Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Южный снова штормит

[11:34 24 июля 2009 года ] [ Комментарии, №28, 24 июля 2009 ]

Позиция транспортного ведомства в конфликте между портом Южный и терминалом “Трансинвестсервис” наносит урон международному имиджу Украины.

На прошлой неделе конфликт между портом Южный и терминалом “Трансинвестсервис” (ТИС) приобрел форму информационной войны. 13 июля на пресс-конференции в Киеве начальник порта Юрий Крук обвинил ТИС в “рейдерстве” и попытках “обанкротить” порт. “Компания вначале захватила прилегающие к порту земли. Далее по договоренности с местными властями построила там свои терминалы, не согласовав сметы с портом. Затем были проведены дноуглубительные работы по пяти причалам, тоже без согласования с портом, а потом порту предъявили иск на 52 млн. грн. для компенсации этих расходов. Но этот иск только по одному из причалов, общая сумма претензии сейчас уже оценивается в 500 млн. грн.”, — отметил Юрий Крук. Кроме того, начальник порта обвинил ТИС в незаконном использовании двух причалов (№№16, 17), договор аренды которых закончился в начале года. Позицию начальника порта публично поддержал и заместитель министра — глава морской администрации Михаил Чубай.

18 июля, пригласив СМИ во время пресс-тура на терминалы ООО “ТИС”, председатель компании Олег Кутателадзе опроверг все обвинения Юрия Крука, предоставив договора на право пользования причалами, а также обнародовав реальную картину возможности так называемого банкротства порта Южный.

Напомним, что компания ТИС была создана в 1994 году и выступила инвестором достройки комплекса по перевалке фосфоритов (его возведение в середине 1980-х начинал Госагрохим СССР). Комплекс был достроен и реконструирован для работы в экспортном варианте. Сейчас причал №17 обеспечивает перевалку минудобрений, а причал №16 — зерновой терминал. За причал №16 арендную плату получает ФГИУ, за причал №17 — порт Южный. В акватории Аджалыкского лимана, переданной в пользование порту Южный, причалы всех субъектов имеют общую нумерацию. Одесский припортовый завод работает через причалы №1—4, сам порт — на причалах №5—8 и строит №9, ТИС кроме причалов №№16 и 17 построил причалы №18—20 (угольно-рудный комплекс) и на стадии завершения №21—23 (контейнерный терминал).

Истинной же причиной обвинений Юрия Крука в ТИС считают два судебных процесса, вскрывших проблемы в системе управления госпортами. Один из них касался обеспечения равных условий участников рынка в отношении портовых сборов. Для судов, идущих на причалы порта, установлена скидка в 50%, для ТИС — скидка 30% только для причала №17, находящегося на балансе порта и причала №18 (терминал “ТИС-Руда”, построенный совместно с Полтавским ГОКом), на остальные причалы скидок нет вообще. Еще в конце апреля ПГОК обратил внимание Юлии Тимошенко на неравноправные условия, указывая в своем письме и тот факт, что через причалы порта, для которых установлен льготный режим, обрабатываются преимущественно российские грузы. В результате Антимонопольный комитет установил злоупотребление монопольным положением порта Южный при взимании портовых сборов. Однако ни этот факт, ни поручение премьер-министра “обеспечить равенство работы отечественных и иностранных экспортеров” ситуацию не изменили.

Во втором случае терминал “ТИС-Руда” обратился в суд с требованием компенсировать расходы по дноуглублению акватории 18-го причала. На самом деле эти работы были согласованы еще в 2005 году с Минтранссвязи и портом. Дноуглубительные работы были заказаны немецкой компании Mobius с фиксированной стоимостью 3,39 евро за выемку 1 м3. В то же время порт за такие же работы платит вдвое больше. Глубины были увеличены с 3 до 15 м, объем работ составил 1,54 млн. м3 на сумму 51,3 млн. грн.

Согласно закону ТИС не может принять на баланс операционную акваторию, переданную госпорту. Следовательно, эти расходы необходимо отразить в бухотчетности. Как сообщил председатель наблюдательного совета ТИС Алексей Ставницер, Юрий Крук не возражал против компенсации, но попросил подать иск в суд, чтобы уплатить эти средства согласно решению суда, так как в финплане порта они предусмотрены не были. ТИС предлагал погашать долг по схеме — $900 тыс. ежегодно в течение семи лет. При этом в 2008 году доходы порта за проходы судов к причалам ТИС составили $18,8 млн.
14 июля у ТИС появился еще один повод для судебного иска. Администрация порта запретила постановку судна Scan Oceanic, доставившего из Испании перегружатель для угольного терминала к 21-му причалу. Мотив отказа — причал еще не внесен начальником порта в Свод обязательных постановлений. Хотя де-факто причалы построены, сданы в эксплуатацию и освидетельствованы Регистром в установленном порядке, а документы на внесение их в Свод обязательных постановлений были направлены начальнику порта еще полтора месяца назад. На момент сдачи номера судно еще стояло на рейде, и его простой обойдется ТИС в 30 тыс. евро в сутки. Этот конфликт, как полагают в компании, показывает реальное отношение госчиновников к реальным инвесторам, которые не захватывали по сомнительным схемам причалы госпортов, а построили почти на ровном месте новый порт и создали 2 тысячи рабочих мест.

Александр АРБУЗОВ

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.