Восприятие проекта “Турецкий поток” зависит сегодня от позиции наблюдателя. Те, кто всерьез воспринимает заявления российских чиновников, могут подумать, что разрекламированный газопровод через Черное море вот-вот начнут сооружать. Осенью российский президент встретится с турецким, и все решится, к взаимному удовлетворению. Министерство энергетики утверждает, что передало в Анкару проект межправительственного соглашения по проекту, а министр Александр Новак поясняет, что строительство не начинается только потому, что соглашение еще ждет подписания.
Наблюдатель, ориентирующийся не на слова, а на события, придет совершенно к иному выводу. Президент Путин вдруг объявляет, опровергая прежние заверения своего подчиненного — главы “Газпрома” Алексея Миллера, что Россия не прекратит транзит газа через Украину даже после 2019 года, когда истечет срок нынешнего соглашения о транзите. Выходит, “Турецкий поток” не выполнит своей политической цели и не лишит украинцев доходов от прокачки российского газа на Запад?
Дальше — больше. В ноябре прошлого года “Газпром” арендовал у итальянцев второй в мире по мощности плавучий кран Saipem 7000 для строительства подводной части “Южного потока”, который в декабре превратился в “Турецкий поток”. Аренда гигантского сооружения обошлась в миллионы долларов, хотя вплоть до конца июля этого года кран стоял на рейде Бургаса, лишь изредка покидая болгарские воды на милю-другую по служебной надобности.
Сейчас кран в Средиземном море идет полным ходом в Роттердам, поскольку газпромовцы аннулировали контракт на аренду и теперь подсчитывают потраченные впустую деньги. Прокладывать российские газовые трубы в Черном море некому — да и высококачественные трубы эти, закупленные заранее, лежат мертвым грузом на берегу в Бургасе и Варне. “Газпром” фактически перевел проект из стадии осуществления в стадию подготовки.
Время для “Турецкого потока” двинулось вспять. Дошло до неслыханного: “Газпром” решил частично свернуть работу по строительству этой трассы на территории России, лишив солидной части ожидаемых прибылей старых знакомых — подрядчиков из числа лиц, приближенных к руководству страны, таких как Геннадий Тимченко и Аркадий Ротенберг. А ведь смета на внутренний так называемый “Южный газовый коридор” оценивалась почти в $24 млрд. Покуситься на интересы привилегированных трубостроителей можно было только по чрезвычайным причинам, то есть когда даже в Кремле стало ясно, что никакого газового маршрута через Черное море не будет вообще.
На фоне происходящего потуги чиновников представить усопший проект как живой выглядят, мягко говоря, неубедительно. По словам министра энергетики, переданный туркам проект межправительственного соглашения касается только одной ветки газопровода из запланированных четырех. Москва предлагает Анкаре морской маршрут поставок газа, чтобы заменить нынешний сухопутный украинский, отложив на неопределенный срок идею взять Украину в клещи “Северным потоком” на Балтике и “Турецким потоком” на юге, и переключить европейских потребителей на новые обходные трассы.
Что касается этих потребителей, то они вовсе не горят желанием создавать новую газотранспортную инфраструктуру, чтобы получать российский газ через Турцию или Грецию. Привычный маршрут через Украину для них и короче, и дешевле, и удобней.
Все выглядит так, будто межправительственное соглашение, пусть и в урезанном виде — привычная уловка бюрократов, демонстрирующих усердие своему боссу. Такие соглашения, где обычно фиксируется только согласие сторон всячески содействовать проекту, часто прикрывают отсутствие реального прогресса, который может быть достигнут через другие документы, то есть согласование инженерных изысканий, оценки воздействия на окружающую среду, порядок землеотвода, выбор подрядчиков, схемы финансирования, взаимные материальные обязательства, контракты и так далее. Ничего этого пока нет. “Газпром” лишь получил согласие турецкой стороны на инженерные изыскания вдоль подводного участка трассы, и все.
Чтобы показать мнимый прогресс на мнимых переговорах, Александр Новак объявил, что с турками достигнута договоренность о скидке к цене российского газа. Вот только скидка эта уже была согласована минувшей зимой, а не сейчас, и на нынешнее состояние “Турецкого потока” никак не влияет.
Пока “Газпром” отказывается от услуг судов-трубоукладчиков, сворачивает часть работ на “Южном газовом коридоре” и нанимает аудитора для подсчета убытков от “Турецкого потока”, верить чиновничьему оптимизму нельзя. Дело идет не к строительству, а к отказу от проекта или к прокладке одной трубы исключительно для нужд Турции, которая согласится на это лишь на условиях новых скидок в цене. Заведомо политизированное начинание бесславно проваливается.
Михаил КРУТИХИН, партнер консалтингового агентства RusEnergy
Что скажете, Аноним?
[07:24 02 ноября]
[23:37 01 ноября]
[22:16 01 ноября]
13:30 02 ноября
13:00 02 ноября
12:30 02 ноября
12:00 02 ноября
11:30 02 ноября
11:00 02 ноября
10:30 02 ноября
09:30 02 ноября
09:00 02 ноября
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
[09:45 17 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.