Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

... Вы еще любите Киев?

[16:57 22 октября 2010 года ] [ День, № 192 - 193, 22 октября 2010 ]

Да, конечно, любим, хотя смотреть на происходящее очень больно. Если такой “вкус” и такая жадность будут царить и дальше, то каким будет Киев после нас? То есть после них?

Исторически сложилось так, что каждая эпоха оставляла после себя перемены в архитектуре, она начинала, давала новые направления и стили строительства. Нынешнюю эпоху называют по-разному, наверное, самым благозвучным эпитетом будет “эпоха индустриализации и информационных технологий”, так как наше время иначе называют еще и временем примитивизации и потребительства. И то и другое присутствует, и то и другое отражается в... архитектуре. Это касается всей Украины, особенно больших городов, где за землю в исторических центрах платят такие огромные суммы, что при этом все другие ценности — памятники культуры, охранные зоны, — отступают на задний план. К сожалению, обладающие властью и владеющие значительными средствами украинцы не выдержали испытания ими, и потому Украина либо теряет памятники архитектуры, либо они потихоньку по причине недосмотра погибают сами, либо теряют вид из-за присутствия новых зданий. Если хаос в строительной политике Украины не прекратится, то мы рискуем навсегда потерять целые пласты украинской культуры и истории.

Киев может служить примером того, как это все приблизительно 20 лет происходило и как продолжается ныне. Поэтому сегодня, со столицы, газета “День” начинает цикл публикаций, посвященных архитектурным переменам в наших городах.

Если случится такое, что встретятся двое людей, проживших в Киеве, например, 50 лет и пять, и захотят поговорить о городе, то они вдруг поймут, что говорят о... разных вещах. Да, каждый город развивается, меняется, появляются новые здания, мосты, парки, аллеи. Но есть вещи святые — к которым нельзя прикасаться, искажать их вид. К сожалению, это не о Киеве, это не об Украине.

С архитектором Олегом Гречухом газета “День” решила проехаться по центральным улицам столицы и посмотреть, как она изменилась за последние годы: что, где, когда построено, как это выглядит с точки зрения здравого смысла, соблюдения международных требований, в конце концов, вкуса.

Встретились у моста Патона в обеденное время, пока улицы были более-менее разгружены. Поехали...

Одним из самых больших грехов столичных застройщиков является наступление на буферные зоны. Газета “День” неоднократно писала о предупреждениях, которые ЮНЕСКО делала по этому поводу Украине (в первую очередь имеется в виду застройка буферных зон возле Киево-Печерской лавры и Национального заповедника “София Киевская”).

— На схеме генерального плана Киева, который находится на сайте коммунальной организации при КГГА “Центр градостроения и архитектуры”, приведена коррекция охранных зон и архитектурных заповедников в центре города. Согласно Распоряжению № 979 Городской администрации Киева еще от 2002 года, в обозначенных зонах нельзя строить высотные здания. Даже в последней разработке Генерального плана за 2010 год в центральной части, где Печерск и историческое центральное ядро, указано, что ограничивается развитие коммерческой недвижимости. Есть карта корректировки буферных зон памятников архитектуры. Утверждения границ этих зон и их охраны требует ЮНЕСКО. На последней конференции ЮНЕСКО был сделан официальный вывод, что нужно урегулировать вопрос с буферными зонами (где не должны появляться высотки) в Киеве, — рассказывает Олег и показывает распечатанные цветные карты (их можно найти в интернете по адресу http://whc.unesco. org/en/decisions/1917 ).

По его словам, эти зоны, которые должны оберегать памятники архитектуры, градостроительные ансамбли монастырей Лавры и Софии от визуального влияния новостроек, давно разрушены. Мы едем на левый берег, чтобы оттуда посмотреть, как выглядит ансамбль Лавры в результате наступления на буферные зоны.

Остановились на мосту, чтобы фотограф отснял кадры, которые можно сделать именно здесь, а Олег продолжил:

— С этой стороны перед нами ансамбль Киево-Печерской лавры. Строения датированы XII — XIX веками. Мы видим, что из-за них выныривает новое здание (начали строительство в 2008 году на Кловском спуске, 7а), которое с некоторых обзорных точек налагается прямо на лаврскую колокольню. Оно пока еще самое высокое в Киеве — 40 этажей (если в среднем высота этажа 3,3 метра — это уже более 130 метров плюс еще технические этажи и “корона” сверху). Все вместе — более 140 м. А Лаврская колокольня 96,5 м до креста. Это “элитный” жилой дом застройщика “Житлобуд” в зоне визуального влияния на ансамбль Лавры, который находится под охраной ЮНЕСКО с 1990 г. Этот жилой дом утверждали еще и в 2003—2006 годах, активно строят и по сей день. Объект проходил градостроительный совет несколько раз и несколько раз ему повышали этажность. На сайте застройщика в открытом доступе есть основные разрешительные документы, также там указано, что не проданной осталась одна квартира.

Приближаясь к Русановской набережной, Олег рассказал, что раньше в Киеве действовал Научно-исследовательский институт теории и истории архитектуры, который и определил эти позиции — откуда должен быть обзор достопримечательностей, так как нельзя допускать визуального разрушения вида памятника”. Он приводит еще аргументы в пользу того, что этого дома не должно было бы быть вообще, если бы, например, Киев был... столицей Венгрии.

— Даже по расположению этого дома на карте Киева было понятно, что если смотреть на него с той точки, где мы стоим, — мост Патона, то, если провести прямую линию, можно увидеть, что эти здания перекроются. То есть не заметить того влияния, которое оно оказывает, просто невозможно. Небоскреб находится на бывшей территории завода “Арсенал”, и если из окон квартир посмотреть вниз, то ничего стоящего внимания в промышленной зоне не найдете, двора в доме практически нет. Правда, вид на Лавру будет красивый, — говорит архитектор.

Да, люди, которые будут жить (или уже живут) в этих небоскребах, купят пейзажи для себя. Остальным остается любоваться тем, что натворили застройщики...

— На левом берегу есть несколько серебристых многоэтажек, построенных метров за 50 от русла Днепра — по ул. Р. Окипной,16а. Есть Водный кодекс, согласно которому менее чем за 100 метров до воды нельзя строить, — продолжает Олег. — Очень многие нормы, которыми сейчас пользуются при строительстве, существуют еще с советских времен, когда высокие здания в 30 этажей были чем-то недостижимым и экспериментальным. А теперь они уже есть, а нормы к ним очень слабо подгоняют. Считалось, что вдоль таких рек как Днепр должна быть санитарно-защитная зона — в том числе и для того, чтобы обезопасить себя от техногенных аварий или стихии. А в 2006-2007 годах уже несколько проектов новостроек выносилось на рассмотрение градостроительного совета, все они расположены слишком близко к акватории Днепра.

Мы двигаемся по Русановской набережной, чтобы найти подходящее место, выйти из машины и оценить ансамбль Лавры с нависшими над ней чудовищами. Видим панораму, на которой над склонами Днепра понатыканы частоколом высотки (помимо уже упомянутой): на Грушевского,9а и здание в Аскольдовом переулке, 11.

— Если все это рассматривать с точки зрения украинского и международного законодательства, то везде есть грубые нарушения, — говорит Олег. — Столица растет, и понятно, что в Киеве постоянно что-то будет строиться, как во всех развивающихся столицах. Понятно, что всегда будут люди, которые захотят вкладывать деньги в прибыльное строительство. Все это можно делать цивилизовано. Есть левый берег, полигон для сооружения высоток — пожалуйста. Есть промзоны подальше от центра на правом берегу.

На Русановке красивая набережная, но не ухоженная. Относительно этого у Олега тоже есть замечания.

— Практика таких набережных есть везде в мире, где есть в центре города какая-то водная артерия. Это города на Дунае: Будапешт, Вена, Братислава, также хорошие, благоустроенные набережные в Копенгагене, Осло, Париже, Лондоне, Лионе. Вдоль реки вынесены основные театры, заведения общественного питания, музеи, развлекательные объекты.

По его словам, у нас это пытались сделать, потому что Русановка — неплохой район с точки зрения комфортности и приближенности к воде, а также вида на историческую панораму Киева.

— Но чтобы у нас это работало, как в Европе, нужно разрабатывать подробные планы на уровне стратегии развития и конкретного плана городских мероприятий, чтобы это была территория приоритетного развития, а не перманентного упадка, продолжает архитектор. — Например, взять Будапешт. Там есть левая и правая части города по берегам Дуная. Выходит так, что все лучшие гостиницы и лучшие прогулочные зоны, кафе, рестораны, театры расположены на левом берегу реки, более низком — чтобы оттуда можно было наблюдать уже правый берег с дворцом на Будайской горе (эти уникальные виды приносят выгоду городу в сфере туризма).

Когда смотришь на этих железобетонных почти близнецов над Лаврой, возникают мысль, что, вероятно, если и дальше в Киеве будет проводиться варварская политика застройки города, они — не последние. Тем более что Олег говорит о явлении прецедента:

— Есть явление прецедента. Когда сначала появляется одна высотка, авторов вроде бы немного покритиковали, пристыдили, назвали градостроительной ошибкой, а затем у кого-то возникает желание построить таких еще 10 или 20: мол, почему ему можно, а нам нет? Даже в 2007 году были предложения на площади впритык к Центризбиркому построить 42-этажный дом, который был бы тоже выше Лаврской колокольни. То, что мы видим сейчас, — то эти дома еще равны ей по высоте.

Да, действительно, по словам Олега, планируется построить 34-этажное офисное здание возле памятника Родине-Матери. Застройщиком выступает “Киевгорстрой”. Он допускает, что сейчас в связи с кризисом работы приостановились (забор уже стоит). Еще невероятной высоты планируется офисно-гостиничное здание по ул. Грушевского, у Дома офицеров, Мариинского парка. Почти вдвое превышает своего чудовищного предшественника на Грушевского, 9а.

Олег убежден, что когда инвестиционный климат потеплеет, строительство возобновится. Многие надеялись, что во время кризиса кто-то изменит или пересмотрит свои планы, но общая тенденция уже очевидна — не изменится, подытоживает он.

Излишне говорить, что нарушения касаются всего древнего центра города, где сегодня расположены остатки Киевской крепости. Вот как видит эти нарушения Олег.

— Если рассмотреть схему границ Киевской крепости — архитектурного заповедника, согласно пока еще действующему распоряжению КГГА от 2002 года и текстовому описанию границ заповедной территории, а также сравнить с существующей ситуацией, то о соблюдении положений этого документа нечего и говорить. Также есть целый список архитектурных заповедников, на которых точно обозначены улицы, по которым проходят границы, и схема их расположения. Это вокруг Софии Киевской и Киево-Печерской лавры. Несмотря на довольно давнее распоряжение киевской власти об охране этих мест, в буферной зоне, утвержденной еще и ЮНЕСКО и размещенной на официальном сайте этой международной организации, ситуация критическая и свидетельствует о пренебрежительном отношение ответственных лиц к любым регулирующим документам, — говорит наш гид.

По его словам, хаотичная застройка началась приблизительно с 1998 — 1999 годов. Обвинять кого-то конкретно — что виноват Омельченко, или Черновецкий, или Бабушкин, который был в свое время главным архитектором столицы, — неправильно, считает наш гид.

— Это не является персональной ответственностью кого-то лично... Собралась критическая масса людей, которые в свое время влияли на решения или сами принимали эти решения, и те, у кого были деньги за все это платить. Они решили, что это принесет им значительную прибыль, маржу коммерческую. Кто-то эти квартиры в высотках в исторических зонах покупал с целью перепродажи, для вложения денег. И, конечно, еще одна причина в том, что никто этого не останавливал. Были локальные протесты разрозненной общественности. Кому-то своего двора было жалко, сквера зеленого или гаража нелегально построенного. А архитекторы в основном не протестуют. Потому что это рабочие места для многих — заработная плата, и неплохая. Амбиции, в конце концов, когда нарисовано на бумаге что-то гигантское, претворяется в жизнь за чьи-то довольно большие деньги, — расставляет точки над “і” Олег.

Мы смотрим на строящийся дом — там сейчас работают два башенных крана — он еще вырастет. Это Аскольдов переулок, 11. На этом месте был Военно-Никольский собор с комплексом сооружений — храмом, колокольней.

Когда действовала Киево-Печерская крепость, вокруг Лавры была ее цитадель — земляные валы от 6 до 12 метров в высоту, которые сейчас уже значительно разрушены. Когда там находился военный гарнизон, арсенал с оружием, комендатура, контора генерал-губернатора, то при гарнизоне действовала церковь с военным уклоном. В 1930-х годах эту церковь разрушили для создания нового, советского образа Киева. В 1990-х годах были планы отстроить храм. Сейчас рядом с этим местом гостиница “Салют”.

— Но пока говорили о программе восстановления киевских храмов на месте Никольского собора вырос новый дом, в 18 этажей. “Кан девелопмент” называется строительно-инвестиционная компания. Несколько раз пытались выяснить заказчика, но ситуация очень запутанная, потому что участок выделялся на одних, потом перепродавался, строили одни, потом другие — такая себе многоуровневая схема, в которой трудно определить, кто заказывает музыку, — говорит Олег. — Он стоит аккурат в том месте, где был храм — такой вот, как Успенский собор Киево-Печерской лавры и колокольня. Колокольня была немного ниже Лаврской, но, в принципе, была визуальной доминантой в этой панораме. Это выглядит несколько дико, но когда этот дом утверждали на градостроительном совете, ему сверху сделали купола — будто церковные, издалека он может напоминать силуэт церкви. По-моему, это выглядит варварски. Конечно, даже представить себе трудно, сколько будет стоить в этом доме квадратный метр. Несмотря на действующее правило разрешать высоту новых зданий в пределах охранных зон 27 метров. 18 этажей с куполом — это уже около 70 метров. Да еще и на самом краю оползнеопасного днепровского склона. Те нормативные 27 метров от асфальта до последнего этажа новостройки установлены даже не с точки зрения визуального влияния на историческую среду, а с учетом длины лестницы обычной пожарной машины...

Оксана МИКОЛЮК

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin
[2010-10-22 17:10:48] [ Аноним с адреса 95.215.239.* ]

Псевдоинтеллектуальный онанизм

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.