Со времени победы Революции достоинства украинское общество пытается осуществить радикальную реструктуризацию своей экономики, управления, судопроизводства, здравоохранения, образования и культурного ландшафта. Реформы проводятся при активном участии гражданского общества Украины и западной диаспоры, а также при существенной поддержке из-за рубежа.
Менее чем за два года был принят целый ряд потенциально важных законов: о люстрации, о борьбе с коррупцией, о государственных закупках, о финансировании партий, о реорганизации государственного управления, о реформе высшего образования, о формировании новой полиции, о создании общественного телерадиовещания. Учреждаются четыре новые службы, которые будут заниматься исключительно борьбой с коррупцией в различных сферах.
Несмотря на столь впечатляющее начало, реформационный процесс в Украине, однако, до сих пор не достиг существенного прогресса.
Причины пробуксовки реформ
Основными причинами вялого проведения реформ являются масштабность и сложные обстоятельства этого процесса. Варшавский Центр восточноевропейских исследований оценил специфические вызовы реформации Украины следующим образом:
“Украинская модернизация является беспрецедентной на постсоветском пространстве, учитывая размеры страны и масштабы существующих проблем. Украина сталкивается с проблемой необходимости реформирования почти всех ключевых областей своей государственной системы. Контекст, в котором проводятся реформы — война России с Украиной, направленная на предотвращение успеха ее модернизации, а также глубокий экономический кризис в стране — крайне невыгоден для Украины”.
Однако западные аналитики нередко упускают эти последние аспекты из внимания. Это связано с тем, что до недавнего времени Украина была для Запада неким белым пятном на карте мира — своего рода terra incognita Европы.
Поскольку постсоветское пространство в последние 25 лет считается в целом неспокойным, многие западные наблюдатели только частично распознают специфику постреволюционной ситуации в сегодняшней Украине.
Вследствие длительного вакуума знаний и дискуссий об этой стране, от некоторых западных комментаторов и консультантов остается скрытой историческая необычность важных аспектов одновременно протекающих процессов, а именно:
радикальность, если не революционность общественных преобразований;
многовекторность и губительность “гибридной войны” Москвы против Киева;
глубина постреволюционного социально-экономического кризиса в Украине.
Вне всякого сомнения, без непрерывной и многомерной российской “гибридной войны” против Украины и ее различных социальных и экономических последствий Украина осуществляла бы свое реформирование последних двух лет гораздо успешнее. Соответственно, иной была бы и общая экономическая ситуация.
Даже компетентные западные комментарии в отношении последних достижений в реформировании послереволюционной Украины окрашены в пессимистичные или саркастические тона. Такая чрезмерно острая реакция отражает как очевидные неудачи в процессе реформ, так и нереалистичные ожидания в отношении реальных возможностей политиков и партий.
Общеевропейское значение украинского реформационного проекта
К началу 2016 года внимание международного сообщества к Украине снова снизилось вследствие уменьшения боевых действий на востоке страны и возникновения новых вызовов для ЕС. В то же время международное терпение к медлительному процессу реформ в Украине постепенно иссякает.
Представители как ЕС, так и США беспрерывно обращаются к киевским элитам с призывами ускорить реформы и соответствующий законодательный процесс, касательно, например, децентрализации.
Между строк снова чувствуется так называемое Ukraine fatigue — ”усталость от Украины”.
Даже если скептические оценки обоснованны, все же нельзя судить о сегодняшней Украине и ее развитии лишь по моментальным снимкам и в свете конкурирующих тем западной повестки дня.
Только с помощью исторически чувствительной интерпретации текущей постреволюционной фазы в специфическом контексте развития украинского государства с 1991 года, а также его постимперских и постколониальных сложностей можно понять, насколько велики современные украинские вызовы и какое значение украинские реформы имеют в международном масштабе.
С момента распада Советского Союза в Украине в ходе трех “постсоветских моментов” (т.е. восстаний 1990-1991, 2004 и 2013-2014 годов.) произошел процесс, который поднял современную политическую систему Украины на качественно новый уровень демократизации.
В некотором смысле жесткая реакция Владимира Путина на события в Киеве с февраля 2014 года и иллюстрирует ту значительную угрозу, которую представляет собой это новое качество политического плюрализма в Украине для всех авторитарных режимов на постсоветском пространстве и в первую очередь — для российского.
Неизбежный упадок оставшихся постсоветских автократий рано или поздно будет сопровождаться насилием и нестабильностью, масштабы которых могут намного превзойти ту конфликтность, которая проявилось в более постепенном политическом переходе в Украине.
Именно поэтому встречающееся у многих западных политиков и дипломатов
ошибочное сочетание стремления к стабильности и негативного восприятия хаотичных политических изменений в т.н. “режимах открытого доступа” не только этически сомнительно, но и политически непродуктивно.
Поддержка украинских реформ — не просто вопрос морального авторитета ЕС в мире или идеалистически понятого спасения “европейского проекта”.
Безопасность и стабильность, которые в первую очередь надеются получить стратеги ЕС от своей политики соседства, будут гарантированы только в случае, если эта политика сумеет возвыситься над существующим статус-кво.
Выводы: Что нужно Украине?
Постоянное международное давление на украинское правительство, которого настоятельно требуют от Запада представители гражданского общества Украины, в свете вышеуказанных дилемм — оправдано и важно.
Эффективные реформаторы до сих пор в меньшинстве в высших эшелонах киевской власти. Сегодня им противостоят две влиятельные группы, которые эксплуатируют чрезвычайное положение войны на Донбассе в своих целях.
Так, украинские реформаторы сталкиваются с принципиально антиреформаторскими представителями старого режима (олигархами, продажными политиками, коррумпированными чиновниками), которые известны и опасны в качестве противника преобразований.
Но в стране также образовалась новая неофициальная “партия власти”, члены которой позиционируют себя как реформаторов.
Этой группе политиков и чиновников, которые еще в 2014 году были ориентированы на проведение реформ, уже не хватает желания делать дальнейшие и более радикальные шаги по реформированию, так как они тем самым рискуют потерять недавно приобретенный доступ к привилегиям, власти и статусу, а в некоторых случаях и к каналам обогащения.
Поэтому в будущем потребуется еще более тесное сотрудничество украинских реформаторов и зарубежных друзей Украины.
Этот частично уже существующий альянс включает, с украинской стороны, некоррумпированных политиков, заслуживающих доверия чиновников, представителей НПО, экспертов-аналитиков и неподкупных СМИ, а со стороны Запада — международных доноров, проукраинские правительства ЕС, международные НПО и специализированные аналитические центры.
Только в случае их совместных и тщательно скоординированных действий эта коалиция будет иметь достаточный противовес частым задержкам или фальсификациям, инициированным противниками реформ, и гарантировать устойчивые преобразования.
Поскольку Украина слишком слаба в военном и экономическом отношениях, Запад также должен гарантировать суверенитет и функционирование украинского государства на своей территории.
Это означает, что территориальный конфликт на Донбассе должен быть нейтрализован (т.е. должны быть выполнены Минские соглашения), либо, по крайней мере, он должен быть заморожен настолько, чтобы больше не препятствовать развитию остальных частей Украины.
Не менее важно также мотивировать Кремль прекратить и различные невоенные меры его “гибридной войны” против Украины (торговые санкции, кибератаки, тайные спецоперации, пропагандистские кампании) и принять своего соседа в качестве отдельного и суверенного государства.
Остановка российских подрывных действий важна не только для Донбасса, но и для всей Украины.
Если Кремль не будет вынужден остановить свои действия, помощь Запада, уже исчисляемая миллиардами долларов, может оказаться безрезультатной.
Андреас УМЛАНД, сотрудник Института евроатлантического сотрудничества в Киеве, Андре ХЭРТЕЛЬ, доцент кафедры политологии Киево-Могилянской академии
Что скажете, Аноним?
[19:48 05 ноября]
Інтерв’ю із заступником глави місії МВФ в Україні Тревором Лессардом
[11:11 05 ноября]
18:50 05 ноября
18:00 05 ноября
17:50 05 ноября
17:30 05 ноября
17:15 05 ноября
17:00 05 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.