Две недели экспертная среда анализирует провозглашенный президентом Януковичем план реформирования государства. Профессиональные оценки отличаются — наряду с одобрением предложенных новшеств есть очень много критических замечаний и пессимизма по поводу способности нынешней власти осуществить эти преобразования.
Действительно, размах амбиций поражает воображение. Чего стоит хотя бы задекларированное стремление за десятилетие вывести Украину в двадцатку наиболее развитых стран мира! Ведь только в Европе несложно насчитать полтора десятка экономик, которые нам даже при всем желании не удастся сдвинуть с занимаемых позиций. А ведь есть еще США, Канада, Япония, Китай, Индия, “азиатские тигры”, Россия. Кого Украина вытеснит из ТОП-20? Вопрос повис в воздухе.
Но не стоит и преуменьшать нашу готовность и способность к изменениям, прежде всего в экономической сфере. У нынешней власти хорошие стартовые позиции для реформ, обусловленные довольно широким общественным ожиданием, запросом на позитивные трансформации. С большим интересом на Украину смотрят Европа и Америка: их мало волнуют брачные игры Киева и Москвы, зато они пристально наблюдают за тем, когда программные реформы президента начнут наконец-то воплощаться в конкретные законы и приниматься к исполнению.
Концентрированным отображением ожиданий и стимулов Запада в отношении нашей страны является позиция Международного валютного фонда по поводу условий открытия новой кредитной линии. В МВФ признают: действительно, политическая ситуация в Украине стабилизировалась; вертикали и горизонтали власти построены; новая властная команда провозгласила реформаторский курс; что-то даже сделано, в частности, принят государственный бюджет с допустимой величиной дефицита.
Но что дальше? Первые шаги президентско-парламентско-правительственного триумвирата фрагментарны и не похожи на продуманный план действий. Программа реформ, презентованная в начале июня, имеет как минимум один недостаток: к ее воплощению еще не приступали. Между тем МВФ предъявляет Киеву четкие требования, выполнение которых само по себе станет частью реформ.
Часть из них отображена в том реформаторском документе, который гордо банерит на официальном сайте главы государства. Но к реализации этих требований (возврат долгов за невозмещенный НДС, уменьшение величины максимальных пенсий и повышение пенсионного возраста, увеличение тарифов на энергоносители, сокращение расходов на социальные программы и содержание государственного аппарата, отмена разнообразных льгот etc.) правительство не приблизилось ни на шаг. Реагируя на это, МВФ предостерегает: кредит предоставлю, но не на латание бюджетных дыр и финансирование популистских обещаний правящей партии, а под конкретные проекты развития. Правительство делает вид, что понимает, но продолжает топтаться на месте, поскольку у него отсутствует воля начинать необходимые, но непопулярные преобразования.
Здесь следует отметить, что перспективу получения нового кредита МВФ значительно отодвигают некоторые политические инициативы, прямо или косвенно направленные на сворачивание демократических прав и свобод. Похоже, во властной коалиции забыли, что именно ценности демократии и гражданского общества являются для Запада критерием целесообразности — поддерживать либо нет те или иные правительства, в частности через программы финансовой помощи. Поэтому принятие законов, которые будут разрешать мирные митинги разве что в таврийских степях, а референдумы из формы прямого народовластия превратят в инструмент укрепления авторитаризма, ослабит позиции Украины на переговорах с МВФ. А об обещанной скорой ассоциации с ЕС и желательной отмене визового режима с Европой можно будет забыть. Причем надолго.
Обращу внимание на одну деталь, объединяющую все антикризисные программы в европейских странах. Это — суровая экономия бюджетных расходов, уменьшение ассигнований на госаппарат и его сокращение. Преддефолтная Греция, со скрипом получившая кредит МВФ под обещанные реформы, сразу же ограничила зарплаты чиновников, в том числе министров и депутатов парламента, отменила различные доплаты и надбавки. Каждый третий наемный работник в госсекторе подпадает под увольнение. МВФ приветствовал эти шаги, поскольку расценивает их как реформаторские. Между тем в нашем Кабмине, по крайней мере, десять лишних членов правительства, но одновременно с констатацией глубокого кризиса и жалобами на дефицит средств постановлениями правительства вводятся дополнительные должности заместителей министров и другого высокого начальства. Полнейший разрыв сознания!
Необходимо, наконец, решительно сократить бюрократическое войско. Высвобождаемые бюджетные средства нужно вкладывать в модернизацию системы госуправления. Например, в создание компьютерных систем по внедрению государственных решений, учету и контролю за их выполнением. Интернет и электронная почта в состоянии заменить сотни тысяч чиновников, сделать государственные услуги быстрыми и доступными, ограничить в них коррупционную составляющую. И если в Кабмине наконец-то поймут, что нужно секвестрировать нынешний бюджет для рационального распределения расходов, начинать необходимо со статей на содержание чрезмерного государственного аппарата.
Примечательно, что наше правительство предлагает обществу следующую логику своих действий: сначала нужно осуществить антикризисные меры, а уже потом начинать реформы. Это ошибочный подход. Уважаемые правительственные чиновники, именно реформы являются тем единственным и исчерпывающим средством, которое будет стимулировать экономический подъем.
Кроме того, нельзя проводить изменения в отдельных сферах независимо друг от друга. Бюджетная, налоговая, пенсионная реформы без одновременного реформирования административно-территориального устройства и местного самоуправления будут только полумерами, не согласованными между собой. Это означает, что все нужно будет начинать сначала. В программе реформирования страны, предложенной президентом, подобная синхронность даже не очерчена. Разработчикам новаций необходимо сшить эти фрагменты во времени во избежание разной скорости реформ, новых межотраслевых и межрегиональных диспропорций.
Некоторые жизненно необходимые для развития экономики нововведения выпали из поля зрения авторов-реформаторов. Например, в разделе о реформе сельского хозяйства и земельных отношений робко намекают на возможность отмены моратория на продажу земли, но четко об этом не говорят. Тезис о “создании прозрачного рынка земли” можно трактовать как угодно, но эта формулировка вряд ли станет убедительным сигналом для потенциальных инвесторов: “земля будет товаром и в сельское хозяйство стоит вкладывать деньги”. Учитывая, что даже в кризис 2008—2009 годов отрасль демонстрировала рост, переведение сельскохозяйственных земель в свободный рыночный оборот стало бы бесспорным реформаторским шагом с экономическим эффектом в миллиарды гривен.
Но из сугубо политических соображений — и коммунисты в коалиции, и в Партии регионов носителей левых взглядов хватает, и “народники” против — реформы на селе по-прежнему будут напоминать наложение грима на осунувшееся лицо. В перечне законодательных актов, которые должны обеспечить прорыв в аграрном секторе, нет такого, который ликвидирует нерыночный запрет на продажу земли. А требуется всего лишь одно результативное голосование в Верховной Раде...
Идем дальше. Раздел о реформе жилищно-коммунального хозяйства. Это — огромный динамичный рынок для инвестиций, который в состоянии проглотить десятки миллиардов гривен. Но не тех, которые вливаются в прогнившие водопроводы и канализацию, дырявые крыши, полуразрушенные подъезды и захламленные дворы. А тех, которые оборачиваются энергосбережением, дают потребителям услуг чистую воду, тепло и независимость от атавистических жэков.
На сегодняшний день отечественные предприниматели готовы вкладывать деньги в утилизацию и переработку мусора. Вполне реально за два года развернуть по всей стране сеть мини-заводов с замкнутым циклом, где на входе будет содержимое городских свалок, а на выходе — газ для отопления или материалы для повторного использования. Но у нас пока нет примера промышленного внедрения “зеленых” технологий, хотя за ними будущее. Местные чиновники упрямо не допускают никого в эту сферу, потому что в силу своего реликтового мышления не способны осознать все преимущества. Остается апеллировать к правительственным реформаторам.
К предложенным мерам следует добавить также программу замены окон в жилых и офисных зданиях. Посчитайте объем капиталовложений, он вполне сопоставим с инвестициями в какую-либо отрасль экономики, это огромные суммы! Думаю, любая украинская или иностранная компания, изготавливающая пластиковые оконные профили со стеклопакетами, поспешит подать заявку на участие в этом проекте. Способов поощрения много — от допуска к тендерам за конкретный объем работ до установления единых критериев налоговых преференций. Энергосознательные граждане или фирмы, которые захотят сами поменять рассохшиеся рамы на современные материалы, сохраняющие тепло, могут получить льготы при оплате услуг по теплоснабжению. Немало и других стимулирующих методов, и применить можно те из них, которые уже успешно апробированы в Европе.
Отсутствуют в предложенных реформах ЖКХ меры по переведению объектов коммунальной собственности, в частности больниц, школ и детсадов, на автономное отопление и электрообеспечение. В той же Норвегии или Швеции с радостью продадут нам и технологии, и оборудование, и услуги специалистов. О выгодах для всех заинтересованных сторон, а главное — для людей, можно даже не говорить.
От сбережения энергии перейдем к ее поставкам. Имею в виду газ и все, что с ним связано. Когда читаешь соответствующий раздел программы реформ, создается впечатление, что одновременно целью и средством предложенных преобразований является благополучие исключительно одного субъекта хозяйствования — “Нафтогаза Украины”. Конечно, следует приветствовать намерения установить экономически обоснованные цены и тарифы, прекратить субсидирование потребителей: хватит поддерживать энергетический коммунизм, плодить коррупцию и долговые круги. Да и другие инициативы в случае их реализации дадут экономический эффект.
Непонятно другое: почему в программе реформ, то есть рыночных преобразований, нет ни единого слова о демонополизации отрасли, что предполагает возможность выбора и конкуренцию предложения. Это означает, что “Нафтогаз” и в дальнейшем будет оставаться единственным импортером и дистрибьютором голубого топлива.
Опять обратимся к опыту соседей (Россия не в счет). Итак, на газовом рынке в подавляющем большинстве стран — членов Евросоюза присутствуют как минимум две компании-трейдера, причем одна из них — это обязательно крупный транснациональный игрок. В основном же газом торгуют четыре-пять компаний. В Европе газ продают небольшими объемами на биржах и по прямым соглашениям конкретным потребителям. Там давно усвоили, что упрощенный доступ газовых компаний на внутренние рынки предотвращает монополизм и защищает от диктата крупных поставщиков. Вследствие этого газ в европейские страны поступает не только из России, а также из Норвегии, Великобритании, Алжира, Нигерии, Катара и других государств. Чтобы не допустить укрупнения и слияния компаний, принято и действует антимонопольное законодательство. В условиях созданного излишка предложения давить на потребителя практически невозможно.
Преимущества такого подхода неоспоримы. Но то, что уже очевидно Европе, почему-то не понимают украинские реформаторы. Моя гипотеза такова: власть категорически не хочет выпустить этот бизнес из цепких рук государства, следовательно, своих рук, потому что дело пахнет не только углеводородами, но и многомиллиардными барышами. Действительно, при чем здесь реформы?
Поэтому не удивительно, что в первоочередные шаги по реформированию отрасли не включены проекты разработки так называемых альтернативных, или нетрадиционных, видов топлива. Например, сланцевого газа. В газовом балансе США его доля уже достигает 20%. Наши соседи поляки осознали, что активная геологическая разведка, в которой участвуют как свои, так и иностранные компании, открывает путь к укреплению энергонезависимости страны. Эта работа признана серьезным объектом для инвестиций, подпадающих под льготное налогообложение. Вот вам еще один пример стратегического мышления.
Мы же пока в ту сторону и не смотрим, хотя иностранные эксперты обоснованно предполагают, что залежи газоносных сланцев в Украине даже превышают американские. Не буду дискутировать со специалистами, но правительству ничто не мешает выделить это направление как перспективное для исследований, с соответствующим государственным финансированием.
В прошлом году в статье для “Зеркала недели” (“Дефицит безопасности. Высшая лига отечественных политиков не озабочена внешнеполитическими реалиями, в которых пребывает Украина”) я очертил экономические приоритеты, которые должны вывести страну из кризисного пике. Среди них, в частности, называлась модернизация отечественной транспортной инфраструктуры (трубопроводов, портов, автомагистралей) для наращивания транзитных преимуществ Украины. В соответствующем разделе программы реформ вполне справедливо сказано, что развитие данной инфраструктуры является катализатором экономического роста. Но там нет ни слова о международных транспортных коридорах как одном из самых дорогих инвестиционных проектов.
А задуматься правительству есть над чем. Украину — государство с уникальными транзитными преимуществами — все больше сбрасывают со счетов в проектах МТК. Нас “забывают” включать в европейские программы развития транспортных маршрутов, что автоматически лишает финансовых вливаний. Между тем конкуренция на рынке транспортных услуг становится все более острой, и, как следствие, доходы украинских транспортных компаний падают. Наши российские соседи также не теряют времени даром и всячески пытаются перевести грузопотоки из Украины на свою территорию.
Промедление здесь смерти подобно. Пока для Европы остается актуальным вопрос надежного и безопасного автомобильного сообщения с Востоком (странами Балтии, Беларусью, Россией — это десятки миллионов тонн грузов), надо ковать, не отходя от кассы, транспортное золото, то есть финансирование со стороны Евросоюза. Украина уже должна начинать сооружение автомобильной магистрали (автобана) от западной до восточной границы, с ответвлениями к главным транспортным узлам.
Приведенное выше — только малая часть предложений к программе реформ, которую обещают воплотить президент и его менеджеры. Это их дело — воспринимать дополнения или нет. Но ясно другое: широкое профессиональное обсуждение будущих преобразований свидетельствует о их востребованности в обществе. А вот с этим точно надо считаться.
Виктор БАЛОГА
Только одно замечание по существу: правительственные чиновники - НЕ уважаемые!
Что скажете, Аноним?
[07:00 23 ноября]
[19:13 22 ноября]
21:10 22 ноября
18:30 22 ноября
18:20 22 ноября
18:10 22 ноября
17:20 22 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.