Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Бой с тенью Могилевича

[15:14 16 мая 2006 года ] [ Эксперт-Украина, №19 (69) ]

Раскрытие информации о номинальных владельцах компании RosUkrEnergo никак не отразится на сути украино-российских газовых договоренностей.

Выгодная обеим сторонам посредническая схема поставок газа продолжит существовать в том или ином виде

Накануне майских праздников в российской газете “Известия”, контролируемой холдингом “Газпром-Медиа”, была опубликована информация о собственниках акций RosUkrEnergo (RUE), держателем которых является австрийская Raiffeisen Investment. Ими оказались граждане Украины Дмитрий Фирташ и Иван Фурсин. Согласно аудиторскому отчету компании PricewaterhouseCoopers, которая проводила проверку деятельности RUE, Фирташу принадлежат 45% акций газового посредника, его партнеру — еще 5%. Очередной выброс данных о собственниках RUE стал ответом на настойчивый интерес правительства США к деятельности этой компании, обозначившийся месяцем ранее. Американцы проверяли возможную связь между акционерами RUE и разыскиваемым ФБР за финансовые махинации израильским бизнесменом Семеном Могилевичем. Выход на свет фигуры Фирташа фактически стал добровольным признанием этого факта. Однако Вашингтон останавливаться на этом не намерен — его интерес состоит не только в исключении Могилевича из газовой схемы, которую в США считают мощным инструментом подкупа украинской политической элиты и ее подчинения Кремлю, а в том, чтобы саму эту схему сломать. “Мы не хотим, чтобы наших союзников ставили в трудное положение. Мы хотим, чтобы страны, лежащие у границ свободной Европы, фактически демократизировались, чему способствуют прозрачные рыночные принципы поставки энергии”, — заявил заместитель госсекретаря США Дэниэл Фрид еще в январе, сразу после заключения российско-украинского газового соглашения.

Проведенное министерством юстиции Соединенных Штатов расследование, по сведениям, выявило причастность к RUE людей из ближайшего окружения президента Украины. Эту информацию довели до сведения Виктора Ющенко как дополнительный аргумент убеждения в пользу создания оранжевой коалиции с Юлией Тимошенко в качестве премьера. Такой вариант решения вопроса о власти в Украине еще пару недель назад казался невозможным — “Наша Украина” и Партия регионов вроде бы пришли к компромиссу по вопросу о разделении постов в коалиционном правительстве и программе его деятельности.

Требование Вашингтона обеспечить прозрачность энергетического сотрудничества с Россией в Киеве восприняли как проявление прямого давления. Тимошенко в такой ситуации оказалась ситуативным союзником США как наиболее последовательный сторонник детенизации газовых договоренностей. В то же время в правительстве и в НАК “Нафтогаз України” не видят причин отказываться от сотрудничества с RosUkrEnergo. С точки зрения чиновников, нет ничего удивительного в том, что половину доходов структуры, которой полностью подчинены газовые поставки в Украину и ряд европейских государств, контролируют два украинских бизнесмена средней руки. Одному из них принадлежит баскетбольный клуб, а второму — небольшой банк и киностудия. По мнению экспертов, в лице Фирташа общественности преподнесли очередную пустышку, которая не дает понимания о реально происходящем внутри RosUkrEnergo.

Знающие люди в Москве и в Киеве прекрасно осознают, с кем имеют дело в лице RUE и какова реальная цена оказываемых этой компанией услуг. Но менять ничего не хотят. Потому что невыгодно.

Отработанный кадровый ресурс

RosUkrEnergo напоминает капусту, у которой самая лакомая часть — сердцевина. Чтобы до нее добраться, нужно перебрать целый ворох менее вкусных листьев. Информация о собственниках RUE, по сути, не дала ничего нового. О причастности Фирташа к RosUkrEnergo говорили давно. Так, известно, что он до сих пор является региональным представителем венгерской EuralTransGas (ETG) — компании, которая выполняла функции газового посредника до того, как ее сменила RosUkrEnergo. Тогда никто не скрывал, что эта рокировка была вынужденной — израильские корни ETG стали слишком уж очевидны. Кроме того, Фирташ и поныне возглавляет филиал компании Highrock Holdings, которая, по некоторым сведениям, является управляющей структурой бизнеса Семена Могилевича. Да и сам Фирташ в своих немногочисленных интервью недвусмысленно намекает, что в RUE он всего лишь представляет интересы третьих лиц.

Знакомство с Дмитрием Фирташем, судя по всему, будет недолгим. На газовой сцене этот человек сыграет лишь эпизодическую роль с тем, чтобы больше никогда на нее не вернуться. И вовсе не потому, что за ним действительно стоит фигура криминального авторитета Могилевича. Если еще в 2004 году это имело какое-то значение, то со сменой власти в Украине в начале 2005-го любые изыскания в этом направлении утратили всякий смысл. Условный “могилевич” был важен только как связующее звено между Кремлем и экс-президентом Украины Леонидом Кучмой. После того как тот перестал быть президентом, а Виктор Янукович им не стал, такая необходимость окончательно отпала. В начале 2005 года эти люди вышли из бизнеса как собственники и в дальнейшем реального влияния на работу RUE не оказывали.

Выйдя из бизнеса, Фирташ и его покровители получили неплохие отступные. В узких кругах говорят о том, что именно эти люди опосредованно владеют, по крайней мере, тремя крупными химическими предприятиями в Украине — Крымским содовым заводом, крымским “Титаном” и “Ровноазотом”. Все эти заводы задешево достались им в последнюю каденцию пребывания Кучмы у власти. Выбор в пользу химических заводов был не случайным: они являются крупнейшими потребителями газа. Успешная реализация схемы с выходом на внутренний рынок Украины компании “УкрГазЭнерго”, подконтрольной RUE, давала возможность ее владельцам поставлять газ по льготным ценам своим предприятиям.

То, что “могилевич” оставался номинальным собственником украинской доли полностью управляемой из Москвы RosUkrEnergo в течение всего 2005 года, можно объяснить тактическими соображениями. Украинское гражданство Фирташа и Фурсина позволяло россиянам в любой момент ткнуть пальцем в сторону Украины при упоминании о непрозрачности работы RUE. Засветившись под внешним давлением США, эти люди автоматически выбывают из игры. Не исключено, что и сама RosUkrEnergo вскоре может быть ликвидирована. О готовности разорвать отношения с этой компанией уже заявили в Raiffeisen Investment. Австрийцы выполнили функцию респектабельного владельца RUE, и в дальнейшем рисковать своей репутацией не намерены.

Посредник в белых перчатках

RosUkrEnergo изменит лицо, но сути посреднической схемы перемены не затронут. Смена вывески может состояться уже к 1 июля 2006 года — эта дата обозначена в договоре о поставках газа как пороговая. После нее установленная цена газа в 95 долларов за тысячу кубометров может быть пересмотрена. Об этом не устают твердить в “Газпроме”, однако в это упорно не хотят верить Виктор Ющенко и его окружение. “Цена двести тридцать долларов за тысячу кубов нереальна”, — отреагировал украинский президент на очередное заявление председателя совета директоров ОАО “Газпром” Дмитрия Медведева о необходимости повышения цены газа для Украины. Действительно, такой цены газа в нашей стране не будет — просто Москва вновь начинает торговлю с самых высоких позиций.

Цена вопроса — репутация и прибыли российского газового монополиста. “С точки зрения Кремля, RosUkrEnergo выполняет очень важную функцию. Она позволяет повышать капитализацию “Газпрома”, реально не увеличивая цену на газ. Ведь только благодаря RUE “Газпром” в своей отчетности может показывать цену газа двести тридцать долларов, в то время как Украина покупает его по девяносто пять. Не будет посредника — не будет и продажи газа по номинальным ценам, ведь двести тридцать долларов — это фиктивная цена, существование которой держится за счет передачи всего среднеазиатского газа “Газпрому” фактически по себестоимости”, — считает российский политолог Станислав Белковский. Сломать эту схему сейчас — означает подставиться. Отказ от цены газа в 230 долларов будет означать раскрытие недобросовестной схемы с RUE и удар по курсу акций “Газпрома”. На это Кремль пойти не может, а значит, до конца будет настаивать на существовании некой посреднической структуры, будь то RosUkrEnergo или любая другая. В противном случае “Газпрому” придется снижать цену вдвое, что маловероятно, или Украине платить 230 долларов, что просто невозможно. Уже при нынешней цене около 40% украинских предприятий в энергоемких отраслях либо оказались нерентабельными, либо находятся на грани рентабельности. Примерно треть из них пытается выйти на прямые закупки газа у “Газпрома” через толлинговые схемы, которые вновь уводят их деятельность в тень.

Это прекрасно понимают в Киеве, а потому не будут серьезно сопротивляться выходу на рынок нового посредника. Единственное, на чем могут настоять украинцы, — вновь созданная офшорная структура должна иметь более благопристойный вид, чем прежняя. Место Фирташа сотоварищи займут в ней более респектабельные структуры — возможно, даже сам “Нафтогаз України”. Однако в этом случае цена газа поднимется, компенсировав тем самым недополученную прибыль нынешних бенефициаров украинской доли RUE. Новая цена газа будет не выше 110—115 долларов за тысячу кубометров, считают специалисты. Это предельный уровень для украинской экономики, все что выше — сделает ее неплатежеспособной.

Однако даже этого повышения можно избежать, пожертвовав псевдопрозрачностью новой структуры. Едва ли присутствие в составе ее учредителей менеджеров НАКа сделает эту компанию публичной. А стоить это будет недешево. Ведь 120 долларов — это та цена газа, которую платят России, к примеру, страны Балтии, более развитые, чем Украина. Видимо, глава Секретариата президента Олег Рыбачук в своем интервью британской BBC отнюдь не случайно так упорно называл швейцарского газового посредника не иначе как UkrRosEnergo. Именно нежеланием платить непомерную цену только лишь за смену вывески можно объяснить пассивность украинского правительства и в деле замены посредника.

На эту роль сегодня могут претендовать самые разные компании в зависимости от политической конъюнктуры в Украине: от “Итеры” в случае премьерства Юлии Тимошенко до крупного европейского энергетического холдинга. Неизменным останется одно — пятидесятипроцентная доля “Газпрома” и присутствие в договорах номинальной цены газа в 230 долларов. Недавнее заявление секретаря СНБО Анатолия Кинаха о возможности привлечения нефтяных компаний “ЛУКойл” и ТНК к поставкам газа в Украину можно воспринимать как активный поиск приемлемого варианта. По его словам, речь может идти о десятках миллиардов кубометров природного газа, добываемого российскими нефтяными компаниями. Как считают эксперты, не исключено, что идет подготовка к созданию посредника с участием именно этих фирм. Привлекательность такого варианта состоит в том, что в отличие от бывших бенефициаров RosUkrEnergo, это публичные респектабельные игроки, которые давно и успешно работают на украинском рынке. С другой стороны, их деятельность по поставкам газа в Украину будет полностью подконтрольна “Газпрому”, который может в любой момент ограничить их доступ к единой трубе. Но сначала россиянам придется как минимум поступиться до сих пор неизменным правилом “единого экспортного канала “Газпрома””.

Взаимный интерес

Вероятная ликвидация RosUkrEnergo может стать хорошим поводом для кардинального пересмотра газовых договоренностей с Россией. Благо в отличие от января температура воздуха это сделать позволяет. А ведь как раз перспективой заморозить страну украинские газовые менеджеры объясняли вынужденное согласие Украины на условия россиян. По сути, ничто не мешает вернуться к ситуации, предшествовавшей 4 января. Эксперты сходятся во мнении, что в ценовом вопросе у “Газпрома” нет долгосрочных рычагов давления на нашу страну. Газ — не тот товар, который можно складировать до бесконечности. С момента заполнения российских газовых хранилищ “Газпром” вынужден будет поставлять топливо на экспорт, даже если оно не будет оплачено в полном объеме — газ станет просто некуда девать. При этом едва ли из-за конфликта с Украиной “Газпром” начнет снижать объемы добычи топлива, в котором так нуждаются богатые западноевропейские страны.

В принципе разорвать газовые договоренности несложно. Однако сегодня уже наша страна не заинтересована в существенном изменении параметров поставок газа. “У Украины нет конкретной материальной заинтересованности в смене посредника, тем более что Москва может воспользоваться этой заменой как поводом для повышения существующих цен на газ”, — считает старший аналитик инвестиционной компании Foyil Securities Александр Сандул.

В команде Ющенко твердо уверены, что значительно повысить цену на топливо России не позволят Соединенные Штаты. “Январская газовая война между Россией и Украиной оказала шоковое воздействие на американскую политическую элиту. В Вашингтоне не ожидали, что Москва решится использовать энергетический ресурс как фактор политического давления. Многие в США говорили: даже при Брежневе, в самый разгар холодной войны, Москва выполняла обязательства по поставкам газа. Эти три дня в январе обрушили доверие к России как энергетическому партнеру. При повторении такого сценария реакция Вашингтона будет крайне жесткой”, — сказал “Эксперту” директор российских и азиатских программ Центра оборонной информации США Николай Злобин. Для того чтобы заступиться за Украину, у Вашингтона появится идеальная платформа: 15—17 июля в Санкт—Петербурге под председательством России пройдет саммит Группы восьми наиболее развитых государств, посвященный вопросам энергетической безопасности. Кремль рассчитывает использовать саммит для того, чтобы заручиться поддержкой своей стратегии превращения в главного поставщика энергоресурсов в индустриально развитые страны. Новый газовый конфликт с Украиной способен похоронить эти планы и превратить петербургскую встречу в площадку для острой критики политики РФ на постсоветском пространстве. На этом настаивают сторонники жесткой линии в отношении России в окружении президента Джорджа Буша во главе с вице-президентом Диком Чейни.

Приближение энергетического саммита в Петербурге и повышение вероятности премьерства Тимошенко подтолкнули Москву к согласию вывести RosUkrEnergo из игры. “России выгодно максимально обелить газовую схему отношений с Украиной до того, как этого публично потребует Вашингтон. До сих пор он этого требовал от Ющенко, но в Петербурге Буш может задать тот же вопрос Путину. ”Газпром” не может рассчитывать на развитие энергетического сотрудничества с Западом, пока его делами будет интересоваться ФБР”, — заявил “Эксперту” директор Центра исследования проблем гражданского общества Виталий Кулик. Так что Киеву как раз разумнее ждать соответствующего шага со стороны России, а не лезть в бутылку.

Есть у США и сугубо практический интерес к украино-российским газовым отношениям. Последние двадцать пять лет ведущие англо-американские нефтяные компании ExxonMobil, ChevronTexaco, British Petroleum и Shell прилагают усилия к тому, чтобы создать искусственную структуру мировой рыночной цены на природный газ, подобную структуре цен на нефть (Brent, WTI, Urals и т. д.). Однако газ, доставляемый в Европу по трубам, — совершенно закрытый для Соединенных Штатов бизнес. Иначе обстоит дело со сжиженным природным газом (СПГ), стоимость которого в Евросоюзе еще несколько лет назад сравнялась с ценой на трубный. Добычу и технологии сжижения в основном контролируют американские и британские нефтегазовые компании. “Газпром” на базе Штокмановского месторождения в Баренцевом море тоже намерен развивать производство СПГ, но наибольшую прибыль в ближайшие десять-двадцать лет будут получать не поставщики сжиженного газа, а компании, которые занимаются строительством терминалов по его приему и переработке, владеющие флотом танкеров-газовозов. В основном это структуры, аффилированные с четырьмя крупнейшими англо-американскими нефтегазовыми концернами.

После российско-украинской газовой войны Евросоюз решительно переходит к стратегии диверсификации источников поставок природного газа. Единственной альтернативой трубному топливу, поставляемому “Газпромом”, является СПГ (собственные запасы европейских стран в Северном море очень скоро истощатся). Еще один конфликт между Москвой и Киевом, который поставит под сомнение надежность российских поставок в Европу, способен подтолкнуть ЕС к более масштабному выделению средств на сооружение терминалов для приема СПГ. В этом смысле Соединенным Штатам сейчас выгодно сохранение хронической напряженности в российско-украинских отношениях в энергетической сфере.

Либерализация с Востока

Сегодня 95 долларов — самая низкая цена топлива на постсоветском пространстве, за исключением разве что Белоруссии. Таких преференций Украина удостоилась как ключевой транзитный канал для российского газа. Украинская газотранспортная система (ГТС) — чуть ли не единственный козырь, который позволяет хоть как-то сдерживать растущие аппетиты “Газпрома”. Для Вашингтона крайне важно не допустить перехода украинской ГТС под контроль российской газовой монополии — тогда российско-европейская газовая ось окончательно станет свершившимся фактом. “Газпром” сможет аргументированно гарантировать надежность поставок, а Украина потеряет последнюю опору, позволяющую говорить с Москвой на равных.

В отличие от большинства соседей России Украина категорически отказалась передать свою ГТС в руки “Газпрома”, несмотря на заманчивое предложение покупать топливо по льготным ценам. Однако настойчивость россиян в этом вопросе не ослабевает. В ближайшее время “Газпром” попытается силком вынудить Украину приоткрыть затворку своей трубы. Предпосылки к этому уже есть. Финансовое состояние НАК “Нафтогаз України” в ближайшие годы не позволит продолжать субсидировать потребителей газа. После того как усилиями “Газпрома” НАК перестала получать прибыль от транзита российского газа в Европу, ее возможности сдерживать цену на топливо на внутреннем рынке за счет собственных финансовых ресурсов сошли на нет. Это значит, что никакого переходного периода у экономики не будет. А в случае, если цена газа в этом году поднимется до 120 долларов, даже ускоренный рост тарифов не сможет компенсировать эти затраты.

Надобность в существовании газовой монополи, которая больше не гарантирует внутренним потребителям приемлемые цены, пропадет. В результате на рынок выйдут независимые трейдерские структуры, каждая из которых попытается самостоятельно договориться с поставщиком ресурсов и заполучить эксклюзивную цену газа. Это типичная схема либерализации рынка, которую прошло большинство европейских стран. Но в случае с Украиной все сложнее. Поставщик газа у нее один — не важно, будет ли это “Газпром” или посредническая структура вроде RosUkrEnergo. А значит, именно он будет решать, кому из трейдеров предоставить конкурентную цену. Это создаст предпосылки для прямого влияния поставщика топлива на внутренний рынок страны-потребителя. Этот вариант “Газпром” попытался провернуть на британском рынке, заявив о желании купить крупнейшего местного трейдера — компанию Centrica. Однако в итоге получил жесткое сопротивление со стороны правительства Великобритании. Украинцы вряд ли смогут так же эффективно противодействовать российскому монополисту. Доминирование россиян на отечественном рынке поставок газа автоматически сделает для Киева контроль над ГТС совершенно бессмысленным. В утешение Украине останется осознание того, что и в этом мы приблизимся к европейским стандартам.

Глеб ПРОСТАКОВ

Олег ВОЛОШИН

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.