Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Украинскому театру не хватает “клепки”

[08:00 27 марта 2012 года ] [ Комментарии, 27 марта 2012 ]

Отечественные театры выживают вопреки безразличию государства и меценатов.

Во вторник, 27 марта, театралы всего мира отмечают День театра. “Комментарии” в беседе с театральным критиком Олегом Вергелисом узнали о реалиях и перспективах украинского театрального искусства.

О современном украинском театре. Пациент скорее жив, но его окружает множество трупов. Однако многочисленные песни о его смерти преждевременны. Доказательство тому — заполненные залы и отдельные интересные работы режиссеров. Они, кстати, сегодня живут и развиваются по классической творческой системе: вопреки обстоятельствам, наперекор безразличию со стороны государства и постоянного отсутствия достаточного количества денег. Как, например, Леонардо да Винчи — он рисовал потому, что находился в состоянии постоянной борьбы с обстоятельствами и искал выход своей творческой энергии. Так и украинский театр.

О месте театра в современном обществе. Искусство театра в иерархии общественных ценностей сегодня сместилось, к сожалению, на последнее место. Во время перестройки и начала независимости театр звучал острее, он был на передовой позиции в обществе и сюжетами, и вызовами. Это была такая себе трибуна для высказывания общественной мысли. Сейчас театр — это место для душевного отдыха. Место ухода от той действительности, которую предлагает телевизор или политические реалии. Место, где ты ищешь чего-то живого: голос актера, эмоции, само действие — в театре все живое. Поэтому на многих спектаклях сегодня аншлаги, особенно в столице.

Об аншлагах. Если взять какую-то официальную статистику, то среди лидеров по количеству зрителей — Донецкий музыкально-драматический театр им. Артема, а также столичные Национальный академический театр русской драмы им. Леси Украинки и Национальный академический театр им. Ивана Франко. У театра русской драмы существует три сценические площадки, на которых каждые сутки идут спектакли, и практически ежедневно залы этих сцен наполнены до отказа. Или вот последняя премьера в театре Франко, в котором около тысячи посадочных мест: были проданы 99% билетов. Это аншлаг, не иначе.

О постановках классики. Ставить классику необходимо. Существуют вечные ценности и вечные тексты, которые показывают модели существования человека вне декораций. Такие тексты универсальны, понятны всем поколениям и временам.

Можно, например, заменить в “Гамлете” синод украинским парламентом или русской Госдумой — и ничего ведь не изменится. А было время, когда с корабля истории большевики, например, хотели выкинуть такие вечные тексты и попробовали переписать историю заново. И ничего у них не вышло.

Чего не хватает современному театру. Есть такая поговорка — “Людині бракує клепки, або був лад в родині”. Вот и нашему театру не хватает такой “клепки”. Основная проблема — нехватка доверия к самому себе и чрезмерная закрытость самих театров. Это вещи в себе, которые боятся пустить конкурента даже на порог, не приглашают новых режиссеров, а практически варятся в собственном соку.

Вот что нам нужно сделать, условно говоря: открыть окна и двери, и проветрить помещение. Чтобы развиваться, нам нужен дух соревнований. Не бывает в театральном искусстве развития без творческой конкуренции, без консенсусов и компромиссов. Нужно ощущать дыхание соперника в спину, стремиться обогнать его и перегнать. А большинство наших театров не хотят этого делать.

К примеру, в императорском театре XIX века в труппе было несколько первых актеров и первых актрис, чтобы они постоянно конкурировали между собой, чтобы был стимул развиваться. Иначе все может скиснуть.

Нам не хватает такой вот циркуляции крови и взаимопроникновения. Отсутствие коммуникации не дает возможности развиваться, искать и находить. Даже такой тоталитарный, в плане авторской режиссуры Юрия Любимова, театр как Театр на Таганке без зазрения совести приглашает режиссеров из других театров, чтобы ставить пьесы. В этом нет ничего страшного, наоборот, полезно. У нас такой широты взглядов практически нет. Лишь Богдан Ступка пошел таким путем — он не боится приглашать молодых режиссеров, чтобы раскрыть их потенциал.

О молодых режиссерах. У нас хватает личностей, которых может еще рано назвать гениями, но они очень интересны и перспективны. Например, Андрей Белоус — молодой и очень способный. Он очень серьезный, так любит работать с текстом, так в них “вгрызается” — не верится, что он живет в нашем времени. Также очень способный режиссер Алексей Лисовец, который снимает кино и театральными постановками занимается. Есть еще много молодых и перспективных — Приходько, например которого постоянно тянет в театральную мистерию. Но в Киеве он пока, кроме театра Франко, никому не нужен.

О портрете современного украинского зрителя. Если говорить о красках такого портрета, то где-то 70% — это гламурные и радужные оттенки. Ведь люди идут в театр искать впечатлений, эмоций, они ищут радости. Именно она — доминирующий цвет в портрете зрителя.

По социальному статусу он совершенно разный: много приезжих, а умных и дурных хватает в абсолютно разных прослойках общества. Если говорить о “специальном” зрителе, то есть об образованном, о таком, который осознанно идет на спектакль, который читает литературу и может отличить “Женитьбу” Гоголя от “Женитьбы” Бомарше, то таких в театрах не больше 20%.

О приезжих театрах. В Украине сложилась традиция медийной идентификации. То есть, больше всего продаются билеты на узнаваемые лица, которые чаще всего мелькают на телевидении. А поскольку отечественное телевидение чаще всего “питается” русской телепродукцией, то и приезжают к нам русские актеры русских театров.

К сожалению, театральные гастроли — очень затратная вещь: ведь кроме гонораров актерам, нужно потратиться на доставку декорации и вообще разный инструментарий. Поэтому без меценатской помощи или государственной программы не обойтись. А у нас ни бизнес, ни власть не хотят заниматься театрами.

В идеале, чтобы гастроли были доступными и разноплановыми, должна быть программа при Минкульте. У нас нет такого количества нефтедолларов, как в России, где без конца проходят всякие фестивали, где есть театральный промоушн. У нас же бизнес, как известно, погружен в оффшоры, а деньги на театры отдавать никто не хочет.

О гастролях отечественных театров за границей. Статистика не очень радостная. В основном за границу ездят маленькие театры, и то в те регионы, где много диаспоры.

Очень тепло и с интересом воспринимают аутентичный театр, ведь то, что можно увидеть у себя — театр абсурда и эпатажа, к примеру — это совсем не интересно. Так, спектакли по произведениям Марии Матиос, с которыми гастролировал театр из Ивано-Франковска в прошлом году, вызвал настоящий фурор в Канаде и Америке. Но у нас нет продюсеров и менеджеров — то есть тех людей, которые могли бы заниматься продвижением отечественного театра.

Какие премьеры стоит посмотреть. Киевский Театр на Подоле поставил две великие пьесы: Максима Горького “На дне” и Александра Вампилова “Прошлым летом в Чулимске”. Их нужно посмотреть всем, кто любит человечную и чувственную игру, причем успеть, пока театр не “выкинули” из помещения.

В театре Русской драмы появилась очень интересная актриса Анна Ворпаховская, которая играет в итальянской пьесе “Прощальное танго”. Она очень убедительна, жива и энергична в этой работе. Этот спектакль — два часа актерской радости.

В театре им. Франко поставили необычный музыкальный спектакль, построенный на основе украинских романсов — “Романсы ностальгия” на основе пьесы “Безымянная звезда”. Можно придираться к некоторым вокальным моментам, но сама форма и эта ностальгическая волна удивительна и изысканна

А на малой сцене театра Франко буквально несколько дней назад появилась маленькая премьера “Сон смешного человека”. Там играет актер Петр Панчук — очень интересный и самобытный, которого можно сравнить с Дмитрием Милютенко. Он очень серьезно играет Достоевского. К тому же, для этой пьесы выбрана очень удачная игривая режиссерская форма.

Ольга МОСКАЛЕНКО

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.