По словам российских чиновников, это увеличит риски нефтяных поставок в Европу. Но эксперты считают, что дело в политике: если инициатива Украины будет реализована, это сыграет на руку Грузии, через которую пройдет трубопровод.
Виктор Ющенко утвердил план неотложных мер по реализации проекта Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора (ЕАНТК). Основная из них — переключение нефтепровода Одесса — Броды в аверсный режим. Сейчас эта труба работает на реверсе, поставляя российскую нефть (до 9 млн тонн в год) по трубопроводу “Дружба” до города Броды, а далее — до одесского терминала “Южный”, откуда экспортируется в дальнее зарубежье.
Изначально система задумывалась как нефтетранспортный маршрут в обход России — по этой трубе нефть из Азербайджана должна была проходить через Грузию (порт Супсы) до “Южного”, затем по нефтепроводу в Европу.
Однако проект был заморожен по причине нехватки нефти, а также потому, что отсутствовала ветка от города Броды в Польшу — на Плоцк и Гданьск.
Так и вышло, что в итоге “Одесса — Броды” стал работать в реверсном режиме. Разговоры о возврате к первоначальной идее идут уже не первый год, но теперь подготовка к переходу на аверсное функционирование перешла в практическую плоскость: в апреле 2009 года было утверждено ТЭО Евро-Азиатского коридора, согласно которому проект будет реализовываться по трем направлениям — через Польшу (север), Словакию, Чехию и Австрию (запад) и Белоруссию (юг).
Эта инициатива была негативно встречена Россией. В частности, вице-премьер Игорь Сечин еще летом прошлого года докладывал Владимиру Путину, что идея аверсного переключения “вызывает озабоченность у российских компаний, осуществляющих поставки нефти на рынки Центральной Европы, и заставляет их искать другие маршруты поставок нефти в Европу”. А уже весной этого года в ходе встречи с еврокомиссаром по энергетике Андрисом Пиебалгсом Игорь Сечин заявил представителю Еврокомиссии, что поставки по трубе Одесса — Броды по прямому направлению представляют новые риски для поставок российских энергоносителей в Европу.
Правда, Виктор Ющенко распорядился “проработать вопрос об изменении на взаимовыгодных условиях маршрута транспортировки российской нефти”. Предполагается, что вместо трубы Одесса — Броды нефть из России может пойти по маршрутам Самара — Великоцк — Кременчуг —- терминал “Южный” и Самара — Головашивка — Кременчуг — терминал “Южный”.
Негативная реакция России, по мнению экспертов, вызвана не столько тем, что наши власти боятся потерять экспортный маршрут. Украинский президент предлагает другие маршруты, да и 9 млн тонн в год — цифра не столь уж большая.
“Кроме того, Россия могла бы воспользоваться и аверсными поставками, — говорит аналитик ИК Financial Bridge Дмитрий Александров. — Принципиальной разницы, как транспортировать нефть, для нас нет”.
По мнению Александрова, Россия не хочет переключения трубы Одесса — Броды в основном из политических соображений. И в первую очередь из-за Грузии.
“Если к проекту подключится Грузия, это даст ей дополнительный источник финансирования (плата за транзит), а кроме того, укрепит ее позиции, стратегический статус транзитера, — объясняет эксперт. — Чем больше транспортных артерий будет проходить через Грузию, тем сложнее России будет вести с ней переговоры”.
“Несмотря на то что политическая обстановка в Грузии сейчас весьма нестабильна, Кремль предпочитает “держать руку на пульсе”, — добавляет эксперт-политолог Московского центра Карнеги Николай Петров. — Россия вообще старается не допускать, чтобы без нее принимались какие-либо решения, связанные с транспортировкой энергоносителей, и тем более будет противодействовать любой инициативе, которая потенциально может сыграть на руку режиму Саакашвили”.
Алексей ТОПАЛОВ
Что скажете, Аноним?
[12:37 19 мая]
[10:40 19 мая]
Российское наступление под Харьковом началось неделю назад. Как оно проходит, какие могут быть цели?
[09:45 19 мая]
13:00 19 мая
11:30 19 мая
11:00 19 мая
[23:55 28 апреля]
[20:15 02 апреля]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.