Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Треугольник “ЕС—Украина—Россия” и будущее Восточной Европы

[14:13 03 октября 2011 года ] [ Зеркало недели, № 35, 30 сентября 2011 ]

На конец сентября 2011-го отношения между Россией, Украиной и Европейским Союзом находятся в режиме ожидания.

Украина стоит перед выбором из нескольких возможностей и еще не приняла окончательного решения, по какому пути ей пойти — ассоциации с ЕС, вступления в Таможенный союз под предводительством России или продолжения т.н. политики многовекторности.

Украина, РФ и ЕС на перепутье

Ни европейские или российские лидеры, ни, кажется, даже украинское руководство пока не представляют, в каком именно направлении Украина будет развивать свои внешние отношения в ближайшем будущем. Правда, украинский президент Виктор Янукович неоднократно заявлял, что намерен продолжать политику своих предшественников наискорейшего сближения Украины с Евросоюзом. Но некоторые украинские внутриполитические события поставили под вопрос саму осуществимость данной цели, если не искренность европейских устремлений нынешней украинской власти в принципе. Несмотря на десятки публичных заявлений об углублении отношений с Европейским Союзом, создается впечатление, что украинское руководство не вполне отдает себе отчет в том, какие предварительные условия оно должно выполнить и с какими последствиями ему придется столкнуться в случае подписания и особенно в процессе последующей ратификации Соглашения об ассоциации с ЕС.

Хотя стоит добавить, что не менее поразительная неясность так же проявляется в позициях как России, так и ЕС. Москва столкнулась с дилеммой выбора между очевидной стратегической целью завлечь Украину в некие новые особые отношения или даже союз — с одной стороны, и своими краткосрочными экономическими интересами — с другой. Газовое соглашение, подписанное в результате переговоров тогдашнего премьер-министра Украины Юлии Тимошенко с Владимиром Путиным в январе 2009 года, согласовывается с сегодняшними российскими экономическими интересами. Но в результате этого соглашения, заключенного тогда Киевом под давлением Кремля и Брюсселя, цена на газ, выплачиваемая на данный момент Украиной, даже после уступок, сделанных вследствие Харьковских соглашений, превышает цену, которую платит за газ России, к примеру, Германия. Вследствие такой политики Кремль отторгает не только тот относительно пророссийский слой элиты, что находится сейчас при власти в Украине, но и поддерживающее тесные российско-украинские связи большинство населения Восточной и Южной Украины.

Брюссель, в свою очередь, в последнее время сделал развитие отношений с Киевом одним из приоритетов своей внешней политики, признав таким образом геополитическую важность дальнейшего развития Украины. Однако отвечающие за внешнюю политику органы ЕС вслед за некоторыми европейскими столицами, как и раньше, отказываются предоставить Украине — даже ни к чему не обязывающую и долгосрочную — перспективу членства в Союзе. Более того, эта политика Совета и Комиссии ЕС пренебрегает волей Европейского парламента, выраженной в его резолюции от 25 февраля 2010 года относительно возможного будущего украинского вступления в ЕС. Подобная стратегия Союза также противоречит выводам современной политологии, признающей “пряник” как перспективу членства (а не только постоянный “кнут” в виде угроз о сокращении сотрудничества) — ключевой предпосылкой для успешной “европеизации” посттоталитарной страны в переходном состоянии.

Всем трем международным актерам — России, ЕС и Украине — в конечном счете придется определиться относительно истинных целей и ключевых стратегий своей будущей внешней политики в Восточной Европе. И это должно произойти уже в скором времени, так как подходят к завершению переговоры об ассоциации и зоне свободной торговли между Украиной и ЕС. Подписание этих соглашений, особенно последующий процесс их ратификации в Европар­ламенте и законодательных органах государств—членов ЕС, вероятно, привлекут общественное внимание к отношениям Брюсселя, Киева и Москвы.

“Северный поток” как фактор отношений между восточными славянами

Главным очевидным эффектом от запуска газопровода “Северный поток” станет разбалансировка отношений России с Украиной и Беларусью. На сегодняшний день существует определенное равновесие экономических сил между Москвой, с одной стороны, и Киевом и Минском — с другой. В то время как Беларусь и Украина зависят от поставок российского газа, России необходимы бесперебойно функционирующие газопроводы, проходящие через территории двух “братских народов”.

Появление новой транспортной магистрали — введение в действие “Северного потока” — вряд ли повлечет за собой немедленный конфликт. Тем не менее для Кремля станет большим искушением использовать этот новый экономический рычаг для “перезагрузки” своих отношений с двумя бывшими советскими республиками. Остается только надеяться, что российские лидеры осознают уже упомянутую выше двойственность такого подхода. Непосредственные козыри, которые Россия может получить от использования “Северного потока”, в политических целях могут показаться значительными. Долгосрочные же эффекты от давления на новые экономические рычаги будут такими же неоднозначными, как и в случае “удачных” российских переговоров о газовом соглашении в январе 2009-го. Сегодня в результате завышения цены на газ для Украины украинские пророссийские элиты и граждане переживают крушение собственных иллюзий относительно дружбы с Россией. Если Россия еще больше увеличит давление на Украину, соответственно увеличится и разочарование потенциальных друзей России в Украине.

Конфронтация или содружество в Северной Евразии?

Отношения между Брюсселем, Москвой и Киевом будут и далее усложняться в результате, с одной стороны, большого количества различных новых инициатив Европейского Союза в Восточной Европе, с другой — из-за продолжающегося стремления России укрепить некую новую зону своего влияния в Северной Евразии. Осложнение отношений уже произошло из-за “Восточного партнерства”, появление которого поставило под вопрос московские притязания на гегемонию на постсоветском восточноевропейском и южнокавказском пространствах. Ввиду того, что Россия демонстративно дистанцируется от этой инициативы, каждый дальнейший шаг в направлении сближения между странами “Восточного партнерства” может привести к конфликту между Брюсселем и Москвой.

Теперь появился еще один источник раздражения Кремля. Соглашение об углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли, если оно будет подписано и ратифицировано, станет наибольшим международным договором, когда-либо заключенным как ЕС, так и Украиной. Если Россия параллельно не будет вести политику сближения с ЕС, европейско-украинское соглашение об ассоциации и свободной торговле не только приведет к отдалению Украины от евразийского торгового пространства, где доминирует Россия. Политическая ассоциация и свободная торговля, а также введение безвизового режима рано или поздно вызовут т.н. эффекты перетекания (spill-over effects) в обществах и Украины, и стран ЕС. Вполне возможно, что успешная ратификация этих соглашений и их последовательное воплощение создадут совершенно новые критерии для оценки места Украины в Европе уже через десять лет. Если все текущие проекты между Киевом и Брюсселем будут успешно имплементированы в последующие годы, членство Украины не только в ЕС, но и в НАТО вполне может снова появиться на повестке дня европейской политики.

Совет для российского руководства, исходя из этого прогноза, будет заключаться в необходимости интенсификации Россией отношений с ЕС и пересмотра ее позиций по отношению к НАТО. Ни одна из упомянутых выше возможностей развития отношений Украины с ЕС не станет проблематичной, если Россия вступит в ВТО, введет безвизовый режим со странами ЕС, вновь начнет тесно сотрудничать с НАТО, выведет свои отношения с Евросоюзом на новый уровень и, наконец, начнет новый виток внутренней демократизации. В случае осуществления подобной схемы действий в последующие годы Россия сможет интерпретировать планомерную интеграцию Украины в западные структуры как процесс, который одновременно приведет и к более близкому российско-западному сотрудничеству. Украина не должна становиться политическим, дипломатическим и культурным полем боя для новой “большой игры” между Россией и Западом в Восточной Европе. Наоборот, последовательное включение Украины в западные институты должно рассматриваться всеми тремя сторонами — Киевом, Брюсселем и Москвой — как неотъемлемая часть создания новой общеевропейской системы безопасности, открытого торгового пространства и зоны свободного перемещения, а также — со временем — нового трансконтинентального содружества демократических ценностей на северном полушарии.

Андреас УМЛАНД

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.