Согласно последней оценке, озвученной главой Донецкой ОВГА Павлом Жебривским, “на возобновление инфраструктуры Донбасса нужно более $20 млрд”. Однако размеры международной помощи до сих пор исчисляются даже не десятками миллионов долларов.
Масштабы разрушений
Данные по нанесенному в ходе активной фазы войны ущербу экономике Донбасса носят неполный характер, и не только потому, что режим прекращения огня так и остается мечтой. О том, что на самом деле творится на территории ОРДЛО, в полной мере не знают, наверное, и сами сепаратисты. По состоянию на сентябрь 2014 г., к моменту заключения Минских соглашений, Министерство регионального развития Украины давало следующие данные: в Донецкой и Луганской областях повреждено или разрушено 217 объектов образования, 45 — здравоохранения, 51 — культурного и спортивного назначения, 81 административное здание, 14 объектов торговли и 132 промышленных объекта. Серьезно пострадал жилой фонд — на Донетчине было разрушено и повреждено около 4740 жилых домов, на Луганщине — порядка 690. Без крыши над головой остались более 710 тыс. человек.
Кроме того, на ту же отчетную дату были разрушены и повреждены в разной степени 962 км автомобильных дорог общего пользования, 24 моста, 483 объекта железнодорожной инфраструктуры (не учитывая Дебальцевского железнодорожного узла), два аэропорта.
По информации Минэнергоугля, в результате боевых действий повреждения разной степени нанесены объектам инфраструктуры (здания, коммуникации) всех семи ТЭС Донбасской энергосистемы: Старобешевской, Славянской, Кураховской, Зуевской, Луганской, Углегорской и Мироновской. Значительно пострадали магистральные и локальные линии электропередачи и подстанции. Только после освобождения Славянска удалось восстановить работу Славянской ТЭС.
Серьезный урон был нанесен газовому хозяйству: в зоне боевых действий было повреждено почти 1 тыс. распределительных газопроводов, разрушено 1,4 км газопроводов, один газонаполнительный пункт.
Значительный ущерб понесла угледобывающая промышленность. Из 93 государственных шахт региона только 24 работали в нормальном режиме, а еще 58 — в режиме жизнеобеспечения (вентиляция и водоотведение). Все это к осени 2016 г. привело к экологической катастрофе, связанной с затоплением прилегающих территорий и загрязнением подземных вод и питьевой воды. Прежде всего это касается шахт в районе Горловки и Енакиево — шахты 2-бис, где захоронены отходы бывшего Никитовского ртутного комбината, и “Юнком”. Оценить масштабы трагедии очень сложно, так как власти “молодых республик” не допускают в эти районы независимых наблюдателей.
Еще один характерный пример — судьба шахты “Октябрьская” в черте Донецка. Впервые она оказалась в эпицентре боевых действий 26 мая 2014 г., после чего снаряды на поселок и территорию шахты стали прилетать регулярно. Это привело к тому, что горняки отказались выходить на работу. В итоге шахта опустела, из-за отсутствия людей и электричества в перебитых линиях электропередач остановилась водооткачка. Выработки начало затапливать высоко стоящими грунтовыми водами. На сегодняшний день ее состояние неизвестно, но сообщений о возобновлении работы не поступало, да и вряд ли у властей “молодой республики” нашлись бы деньги и желание заниматься восстановлением.
Показательная информация приводится в документах, найденных во взломанной почте “министерства угля и энергетики ДНР” группой хакеров Falcons Flame и обнародованных небезызвестным международным агентством Inform Napalm. Из них следует, что в разной степени ликвидации в ОРДЛО находятся 51 шахта в Донецкой области и 36 — в Луганской. Закрытию подлежат шахты: им. Калинина, “Трудовская”, им. Абакумова, “Октябрьский рудник” (в Донецке), им. Ленина, “Бутовская”, “Чайкино”, им. Гаевого, им. Румянцева, им. Карла Маркса (в Горловке), “Булавинская”, “Ольховатская”, “Углегорская”, “Енакиевская”, “Полтавская” (в Енакиево), им. Ткачука в Шахтерске, “Волынская” и “Схидна” в Торезе, “Ударник” в Снежном. Более 30 тыс. шахтеров будут уволены.
Проблема доверия
Рассуждая о сроках реализации планов по восстановлению Донбасса, следует сделать важную оговорку, касающуюся разминирования территорий. После боев поля буквально нашпигованы неразорвавшимися боеприпасами, и на разминирование, по разным оценкам, необходимо несколько лет и немало денег. Поэтому вполне очевидно, что как минимум в 2017—2019 гг. Украине придется сосредоточиться на подконтрольной ей части Донбасса, где нет подобных угроз.
Согласно предварительной оценке, сделанной в июле 2014 г. тогдашним премьер-министром Арсением Яценюком, ущерб, нанесенный боевыми действиями инфраструктуре двух областей, составляет 8,1 млрд грн. С тех пор сумма, описывающая размер ущерба и, соответственно, размер средств, необходимых для восстановления, неоднократно повышалась. В июле 2016-го вице-премьер-министр — министр регионального развития, строительства и ЖКХ Геннадий Зубко сообщил, что “примерная стоимость восстановления инфраструктуры Донбасса, компаний и жилых домов составит до $15 млрд”. А в ноябре глава Донецкой ОВГА Павел Жебривский заявил о том, что на полное восстановление инфраструктуры Донбасса нужно более $20 млрд. Здесь также любопытно отметить, что, озвучивая суммы, украинские чиновники обычно не уточняют, идет речь о деоккупированных территориях или рассматривается весь Донбасс, который придется восстанавливать после завершения войны и деоккупации ОРДЛО. Таким образом, с наступлением ясности по этому вопрос, общая сумма запросов может расти и впредь.
Естественно, Украина никогда не сможет обеспечить подобный финансовый ресурс без помощи пула международных спонсоров. И хотя уже сегодня ничто не мешает активно восстанавливать инфраструктуру территорий, находящихся далеко от линии фронта, спонсоры пока только декларируют готовность помогать, а де-факто выделяются достаточно скромные суммы. Наученные горьким опытом многолетнего хищения украинскими чиновниками проектных денег, Европа, США и Япония выделяют их небольшими порциями под конкретные цели, прежде всего на восстановление конкретных учебных заведений и инфраструктурных объектов Славянска и Краматорска. В частности, в 2015 г. Япония предоставила Украине на восстановление Донбасса $4,2 млн. В июне 2014-го после встречи с Ангелой Меркель Петр Порошенко сообщил о готовности Германии выделить 500 млн евро на восстановление Донбасса. Однако масштабы помощи пока несравнимо скромнее: в июне 2016-го правительство Германии выделило 6 млн евро в рамках проекта гуманитарной помощи гражданским лицам, которые пострадали на востоке Украины. США в 2014-м выделили $7 млн и этим летом обещали выделить еще $23 млн.
Программа зависла
Понятно, что проблема не в нехватке свободных денег у партнеров Украины, а в отсутствии цивилизованного механизма контроля над их расходованием. Пока не заработало Агентство регионального развития, созданное под давлением международных организаций для контроля над выделяемыми средствами. На сегодняшний день созданы только руководящие органы, куда вошли представители Донецкой и Луганской военно-гражданских администраций, ПРООН, ЮНИСЕФ, представительства ЕС в Украине, ОБСЕ, Торгово-промышленной палаты и общественных организаций. По словам Павла Жебривского, на территории Донецкой области “агентство должно выполнять несколько функций. Первая — стать единственным заказчиком работ по восстановлению инфраструктуры. Вторая — контролировать подготовку проектно-сметной документации и экспертиз. Третья — обеспечить выполнение всех проектов через систему ProZorro и полный отчет использованных средств перед донорами. Кроме того, взять на себя функцию формирования индустриальных парков в Донецкой области и стажировку мелких предпринимателей и будущих лидеров объединенных общин за рубежом. Эти конкретные направления в результате должны способствовать демонополизации экономики региона”.
Упорядочить процесс призвана Государственная целевая программа возобновления и развития мира в восточных регионах Украины, концепцию которой правительство утвердило 31 августа. Ее разработчики выделили три ключевых направления финансирования:
— восстановление критической инфраструктуры и социальных услуг в сферах образования, охраны здоровья, социальной защиты, а также объектов энергетики, транспорта, водоснабжения и водоотвода;
— осуществление структурных изменений и предоставление поддержки микро-, малому и среднему бизнесу, расширение доступа к финансовым услугам в сфере кредитования и микрокредитования, создание новых рабочих мест;
— развитие гражданского общества в регионе путем восстановления мира и доверия среди граждан через организацию самодостаточных общин, восстановления доверия между гражданами, а также психологическая помощь населению.
Программу планируется финансировать за счет средств госбюджета, местных бюджетов и международной помощи. Потребность в средствах оценивается на уровне $1,26 млрд по первому направлению, $136 млн — по второму и $127 млн — по третьему.
На момент принятия концепции реализовывать программу предполагалось в 2017—2020 гг. Однако она до сих пор еще пишется. Ответственное за разработку документа Министерство по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц только 1 ноября “начало ознакомление с потребностями и возможностями восточных регионов относительно формирования проектов по восстановлению, которые будут финансироваться за счет целевых фондов партнеров”. А 7 ноября отчиталось об организации семинара в рамках подготовки проекта программы. Работа кипит...
Своими силами
Пока системная спонсорская помощь задерживается из-за отечественной бюрократии, Украина находит внутренние ресурсы на восстановительные работы. Здесь объемы обещанного и выделенного также отличаются, хотя и не столь значительно. В октябре 2015 г. Порошенко говорил, что “украинская власть сосредоточила более 10 млрд грн, которые может направить на восстановление инфраструктуры”. 9 июня 2016 г. президент подписал Закон Украины “О внесении изменения в подпункт 4 пункта 24 раздела VI “Заключительные и переходные положения” Бюджетного кодекса Украины”, согласно которому зависшие в Госказначействе деньги местных бюджетов городов Донбасса, превратившихся после оккупации в ОРДЛО, разрешено направить в местные бюджеты подконтрольных Украине территорий на восстановление инфраструктуры. Речь шла о сумме около 3,2 млрд грн. Порошенко и Жебривский один за другим озвучили направления расходования средств: ремонт и реконструкция 21 опорной школы, строительство и восстановление 23 амбулаторий и 29 детских садов, а также ремонт дорог, объектов водоснабжения и водоотведения и пр. В Донецкой и Луганской областях эти средства понемногу осваиваются, по словам Жебривского, соответствующие проекты будут финансироваться до весны 2017 г.
Естественно, в первую очередь местные власти занимаются восстановлением жилых домов. Причем стоит отметить, что госсредства выделяются исключительно на многоквартирные дома. Восстановление личных домовладений осуществляется за счет частных спонсоров, таких как зарубежные неправительственные гуманитарные организации Danish Refugee Council и “Каритас-Германия”.
Восстановление в ОРДЛО
Получая гуманитарную помощь от международных организаций и России в виде стройматериалов и имея практически бесплатную рабочую силу в виде посетителей центров занятости, ведут кое-какие восстановительные работы и оккупационные власти ОРДЛО. В частности, “власти ДНР” рассказывают о программе “2000 домов”, в рамках которой якобы завершено строительство 111 новых частных домов взамен разрушенных в Дебальцево, Углегорске, Иловайске, Зугрэсе и Шахтерске.
В самопровозглашенной ЛНР масштабы вдвое меньше: здесь действует программа “100 домов”, строительство ведется в населенных пунктах Новосветловка, Хрящеватое, Чернухино, Георгиевка.
По информации местных жителей, практически восстановлены все школы и детские сады на оккупированных территориях, поврежденные в ходе летних боев 2014 г.
Что касается промышленного сектора, то здесь наблюдается обратный процесс. Оккупационные власти продолжают “национализацию” предприятий с последующим демонтажем оборудования и вывозом его в Россию. А если рентабельность такой формы воровства слишком низкая, идет порезка на металлолом. В начале ноября со ссылкой на собственный информированный источник информационное агентство “Укринформ” сообщило о планах “руководства ДНР” осуществить демонтаж производственных мощностей одного из крупнейших предприятий Донецкого региона — горловского химического концерна “Стирол”. Причем во избежание акций протеста среди местного населения процесс ликвидации концерна держится в тайне, а ликвидационные бригады по демонтажу оборудования завозятся из Тореза, Снежного и Шахтерска.
Децентрализация как предтеча деоккупации
Для Украины возвращение контроля над оккупированными территориями Донбасса является делом принципа. После тысяч смертей сдача этих территорий будет однозначно расценена обществом как плевок в память каждого погибшего героя. Однако, вернув себе эти земли, Украина неизбежно вернет и проживающее на ней население.
Как центральной власти выстраивать наново отношения с местными общинами, может помочь опыт децентрализации. Она видится как проведение местных выборов в каждом отдельно взятом районе, а не в ОРДЛО в целом, как мечтает Кремль. В итоге такой процесс приведет к тому, что Киев сможет разговаривать напрямую по отдельности с Донецком, Луганском, Макеевкой, Горловкой, Харцызском и т. д. То есть никакого статуса (а тем более особого) эти территориальные общины иметь не будут.
Понятно, что новые власти отдельных районов Донетчины и Луганщины не будут проукраинскими, а по-прежнему станут прислушиваться к указаниям из Кремля. И здесь важным аргументом должны стать деньги на восстановление Донбасса, которые обещаны иностранными партнерами Украины. Можно сказать, тут кроется главный механизм деоккупации — распределять их будет Киев, а не Путин. То есть фактически военный рычаг давления на бывших сепаратистов будет частично заменен экономическим. Это будет некий “пряник”, который позволит “приучить” тех условно вменяемых представителей местных общин, которые придут на место плотницких с захарченко.
Михаил ЖИРОХОВ