это именно мелкое политиканство, призванное увеличить их политический, электоральный ресурс на президентских выборах.

Другое дело, что парламентские фракции действительно являются заложниками этой ситуации. И это еще не все: заложником стало и правительство, созданное этими фракциями. Для страны это чрезвычайно негативное явление. А то, что Президент игнорирует это обстоятельство и идет на шаги, создающие инфраструктурные, экономические и даже этические проблемы для функционирования и Верховной Рады, и Кабинета Министров, является примером, по меньшей мере, безответственности.

— Юлия Тимошенко в одном из интервью заявила о том, что знает поименно людей, которые сегодня пытаются расшатать коалиционный корабль. Это довольно-таки серьезное заявление, своего рода сигнал, что “процесс пошел”. Причем, пикантности ситуации добавляет тот факт, что Юлия Владимировна не сказала, кто именно пытается разрушить коалиционный тендем БЮТ+ НУ-НС — оппозиция или свои. Как вы считаете, демократы не сделали выводов из былых коалиционных поражений, и каким образом можно сохранить коалицию с несчастным перевесом в голос-два?

— Вы очень правильно подметили — несчастную. Я согласен с таким определением. Каким образом ее можно сохранить? Теоретически сохранить эту коалицию можно было бы, если бы у них была общая стратегическая цель. Такой общей стратегической цели у коалиции нет. Для них приоритетными являются собственные цели, как-то обогащение, наращивание властных полномочий, получение должностей и так далее. Эти цели по определению слабые, и эти цели никогда не смогут сохранить коалицию, они могут привести только к ее развалу. Почему? Потому что характер этих целей предусматривает конкуренцию внутри коалиции. Эту коалицию с точки зрения эффективности ее деятельности на благо общества и не нужно сохранять. Однако трагедия состоит в том, что мы имеем некомпетентную, коррумпированную власть. Казалось бы, что более отвратительного явления в политике не может быть. Но украинская политическая практика имеет примеры еще более отвратительных явлений — деморализованную, перепуганную оппозицию. Вот этот фактор действительно опасен в целом для страны, поскольку, если распадется эта коалиция, не будет из чего формировать новую, с точки зрения качества политиков, пребывающих нынче в Верховной Раде.

— А где же логика? Ведь в парламенте впервые создано пропрезидентское большинство, неужели коалиционеры действительно не ценят этот шанс и почему, на ваш взгляд?

— Если коротко, то, думаю, ввиду элементарного отсутствия совести. Опять-таки, потому, что их цель обогащение, но не работа в интересах общества.

— То есть нынешняя коалиция испытание властью в любом случае провалит?

— Скажу так: коалиция не выдержит испытания президентскими выборами. Мы уже сегодня видим конституционное движение, готовится референдум на лето. И я боюсь, что после того, как пройдет или не пройдет этот референдум, наступит политический кризис и, следовательно, и коалиция, и парламент не смогут просуществовать весь отведенный Конституцией срок — пять лет.

— Другими словами, вы считаете, что нынешние активные разговоры о вероятности проведения новых внеочередных выборов имеют фундамент?

— Да, такие разговоры имеют под собой основание.

О “продуктивности” Рады

Свое первое пленарное заседан ие Рада VI созыва провела 23 ноября прошлого года. За все это время парламентарии провели лишь 16 дней в сессионном зале. Десять дней владельцы депутатских мандатов работали в комитетах, фракциях и округах, а 21 день — отдыхали (Новый год, Рождество).

Нынче в парламентских комитетах находится более 500 законопроектов. Часть из них осталась в наследство от Рады V созыва. Однако к этим проектам прибавляются новые, приблизительно по 20 за неделю.

По состоянию на 24 января парламент утвердил 111 постановлений и один (!) закон — “О Государственном бюджете на 2008 год”, который уже через три месяца опять-таки будут корректировать.

Наталия РОМАШОВА

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.