Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Алексей Костусев: “Иногда, прочитав статью в газете, прикалываю к ней поручение: расследовать”

“Иногда мы сами видим, что в каком-то секторе стремительно начинают расти цены, например, на бензин, — тогда АМКУ начинает расследование по собственной инициативе”.

“Мы боремся с тем, чтобы в тарифы не включались необоснованные затраты, и настаиваем на том, чтобы был введен прозрачный порядок их установления, и эта методика была согласована с нами. Я убежден: важнейшие тарифы, например, коммунальные или железнодорожные, следует защищать публично, тогда таких проблем, как сегодня, не будет”, — заявил в эксклюзивном интервью “АиФ” глава Антимонопольного комитета

Председатель Антимонопольного комитета Украины Алексей КОСТУСЕВ не держит специальной охраны, хотя в результате его действий многие бизнесмены недополучают миллионы прибыли, и лично проводит собеседования при приеме на работу. Об этих и других подробностях своей работы он рассказал в редакции “АиФ” за чашкой чаю.

В тарифах главное — методика

Насколько влиятелен Антимонопольный комитет?

— Об этом судить вам, а не мне. С юридической точки зрения АМКУ имеет не так уж много полномочий, но их мы используем в полной мере. Если выявляем признаки нарушения конкурентного законодательства — даем рекомендации, как их устранить. Если рекомендации не выполняют или же мы выявляем серьезное нарушение, то имеем право наложить штраф — до 10% годового оборота предприятия. Но чаще всего дело не доходит до таких сумм: сегодня в нашей стране нет предпринимателя, который не прислушался бы к мнению АМКУ. Одни дорожат имиджем, другие избегают расследований и штрафов.

Вы занялись тарифами ЖКХ. Будете поправлять мэров и горсоветы?

— АМКУ тарифы не устанавливает. Мы боремся с тем, чтобы в тарифы не включались необоснованные затраты, и настаиваем на том, чтобы был введен прозрачный порядок их установления, и эта методика была согласована с нами. Я убежден: важнейшие тарифы, например, коммунальные или железнодорожные, следует защищать публично, тогда таких проблем, как сегодня, не будет. И люди будут уверены, что они платят только за то, что реально получили. Относительно повышения коммунальных тарифов в Киеве я сказал однозначно: мы их никогда не согласовывали, хотя некоторые городские чиновники и заявляли, что у АМКУ вопросов к тарифам нет. Мы получили много жалоб, проверили, как были установлены эти тарифы, и выявили несколько нарушений методики их установления. Все замечания были переданы в комиссию Киевсовета.

Коммунальная сфера — это монополия, образовавшаяся естественным путем — как и “Укрзалiзниця”, “Укртелеком”. Создать в этих сферах конкуренцию сложно, но ограничивать монополистов необходимо. Как это можно сделать?

— Не всегда приватизация является лучшим вариантом. Нужно внедрять конкуренцию в тех сегментах, где это возможно. Монополисты, конечно, против, рассказывая, что, например, вывозить мусор может только одна фирма (как правило, созданная под “крышей” власти), что все лавочки на территории вокзалов должны принадлежать железной дороге. Поэтому приходится вмешиваться и ограничивать проявления монополизма.

В случае с “Укртелекомом” приватизация тоже ничего не даст?

— Этот вопрос очень тонкий. Если отделить спецсвязь — все, что имеет отношение к нацбезопасности, чрезвычайным ситуациям, — толково и умно прописать условия конкурса и инвестиционное соглашение, потребовать развития сети в сельской местности, то можно пойти на приватизацию. Главное — не торопиться.

Расследование начинается с жалобы

Наверняка есть сферы, которые нельзя трогать?

— Раньше и я так думал, в страшном сне не мог представить, что придется вмешиваться в работу не только миллионеров, но и чиновников. Наверное, важным этапом в становлении авторитета АМКУ и ощущения влиятельности стало дело “Вестерн Юнион”.

Вы выиграли у компании, с которой никто не мог состязаться, заставили снизить стоимость денежных переводов. Как вам это удалось?

— Сначала на них не действовали ни предупреждения, ни угроза штрафа. Когда я заявил, что наложу на них штраф в 300 млн. долл., они сказали, что обратятся в суд, суд будет в США, а у них лучшие в мире адвокаты. Тогда я пошел другим путем. Детально изучил историю компании, и оказалось, что они на рынке с XIX века, и для них имидж имеет очень большое значение. Будучи главой Межгосударственного совета по антимонопольной политике стран Содружества, я заявил, что ославлю их на все СНГ, всем расскажу, как бедные люди из нашей страны уезжают на заработки, чтобы прокормить свои семьи, и как компания, которая занимается денежными переводами, лишает их средств. Это подействовало, хотя возникли другие проблемы: состоялись президентские выборы, под меня начали копать, говорили, что я срываю визит Ющенко в США. Но я это выдержал, и тарифы на денежные переводы в Украину из десяти стран постепенно были снижены в 2-4 раза, хотя, откровенно говоря, по сравнению с тарифами для других стран они не были слишком высокими.

Что нужно для того, чтобы начать расследование, — жалобы от населения?

— От населения, от предпринимателей. Дело в том, что в АМКУ не так много сотрудников, поэтому мы можем постоянно мониторить только социально значимые рынки: хлеба, зерна, ЖКХ, перевозок. Иногда, прочитав статью в газете о какой-то проблеме, прикалываю к ней поручение: расследовать. Иногда мы сами видим, что в каком-то секторе стремительно начинают расти цены, например, на бензин, — тогда АМКУ начинает расследование по собственной инициативе.

“Мы готовим революцию”

Недавно в СМИ прошло сообщение, что вы будете расследовать рост цен на недвижимость. Можно рассчитывать на снижение?

— Сейчас однозначно сказать нельзя. Есть факторы, на которые я повлиять не могу: недвижимость стала не просто жильем, но и средством вложения капитала. Это понятно. Доллар, который многим казался незыблемым, пережил два сильнейших потрясения: 11 сентября и борьбу с евро. Кроме того, в мире вообще за последнее время было накоплено огромное количество долларов, многие задумались, как это количество перевести в более надежные материальные вещи — землю и недвижимость. Так что тут ничего не попишешь. С другой стороны, в вопросе недвижимости есть аспекты, которые АМКУ проверит, причем как в столице, так и в регионах. Во-первых, не занимают ли отдельные строительные компании монопольное положение. Во-вторых, нет ли сговора между компаниями. В-третьих, какова реальная стоимость жилья, какова рентабельность строительных компаний. Конечно, я прекрасно понимаю, что они закладывают в себестоимость все официальные и неофициальные согласования по землеотводу, разрешениям на строительство, но это уже компетенция МВД и СБУ. Если в процессе расследования АМКУ находит факты, интересные для этих ведомств, мы ими обязательно делимся. И, наконец: почему на украинском рынке нет иностранных компаний, способных строить быстро и качественно, — они сами не хотят здесь работать или их не пускают? Если в ответах на эти вопросы будут выявлены проблемы, которые попадают под компетенцию АМКУ, мы будем их устранять.

Вы собираетесь проверять, нет ли картельного сговора, но ведь его сложно доказать?

— Очень сложно. Поэтому, спасибо парламенту, сегодня в конкурентное законодательство заложена норма, позволяющая нам признавать сговор на основании экономического анализа. Теперь это является достаточным доказательством и для суда.

Не намерены заняться мониторингом “Укрзалiзницi”? Там ведь опять скандал: КРУ проводило расследование, а суд засекретил результаты.

— Удивительное дело: если посадить любого, даже самого ярого демократа в кресло руководителя железной дороги, он тут же станет отъявленным монополистом, забудет о принципах рыночной экономики. До тех пор, пока в стране не появится независимый регулятор в этой сфере, который будет устанавливать и контролировать тарифы, “Укрзалiзниця” и Министерство транспорта будут чувствовать себя государством в государстве. Сейчас там противоестественная ситуация, когда транспортники ведут хозяйственную деятельность, получают прибыль и сами себе устанавливают правила игры. Это недопустимо.

Какую отрасль еще собирается в ближайшее время проверить АМКУ?

— Среди прочего — тарифы на авиа-перелеты в рамках стран СНГ. Честно говоря, они вызывают изумление: например, стоимость перелета из Киева в Москву такая же, как из Киева в Лондон и обратно.

А жалобы крупных игроков на рынке мобильной связи на то, что новые компании демпингуют?

— Нужно проверить, действительно ли поведение новых компаний можно классифицировать как недобросовестную конкуренцию. С другой стороны, двух главных игроков, которые держат львиную долю рынка, давно пора немного потеснить, чтобы произошли положительные изменения. Поэтому мы продвигаем решение, которое произведет настоящую революцию: возможность перехода от одного оператора к другому с сохранением номера.

Подготовила Марыля БОСАКЕВИЧ

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.