Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Внекризисный бюджет

[08:58 17 сентября 2009 года ] [ Подробности, 17 сентября 2009 ]

15 сентября правительство презентовало проект бюджета на следующий год.

Как и следовало ожидать, главная смета страны выглядит весьма бодро даже с учетом кризисных реалий. Но с оптимизмом Кабмина согласны далеко не все.

Цифровой оптимизм

После напряженной работы и (судя по некоторым заявлениям) немногим менее напряженных консультаций с Международным валютным фондом Кабинет министров завершил подготовку проекта финансовой жизни страны в 2010 году и направил его в парламент. Как и предполагалось, свежепредставленный документ сходу стал объектом масштабного интереса. С одной стороны, пораньше узнать, чем именно будет жить страна в непростое время – всегда важно. С другой – от подготовленного законопроекта ожидалось, что он станет одной из главных иллюстраций тезиса “Она работает”, а потому и сторонники, и противники премьера заранее начали запасаться доводами и контрдоводами в преддверие бюджетных битв. Первый раунд окончен. Правительство свои аргументы уже представило, традиционные оппоненты в лице дежурной оппозиции и президентского лагеря – тоже. Следующий этап – парламентские чтения, и не факт, что в их ходе все цифры будут встречены овациями.

На первый взгляд, проект бюджета-2010 выглядит если не радужно, то уж точно – вполне умиротворяющее. Впрочем, ожидать иного от предвыборной осени и не приходилось. Основной посыл презентационной речи премьера радовал своей ориентацией на светлое будущее: главное в такое непростое время – развитие, и если удастся удержаться в рамках этого принципа, то никто не уйдет обиженным – ни промышленность, ни банковская система, ни местные бюджеты, ни социально незащищенные слои населения, ни МВФ…

Первым признаком приближающегося оздоровления, по всей видимости, должны стать скромные, но приятные глазу цифры, “сопровождающие” основные макроэкономические показатели. Кризис, хоть и бушует, но идет на спад, убеждены кабминовские экономисты, рассчитавшие бюджет с учетом курса доллара в 7,5 гривны (по мнению премьера, можно было бы более оптимистично настроиться) и обещающие рост ВВП в 3,7%, индекс потребительских цен в рамках 9,7 процента, дефицит бюджета не больше 3,97 процента от ВВП – все, как МВФ “просил” (правда, Фонд допускал такую цифру только для дефицита “совокупного” с “Нафтогазом”). В целом же, доходная часть госбюджета на следующий год должна составить 284,841 миллиарда гривен (219,154 миллиарда гривен для общего фонда и 65,824 миллиарда для специального), а расходная – 324,272 миллиарда гривен (238,520 и 85,752 миллиарда соответственно).

Несмотря на кризисные реалии, правительство и его глава уверены в том, что выполнить бюджет удастся с запасом. Основную надежду премьер и ее соратники возлагают на наметившееся оживление производства и потенциальное “потепление” конъюнктуры мирового рынка по отношению к экспортируемым Украиной товарам. Помимо налогового “прорыва” со стороны промышленности и возможного привлечения инвесторов, в числе других приятных бюджетных ожиданий числятся и предусмотрительно обновленные в 2009 году акцизные сборы. Кроме того, в правительстве не собираются отказываться и от других стандартных инструментов наполнения бюджета – от приватизационных амбиций до выпуска облигаций внутреннего государственного займа. А, если станет совсем уж тяжко – можно и международные организации привлечь... И, чтобы кредиторы продолжали верить в Украину, в 2010 году премьер планирует оплатить 42 миллиарда гривен из внешних обязательств. Впрочем, главное – не только помнить о “чужих”, но и не забывать о “своих”. “Тренировать память” в этом направлении Кабмин собирается очень активно.

Кому в Украине будет жить хорошо?

Презентационная речь Юлии Тимошенко оставляет после себя ощущение затянувшегося праздника. Если судить по словам премьера, в следующем году у всех все будет хорошо, даже с учетом того, что кризис, похоже, никуда не денется. “Заслуженные” средства получит каждая из отраслей, причем в большинстве случаев – в сопровождении формулировки “на N процентов увеличено финансирование”. Правда, вариации на счет того, относительно чего произойдет увеличение, впечатляют своим разнообразием: тут и закономерное “больше, чем в предшествующем году”, и “больше, чем за предыдущие годы” (диапазон остается тайной), и почему-то – причем довольно часто – “больше чем в 2007 году”, ответственным за который был главный соперник Юлии Владимировны на приближающихся выборах, Виктор Янукович… Но и с увеличением может оказаться не все ладно, если оно будет сопровождаться заметным “перераспределением полномочий” между общим и специальным фондами госбюджета (например, на спецфонд приходится почти треть оборонного бюджета, половина образовательного, более половины жилищно-коммунального и природоохранного), которые и наполняются из разных источников, и обязательность выделения средств у них может оказаться разного порядка… Но, когда “бюджетописание” происходит в непростые предвыборные времена, на первый план закономерно выходит желание использовать приятные для взоров избирателей цифры, а не беспокойство по поводу поиска необходимых средств.Если улучшение жизни “уже с первого января” традиционно бедствующих отраслей остается под некоторым вопросом, то для других направлений светлое будущее должно быть видно уже сейчас. Премьерский спич и краткое знакомство с некоторыми бюджетными цифрами ярко демонстрируют, что определенным “объектам” даже в кризисном следующем году будет неплохо житься. Как утверждает глава правительства, главное – инвестировать в развитие, а не в проедание, и все будет хорошо.

Судя по проекту бюджета, в следующем году хорошо (вернее, по факту – плохо) будет житься  банковой сфере. На ее спасение через рекапитализацию планируется выделить 50 миллиардов гривен. С одной стороны, такие цифры вызывают и опасения за отечественную финансовую систему, и восхищение прозорливостью кабминовских экономистов. С другой – некоторую дозу беспокойства провоцирует понимание того, что правительство вновь хочет финансировать это направление за свет выпуска облигаций внутреннего государственного займа (ОВГЗ), которые еще должен кто-то купить. Впрочем, на внимание к своим обязательствам у надежного украинского правительства большие планы: кроме уже упоминавшихся выше 50 миллиардов “рекапитализационных” предполагается выпустить облигаций на сумму более 45 миллиардов гривен для других бюджетных нужд, и еще на почти 10 миллиардов – специально для стабилизационного фонда.

Собственно, стабфонд, похоже, как и при формировании сметы на 2009 год должен стать одной из главных “фишек” бюджетного процесса. Помимо выкупа ОВГЗ пополнять его планируется в первую очередь за счет поступлений от приватизации, причем так активно, чтобы в итоге его объемы приблизились к сумме свыше 26 миллиардов гривен. Как раз за эти деньги и предполагается, “развивать” все доступные для этого отрасли. Например, свыше 3 миллиардов должны уйти на удешевление кредитов и инвестирование проектов для близкого в последнее время премьерским интересам агропромышленного комплекса. Нужды не менее близкого “угольного” направления оценены еще выше – почти на 7 миллиардов гривен. Чуть меньше средств – 6,696 миллиарда гривен Кабмин собирается направить в пользу инфраструктурных проектов в честь “Евро-2012” (в целом же годовой “бюджет” чемпионата должен составить 12,3 миллиарда гривен). В еще одного крупного “кредитора” превратится необходимость закупать спецтехнику для военных, правоохранителей и пожарных: на это уйдет чуть больше 3 миллиардов гривен. Остальные же “клиенты” стабилизационного фонда должны довольствоваться менее впечатляющими суммами. Главное, что Кабинет ни о ком не забыл – ни о школьных автобусах (150 миллионов гривен), ни о технологической поддержке бюджетонаполнителей-таможенников (200 миллионов), ни о кино (50 миллионов на съемку фильмов), ни о дорогом президентскому сердцу “Мистецьком арсенале” (еще 50 миллионов), и о многих сферах, заслуживающих достойного финансирования…

Кроме принципиального курса на развитие Юлия Тимошенко и ее команда уделили внимание еще двум глобальным проектам. Первый из них – изменение принципа финансирования местных бюджетов, под которые меняется и схема перераспределения поступлений. Предполагается, что на местах будет оставаться больший процент от налогов и сборов, чем сейчас, что позволит “составным частям” регионов развиваться в полную силу (за компанию Кабмин увеличил и объем дотаций для некоторых городов – все больше на электорально привлекательном Юго-востоке). Одна проблема – новый бюджетный кодекс, предполагающий прямое общение правительства с 12 тысячами местных бюджетов, все еще пребывает на стадии президентского вето... Зато в остальном жители сельской и “около того” местности могут порадоваться: и финансирование отрасли должно увеличиться, и в Аграрном фонде 3,4 миллиарда гривен появится, и механизация села пойти полным ходом – чем не улучшение жизни.

Другой важной сферой приложения усилий, по словам премьера, является недопустимость ухудшения материального положения “маленьких украинцев”. Аргументировано оппонируя Партии регионов и ее блокадным устремлениям, Юлия Владимировна не устает пояснять: деньги на резкое повышение социальных стандартов взять неоткуда. При этом, анонсируя непринципиальный рост “минималки” (с 669 до 778 гривен), глава правительства все равно находит возможность порадовать хотя бы некоторый процент потенциальных избирателей. Согласно планам, со следующего года предполагается “пока” внедрить практику дополнительных надбавок для отдельных категорий “бюджетного” населения – преимущественно работников сферы образования и медицины – в среднем около 20 процентов. С одной стороны, с учетом неудовлетворительного финансирования ряда важнейших отраслей даже такой “прирост” доходов будет достаточно заметным (особенно на фоне обещания уменьшить вдвое зарплаты народных депутатов), но при этом не повлияет на принципиальный пересчет всех выплат. С другой – “под шумок” надбавки и отменить проще, а одну из своих функций – рейтингообразующую, они выполнить успеют. Тем более что на возможный рост премьерской популярности может повлиять не только этот пункт.

Форс-мажор отменяется?

Сам по себе бюджет имени кандидата в президенты Юлии Тимошенко и многие его новации выглядят вполне привлекательно. Безусловно, отдельные его моменты пока просматриваются не слишком четко. Например, создание фонда энергоэффективности и энергосбережения, более 3 миллиардов гривен финансирования которого планируется тратить то ли на повсеместное внедрение “экономлампочек”, то ли на строительство дополнительных энергоблоков Хмельницкой АЭС… Но в целом же при первом рассмотрении внимание правительства к нуждам родины вызывает сдержанное восхищение. Но вот уже при втором – возникают проблемы.

Сходу назвать смету-2009 совсем уж откровенно популистской все-таки затруднительно. Действительно, вопреки обыкновению этот ощутимо предвыборный бюджет не грешит излишней тягой к приятной для многих избирателей “социалке”. И в том случае, если бы он оказался выполненным, можно было бы заговорить о подвижках Украины на пути развития. К примеру, финансирование тех же энергосберегающих технологий и программы сокращения использования газа в коммунальной сфере выглядит очень обнадеживающе. Вопрос только в том, насколько выполним этот “развивающий” бюджет. Премьер утверждает, что впереди лишь “динамичный выход” из кризиса. Но аргументы оппонентов тоже заслуживают внимания.

Основные претензии к проекту бюджета следующего года лежат в плоскости невозможности удержаться в рамках заявленных показателей. В Секретариате президента, например, считают, что с учетом заложенных компенсаций разницы в тарифах удержать “Нафтогаз” в “рамках приличий” будет крайне сложно, а ведь в том числе и за его проблемами будет пристально наблюдать Международный валютный фонд, настаивающий на “скромном” дефиците бюджета. Впрочем, Юлия Тимошенко уже успела обеспечить небольшую сенсацию скромным заявлением: “Мы полностью поставили на ноги НАК “Нафтогаз”, — так что по этой “линии” за правительством сомнения вряд ли будут наблюдаться. Оппозиция, в свою очередь, настаивает на том, что и поступления, и расходы выглядят слишком неправдоподобно. “В бюджете значительно завышена доходная часть и существенно занижена расходная его часть. А когда будет невыполнение расходной части, возникнет необходимость вмешательства в экономику ручными методами, то есть опять кому-то нужно будет спасать страну”, — убеждает “регионал” Юрий Бойко. А эксперты тем временем напряженно обсуждают, насколько правдоподобны основные макроэкономические показатели.

Если прогноз почти четырехпроцентного роста ВВП у отдельных экономистов вызывает сдержанное одобрение, то другим показателям везет поменьше. Сомнениям подвергается и размер дефицита (что очевидно), и уровень инфляции. Но, пожалуй, наибольшее количество копий ломаются вокруг двух важных “циферок”: курса доллара и цены на газ.

Согласно прогнозам правительства, среднегодовой ценой-2010 для голубого топлива будет 260 долларов за тысячу кубометров. С таким мнением согласны далеко не все. С одной стороны, давно вымечтанное формульное ценообразование несколько омрачает рост цен на нефть и нефтепродукты, к которым привязывается и стоимость газа. С другой стороны, со следующего года заканчивает действовать двадцатипроцентная скидка от “Газпрома”, которая помогла установлению “удобоваримых” тарифов в текущем году. В силу в том числе и этих причин для некоторых экспертов “газовая конъюнктура” выглядит не слишком оптимистично. “По нашим подсчетам, стоимость топлива достигнет в среднем 310 долларов за тысячу кубометров. В I квартале она будет составлять, предположительно, 295 долларов и увеличится до 320 долларов в III-IV кварталах”, — рассказал в комментарии газете “Дело” аналитик инвестиционной компании “Драгон Капитал” Денис Саква.

Другим спорным моментом остается судьба национальной валюты. Предложенный правительством вариант выглядит не слишком обнадеживающе, и ряд экономистов доверять такому прогнозу не склонны. “Я считаю, что в 2010 году курс будет более 9 гривен за доллар. Теоретически, можно добиться курса 7,5 гривны, но потери экономики при этом будут большими, чем положительный эффект”, — считает экономист Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь. Оснований сомневаться в светлой будущности украинской денежной единицы хватает. Повлиять на нее, кроме кабминовского оптимизма, может множество фактов: и реальный уровень подъема экономики, и успехи внешнеэкономической деятельности (в том числе – и на ниве выплат внешнего долга), и столь настойчивая тяга правительства к выпуску ОВГЗ, которые, по всей видимости, кроме Нацбанка практически некому выкупать. И, если правительство настойчиво обвиняет НБУ в неоправданной эмиссии в рамках загадочной процедуры рефинансирования банков образца конца 2008 года, то в этом случае и ему стоило бы быть скромнее…

Пока (до начала активной стадии политических торгов), пожалуй, главной проблемой представленного варианта бюджета-2010 является даже не его ориентированность на выполнение нужд как можно большего пласта избирателей – от аграриев до местных чиновников, от владельцев проблемных депозитов до учителей и врачей – а, скорее, общий “внекризисный” характер. Хотя Юлия Тимошенко любит упирать на то, как эффективно она справляется с мировой напастью, изучение бюджета позволяет усомниться в том, что у Украины существуют какие-то глобальные проблемы. Гипотетическая смета построена на том, что все обязано быть хорошо. И промышленность поднимется, и “Евро-2012”-инвестиции пойдут косяком, и нефть не подорожает, и “Газпром” будет сговорчивее, и курсовые колебания исчезнут и вообще – наступит благодать в честь правления Юлии Владимировны. Подобная тяга к сослагательному наклонению выглядит по-своему ярко, но не слишком обнадеживающе. К сожалению, нынешняя экономическая ситуация в Украине не предполагает отмены всех форс-мажоров одним только усилием пусть даже напряженно “работающей” воли.

Ксения СОКУЛЬСКАЯ
 

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.