Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Капитализация привлекательности

[14:20 20 декабря 2007 года ] [ Эксперт-Украина, 17 декабря 2007 ]

Инвестиционная привлекательность регионов становится товаром. Некоторые области уже начали работать в этом направлении.

Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов, составляемый Рейтинговым агентством (РА) “Эксперт-Рейтинг”, дает обобщенный взгляд на их потенциал и риски, которые могут сопутствовать в определенной области страны некоему инвестпроекту. В этом и состоит главное преимущество рейтинга, ведь аналитики РА “Эксперт-Рейтинг “ оценивают регионы на базе одних и тех же, полностью сравнимых показателей.

Ведущие международные и украинские рейтинговые агентства составляют муниципальные рейтинги, общие и для заемщиков, и для их долговых инструментов. Как правило, они составляются для отдельных городов, ведущих областных центров. В то же время регионы рейтингуются очень редко, если, конечно, речь не идет о регионах-городах (Киев и Севастополь) или Автономной Республике Крым. Такие рейтинги публикуются в стандартизованном виде: несколько букв, указывающих на рейтинг, и бинарный прогноз (позитивный — негативный). То, что рейтинги в основном составляются для областных центров, вполне оправдано, ведь основные денежные потоки государственного и частного секторов концентрируются именно там. Однако способность города или области расплатиться по муниципальным долговым обязательствам — это один аспект, а условия для ведения там бизнеса — совсем другой. Поэтому рейтинг инвестиционной привлекательности регионов имеет для реальных бизнес-проектов первоочередное значение.

Инвестиционная привлекательность областей становится товаром. Их долгосрочное развитие возможно не за счет муниципальных займов, а благодаря активной инвестиционной деятельности в них. Она будет развиваться, если средства в регион начнут вкладывать не только местные инвесторы, но и инвесторы из других областей страны, а также иностранцы.

Как и в любом другом государстве, в Украине есть регионы-лидеры по инвеcтиционной привлекательности: столица и несколько ведущих промышленных областей. Однако кроме них у нас есть еще два десятка регионов с примерно схожими (но, к сожалению, невысокими) показателями объемов инвестиций. Поэтому нужно резко увеличить инвестиционную привлекательность именно таких территорий.И обобщенный региональный рейтинг может стать для этого аргументом.

Местные власти, как умеют, лоббируют необходимость возрождения региональных льгот для инвесторов, формализованных в концепциях специальных экономических зон (СЭЗ). Если год назад открыто об этом заявляли лишь немногие (в частности, первый вице-премьер и министр финансов Николай Азаров), то теперь об этой концепции серьезно заговорили представители президентского секретариата. Местные власти под благовидными предлогами также лоббируют концепции по законодательно закрепленным региональным налоговым послаблениям для инвесторов. Речь может идти и о краткосрочном финальном турнире Чемпионата Европы по футболу летом 2012 года, и о долгосрочной культурной программе для сохранения культурного наследия Львова или бывших гетманских столиц. Но пока эти попытки успехом не увенчались.

К числу неординарных подходов по созданию специальных зон относится законопроект о еврорегионе “Буковина “. С его помощью черновицкие политики хотели обеспечить налоговые льготы под лозунгом трансграничного сотрудничества. Однако ни Закон “О трансграничном сотрудничестве”, ни принятая год назад соответствующая государственная программа никаких особых льгот для наших еврорегионов не предусматривают. Но тем не менее они создаются, причем не только на западе, но и на востоке страны. Так, год назад Сумская и Курская области учредили еврорегион “Ярославна”; Харьковская и Белгородская области создали “Слобожанщину”. В следующем году на базе Ростовской и Луганской областей будет формализован еврорегион “Донбасс”. Причем луганчане в свое время переняли львовский опыт еврорегионального сотрудничества. При этом не имеющая выхода к морю Львовская область готова присоединиться к еврорегиону “Балтика”, в котором активно участвует соседняя Польша (проект предполагает создание украинского терминала в польском порту Эльблонг). Уже десять наших областей принимают участие в восьми еврорегиональных проектах.

Если отечественные административно-территориальные единицы так настроены на сотрудничество с регионами из соседних стран, то почему бы этот опыт им не перенести на взаимоотношения между собой? Существует множество договоров о сотрудничестве между нашими регионами, однако зачастую это лишь политические декларации, далекие от реального наполнения. В идеале объектами региональной политики должны стать не существующие области, а экономические макрорегионы с новой инфраструктурой и иным разделением труда. То, что такие взаимосвязи и разделение труда уже активно формируются, подтверждается растущими межрегиональными инвестициями, в том числе значительным притоком капитала благодаря межрегиональным слияниям и поглощениям (объем только крупных межрегиональных сделок M&A превысил в прошлом году миллиард долларов).

Универсального рецепта повышения инвестиционной привлекательности регионов не существует. Главное — как можно полнее использовать свои конкурентные преимущества. В частности, им может стать географическое расположение — близость к столице, морю или границе (это тоже находит отражение в рейтинге инвестиционной привлекательности РА “Эксперт-Рейтинг”). Подчас конкурентные преимущества оказываются и вовсе неожиданными. Так, поляки инвестируют до полусотни миллионов долларов в производство паркета в Винницкой области, поскольку там произрастают хорошие лиственные породы деревьев.

В повышении инвестиционной привлекательности своих регионов заинтересованы все: и местные власти (увеличатся поступления в бюджет), и бизнес (вырастут инвестиции и покупательная способность населения), и простые граждане (появится возможность сменить работу или получитьдополнительные социальные выплаты). Местным чиновникам необходимо понять, что улучшение инвеcтиционной привлекательности позволяет наращивать капитализацию их вотчины. Ведь привлекательность регионов для инвестиций — это тоже товар. А рейтинги проставляют его стоимость.

Выбор инвестора чаще всего зависит от рода его деятельности

Анна Деревянко, исполнительный директор Европейской Бизнес Ассоциации (ЕБА):

— Инвесторы, которые являются членскими компаниями нашей ассоциации, предпочитают тот регион, который благодаря определенным причинам является более привлекательным для их вложений. По статистике, деловая активность членов ЕБА наблюдается во всех областях страны, это значит, что все они в чем-то инвестиционно привлекательные. Любой инвестор тщательно выбирает наиболее привлекательный для своего бизнеса регион, при этом рейтинговая оценка последнего не всегда имеет значение. Выбор чаще всего зависит от рода деятельности компании. У кого-то приоритетной является сырьевая база, у кого-то — кадровый ресурс, логистика, инфраструктура и так далее.

Наша ассоциация пытается уменьшить количество барьеров, препятствующих поступлению инвестиций во все регионы страны, и мы надеемся, что со временем их приток увеличится. Этой осенью мы опубликовали отчет “Барьеры для инвестиций в Украину”, который написали в соавторстве с нашими членами. По нашему мнению, сейчас просто необходимо, чтобы каждая область разработала стратегию развития и следовала ей. Именно стратегия должна определить самые сильные стороны региона, которые нужно развивать в первую очередь и привлекать под них максимальные инвестиции.

Украине нужна новая макрорегиональная картография

Владимир Лупаций, исполнительный директор Центра социальных исследований “София”:

— Украине придется отказаться от упрощенных подходов к пониманию процессов капитализации. Нынешняя экономическая политика ориентируется только на капитализацию активов отечественных корпораций. Однако успешные страны — это те, которые способны синхронизировать капитализацию отдельных компаний с капитализацией регионов и территории всей страны.

Региональным властям, если они соотносят себя с интересами отдельных областей и территориальных громад, необходимо активнее лоббировать на правительственном уровне проблему капитализации территорий. С другой стороны, Кабинету министров рано или поздно придется заняться формированием в стране системы макрорегионального управления. До тех пор, пока мы не признаем, что объектом региональной политики является экономический макрорегион, а не существующие области, эффективной региональной политики у нас не будет.

Доминирование во власти корпоративных групп, которые замкнуты исключительно на добывающие и сырьевые отрасли, создает угрозу, что в стране может быть воспроизведена старая индустриальная модель макроэкономического районирования. Однако макрорегионы не должны консервировать существующие индустриальные диспропорции. Новая макрорегиональная картография призвана очертить пространство инфраструктурного развития, пространство по формированию другой модели разделения труда и развитию новых кластеров нашей экономики.

Виталий КОВАЛЕНКО

(руководитель аналитических проектов Коммуникационной группы “Новая концепция”)

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.