Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Вымывание капитала

[11:29 16 ноября 2009 года ] [ Экономические известия, 16 ноября 2009 ]

Данные НБУ о финансовом состоянии банков не внушают оптимизма.

По итогам девять месяцев резервы системы под обесценивание выданных кредитов выросли в шесть раз и составляют практически половину банковского капитала. Эксперты считают, что если государственные органы не изменят подходы к определению уровня платежеспособности заемщиков и не примут меры для защиты интересов кредиторов, к началу будущего года банковская система выйдет с нулевым регулятивным капиталом. Это означает, что кредитование в банковскую систему пока не вернется.

По данным Нацбанка, по итогам десяти месяцев текущего года убытки зафиксировали 65 банков из 182 работающих в Украине. Совокупный убыток банковской системы к 1 октября составил более 23,5 млрд. грн., а общие затраты финучреждений на обеспечение своей деятельности превысили 183 млрд. грн. Самой значительной статьей в этой структуре оказались отчисления в резервы под возможные потери по кредитным операциям — они составили около 57 млрд. грн., или 39,7% всех валовых затрат банковской системы. Общие же резервы под обесценивание кредитов на 1 октября превысили 92,5 млрд. грн. И это при том, что подавляющее большинство банков не декларируют реальный объем проблемной задолженности.

Согласно действующим правилам регулирования деятельности банков и формирования резервов под активные операции (постановления НБУ №279 и №368), размер сформированных банком резервов влияет на размер капитала банковской системы в сторону уменьшения. Поэтому с каждой новой гривней, резервируемой банками под обесценивание кредитов (в условиях убыточности системы), уменьшается и размер их регулятивного капитала, являющегося базой для определения кредитных возможностей каждого финучреждения в отдельности и системы в целом.
Согласно статистике НБУ, значение норматива адекватности регулятивного капитала в целом по системе на 1 октября превышало 15,6%, что в теории означает возможность банков проводить достаточно активное кредитование экономики. Однако прироста активов нет. Более того, с начала года совокупные активы банковской системы страны сократились на 36 млрд. грн., а кредитный портфель — на 32 млрд. грн. (без учета эмиссионных кредитов Ощадбанка “Нефтегазу Украины”).
Советник министра экономики Сергей Яременко утверждает, что высокое значение норматива адекватности регулятивного капитала при одновременном сокращении кредитного портфеля банков говорит только об одном: реальные объемы просроченной задолженности и необходимых к формированию резервов сегодня намного превышают официальную статистику. То же самое говорят и эксперты рейтингового агентства Fitch. По их оценкам, доля проблемных активов на балансе украинских коммерческих банков по международным стандартам до конца года превысит 34%, что потребует от финучреждений дополнительного резервирования в размере около 100 млрд. грн.

Фактически это означает полную декапитализацию банковской системы уже к началу 2010 г., так как, по данным НБУ на 1 октября, размер собственного капитала всех отечественных банков едва превышал 104 млрд. грн.

“Данные НБУ о 13% проблемных активов в системе — это просто нежелание выносить проблемы банков на свет белый перед уходом команды Стельмаха, — говорит Сергей Яременко. — Эти проблемы вылезут сразу после смены руководства НБУ и очень серьезно ударят по банковской системе”.

В связи с этим банкиры считают, что Нацбанку, Кабмину и Верховной Раде нужно более активно работать над устранением первопричин роста объемов проблемной задолженности. “Нацбанк сделал первый шаг, сведя порядок оценки платежеспособности заемщиков-юрлиц до одного достаточного условия — своевременности обслуживания долга (если долг обслуживается своевременно, то банк имеет право не понижать классификацию финансового состояния заемщика даже при ухудшении показателей его баланса)”, — напоминает председатель правления “Райффайзен Банк Аваль” Владимир Лавренчук. По его мнению, очень позитивным фактором влияния на финансовый рынок было бы решение Государственной налоговой администрации не взимать налоги, возникающие при списании безнадежной задолженности по согласию сторон, дабы стимулировать банки и заемщиков к досудебному урегулированию долга.

Однако этого мало. “Пока законодательная власть не создаст условия для защиты интересов кредиторов и не позволит им реализовывать свои права по изъятию залога у недобросовестных заемщиков, банковская система будет и дальше сталкиваться с ростом объемов проблемной задолженности и падением кредитного портфеля — то есть с условиями, при которых перейти к восстановительному росту экономики невозможно”, — предупреждает председатель правления Укрсоцбанка Борис Тимонькин.

Александр ДУБИНСКИЙ
 

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.