Сегодня никто не сомневается в том, что Украина — это в первую очередь аграрная страна. (Оставим в стороне обсуждение того, хорошо это или плохо.) Однако одним из первых решений нового правительства стало расформирование Министерства аграрной политики и продовольствия. Прежде самостоятельное (и влиятельное) министерство теперь превратится в один из департаментов в Министерстве экономического развития и торговли. Это решение оказалось неожиданным до такой степени, что многие эксперты далеко не сразу взялись комментировать логику и последствия данного шага Кабмина.
Ускорение реформ: заявлено, ждем
Все произошло очень быстро: только 29 августа впервые просочилась информация о том, что Минагропрод реорганизуют и передадут МЭРТ. Тогда же стало известно, что возглавит усиленное МЭРТ с новыми полномочиями почетный президент Киевской школы экономики, зампред НБУ Тимофей Милованов.
И. о. министра аграрной политики и продовольствия Ольга Трофимцева в комментариях для прессы сразу заявила, что если такое решение действительно будет принято, то оно станет серьезной ошибкой, которая негативно повлияет не только на агропромышленный комплекс. Относительно периода реорганизации ведомства Трофимцева ничего не могла сказать конкретного, потому что “не видела ни текстов решений, ни планов по реорганизации”.
Конечно, это выглядело несколько странно: реформировать целое большое министерство, даже не поставив в известность об этом его руководство. Однако уже 30 августа новоназначенный министр экономического развития, торговли и сельского хозяйства на своей странице в Facebook назвал объединение МЭРТ и Минагропрода стратегическим шагом, который позволит ускорить реализацию ключевых реформ агросектора.
Милованов подчеркнул, что среди главных шагов обновленного министерства будет приватизация государственных предприятий, внедрение рынка земли сельскохозяйственного назначения, детенизация аграрных рынков и земельных отношений, либерализация трудовых отношений (увеличение количества легальных рабочих мест), расширение доступа к международным рынкам, перезагрузка системы профессионального обучения, модернизация подходов к научным исследованиям и внедрению инноваций.
“Для министерства является важной синхронизация деятельности всех рынков и внедрение эффективных, прозрачных и понятных правил игры. Реформа аграрной сферы с учетом ее комплексности требует стратегического согласования с ключевыми изменениями в других сферах, — отметил также Милованов. — Приватизация государственных предприятий — это ликвидация неэффективности в управлении субъектами хозяйствования и прямых потерь государственного бюджета”.
Вполне в духе сегодняшних веяний новый министр заявил, что, по его мнению, экономико-аграрному ведомству требуются дерегуляция и диджитализация — как ключевые инструменты борьбы с коррупцией. Коррупция же, считает Милованов, свойственна сферам апробации, сертификации и выдачи разрешений на доступ к новейшим средствам производства в агросекторе, а также в том, что касается доступа производимой сельхозпродукции к украинским и международным потребителям. Также, по мнению Милованова, перезагрузка системы государственной статистики позволит получить четкие цифры по показателям развития отрасли и формировать прогнозируемые долгосрочные ориентиры и приоритеты госполитики в аграрной сфере.
Но ни слова не было сказано, например, о том, как сделать более дешевыми производимые в Украине удобрения — прежде всего азотные. Или как быть с давно и надежно похороненной государственной программой мелиорации и орошения земель на юге страны.
“Объединение министерств носит стратегический характер. И в этом стратегическом измерении нам критически нужно услышать ключевых стейкхолдеров. Мы планируем проведение координационной встречи с представителями аграрного сектора для определения болевых точек и перспектив. Налаживание эффективного диалога — наш вызов и возможность. Будет приложено максимум усилий, чтобы жизненный сельскохозяйственный цикл не был нарушен”, — подытожил он.
Однако можно ли сказать, что отказ от отдельного аграрного министерства — общепринятая мировая или европейская практика? На самом деле, действительно, у большинства стран нет профильного аграрного министерства. Из 195 членов ООН такое министерство (или аналогичная самостоятельная структура под другим названием) имеется только у 76 стран, тогда как у 119 ее нет.
Но если проанализировать значение сельского хозяйства в экономике той или иной страны, то окажется, что есть прямая связь между наличием в стране профильного аграрного министерства и добавленной стоимостью на одного работника в АПК, как и размером ВВП на душу населения. Иначе говоря, без аграрного министерства не обходятся страны, в экономике которых сельское хозяйство играет значимую роль (7% и более). В этом плане пока сложно представить, как без Минагропрода будет обходиться Украина, для которой АПК — одно из главных слагаемых формирования ВВП.
Кого испортил земельный вопрос
Новое правительство много говорит о реформе аграрного сектора, но в этих разговорах пока мало конкретики. А та, что есть, в основном касается рынка земли. Так, например, 3 сентября стало известно, что Кабмин готовит проведение земельной реформы, которая предусматривает допуск иностранных компаний и физлиц к рынку земли сельскохозяйственного назначения. “Нам нужно разрешить операции с землей для всех, кто имеет возможность сейчас ее обрабатывать, в том числе для иностранных граждан, но при условии, если они регистрируют юридическое лицо в Украине и платят тут налоги”, — заявил по этому поводу премьер-министр Алексей Гончарук. То есть де-юре право покупки земельного участка будут иметь украинские физлица и украинские юрлица, уточнил глава правительства.
Также премьер подчеркнул, что государство должно создать условия для небольших фермеров, чтобы у них были возможности для покупки земли не менее выгодные, чем у крупных компаний и иностранцев. “Кредиты в принципе станут дешевле, но нам нужно сделать их еще дешевле конкретно для покупки земельного участка для личных нужд, для его обработки, для того, чтобы украинец, наш фермер, был в более выгодных условиях, чем его потенциальный иностранный конкурент”, — пояснил глава правительства. И уточнил, что такой механизм еще не разработан, но пока он не появится — рынок земли запущен не будет.
19 сентября Владимир Зеленский на конференции по реформе управления земельными отношениями заявил, что в модели рынка земли, которую предлагает Кабмин, покупать и продавать землю смогут только украинцы и украинские компании. Многие расценили это как решение все-таки не продавать украинскую землю иностранцам. Однако ясности по-прежнему нет: ни президент, ни премьер не уточняют, смогут ли покупать сельхозземли украинские компании с иностранным капиталом.
Со своей стороны Милованов уверен, что его ведомство успеет к 1 декабря нынешнего года реализовать один из имеющихся сценариев запуска рынка земли в Украине. Всего же таких сценариев у министерства насчитывается 35. “Нам нужна такая реформа, которая даст максимальный экономический рост и разделит его результат между собственниками земли, — сказал Милованов. — Мы успеем все сделать. Ведь проблема не в том, что мы не знаем, что делать, чтобы запустить реформу, а в том, что мы не можем внутри страны между собой договориться, что мы ее запускаем”. По словам министра, в проведении реформы не заинтересованы люди, которые не хотят конкуренции на рынке земли. “Это те, кто имеет коррупционные позиции, либо те, кто построил политическую карьеру на том, что борется с рынком земли, — они не развернутся и не откажутся”, — констатировал министр.
Напомним, что мораторий на продажу земель сельхозназначения действует в Украине с 2002 г. 20 декабря 2018 г. Верховная Рада продлила его до 2020-го. Отменить запрет на продажу сельхозземель рекомендуют кредиторы и западные партнеры Украины. В меморандуме о сотрудничестве между Украиной и МВФ в рамках новой кредитной программы stand-by говорится, что Кабмин вместе с экспертами Всемирного банка разработал законопроект, который предусматривает введение рынка сельскохозяйственной земли.
2 сентября Зеленский поручил правительству до 1 октября внести на рассмотрение парламента законопроект “О рынке земель сельскохозяйственного назначения”, который предусматривает отмену моратория. Верховная Рада должна принять его до
1 декабря. А полноценный запуск рынка, по словам Гончарука, возможен с 1 октября 2020 г.
Между тем украинцы всегда с подозрением относились к рынку земли — спасибо политикам, которые долгие годы спекулировали на страхах рядовых граждан. Доля тех, кто поддерживает введение рынка в какой-либо форме, многие годы не превышала 20%. Последние соцопросы показывают ее увеличение до 30%. То есть большинство в виде фракции “Слуги народа” в Верховной Раде, запуская земельную реформу, фактически впервые будет голосовать, игнорируя позицию большей части своих избирателей.
Риски и надежды
В Украине сложилась несколько парадоксальная ситуация. У нас сельское хозяйство — главная и самая сильная бюджетообразующая отрасль, которая развивается вопреки обстоятельствам. Доля агросектора в ВВП Украины — более 15%, а в экспорте — более 40%.
При этом нет никакой уверенности в том, что аграрный департамент Министерства экономики будет работать более эффективно, чем самостоятельное профильное ведомство. С другой стороны, обратное тоже еще никто не доказал. Понятно, что здесь лучше не применять бюрократически-механистический подход: есть профильное министерство — есть работа, а если нет, то и работы нет.
В такой ситуации, возможно, стоит вспомнить старую инженерную мудрость: если какой-то механизм работает и выполняет свои задачи — не трогай его. Все-таки это довольно серьезный риск: одним махом лишить аграрную страну, почти половину экспорта которой стабильно формирует продукция сельского хозяйства, профильного министерства. Тем более что как раз сегодня, когда страна только нащупала экономический рост, поддержка и развитие агропрома должны занимать приоритетное место в политике государства.
Участники аграрного рынка пока выжидают — для них важно не то, есть или нет аграрное министерство, а будет ли новое правительство наращивать — или, наоборот, сокращать программы господдержки животноводства, хранения и переработки сельхозпродукции, финансовой поддержки сельхозпроизводителей. Например, как указывает народный депутат Сергей Лабазюк, в госбюджете-2019 дотации АПК составляли менее 1% от ВВП, в то время как в Евросоюзе на поддержку малых агропредприятий тратится в разы больше бюджетных средств.
Также, по его мнению, ликвидация профильного министерства может привести к проблемам с экспортом сельхозпродукции. На мировых продовольственных рынках конкуренция очень высока, а попасть на рынки многих стран без длительных переговоров на уровне профильного министра — и вовсе невозможно. Для продвижения отечественной продукции на эти рынки усилий одного только бизнеса будет недостаточно.
Особое мнение Всемирного банка
27 августа Министерство финансов Украины и Всемирный банк подписали программу “Ускорение частных инвестиций в сельское хозяйство Украины”. Программа предусматривает предоставление нашей стране кредита в размере $200 млн. Его цель, как сказано в совместной декларации, — “повышение эффективности сельского хозяйства Украины, обеспечение более адресной политики поддержки отрасли, повышение прозрачности использования государственных сельскохозяйственных земель и расширение доступа малых и средних фермерских хозяйств к экспорту”.
В тот же день президент Всемирного банка Дэвид Мелпас в Киеве подчеркнул, что новое руководство страны должно перезапустить аграрный и финансовый секторы. По его словам, результат переговоров с Владимиром Зеленским вселяет оптимизм, что политические изменения происходят и будут работать, если Украина сможет воспользоваться моментом.
“Задача состоит в том, чтобы Украина пошла по новому пути к более быстрому и устойчивому экономическому росту и повышению уровня жизни. Правительство уже делает твердый и единый призыв к действиям, но препятствий много: монополии в ключевых секторах, в особенности в государственных банках, стареющая инфраструктура и военный конфликт на востоке Украины, который серьезно подрывает торговлю и инвестиции”, — отметил Мелпас.
Глава Всемирного банка также заявил, что Украина должна в полной мере использовать возможности, предоставляемые ее АПК. “В стране самый большой запас сельскохозяйственных земель в Европе, но урожайность с гектара — это лишь небольшая часть урожая во Франции или Германии. Один олигарх контролирует группу компаний, которая производит более 80% внутреннего производства нескольких разновидностей минеральных удобрений”, — подчеркивает Мелпас.
Также, по его мнению, мораторий на продажу сельхозземель ограничивает использование земли в качестве обеспечения доступа к кредитам. Отмена моратория и создание эффективного земельного рынка будут стимулировать увеличение инвестиций в механизацию и ирригацию, переход на продукты с более высокой добавленной стоимостью и лучший доступ к финансированию для небольших хозяйств.
Денис ЛАВНИКЕВИЧ
Что скажете, Аноним?
[11:40 26 ноября]
12:30 26 ноября
12:20 26 ноября
12:00 26 ноября
11:50 26 ноября
11:15 26 ноября
11:00 26 ноября
10:50 26 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.