Ведь они должны обеспечивать национальную безопасность. Но вместо этого, стратегически важные объекты, даже в такой критической ситуации, как нынешняя, часто используются в интересах олигархов, прибравших их к рукам. Иногда монопольное положение этих отраслей олигархи нагло используют для давления и шантажа государства и общества. Наконец, попав в руки террористов, стратегически важные объекты и отрасли могут быть использованы вражеской стороной для нанесения урона силовым структурам, государству и обществу.
Понимание того, что с подобными явлениями нужно что-то делать, похоже, начало приходить к нынешней власти. Именно этим можно объяснить тот факт, что в парламенте на стадии второго чтения находится проект закона “О противодействии сепаратизму”. Документ предусматривает ликвидацию компаний, политических партий и общественных организаций, которые были уличены в сепаратистской деятельности, а также уголовное преследование и конфискацию имущества граждан, которые помогали боевикам.
Но принятие такого закона не решает проблему в корне, поскольку стратегически важные с точки зрения национальной безопасности предприятия обслуживают интересы кого угодно, но только не государства и общества. Целые отрасли либо приватизированы напрямую, либо ключевые должности в них приватизированы олигархическими кланами.
Похождения бравого олигарха Коломойского
Ярким примером приватизации государственных должностей служит скандал вокруг выкачки технологической нефти из трубопроводов. Этим фактом, наконец, заинтересовалась Генеральная прокуратура. По сути произошло воровство из государственных трубопроводов государственной же технологической нефти в пользу частных структур, которые связывают с одним миллиардером, а ныне высокопоставленным чиновником.
О том, группа Приват, лидером которой считается олигарх Коломойский, намерена совершить подобное деяние, СМИ сообщали задолго до выкачки. И только после того, как стало известно, что, по словам Генпрокурора Виталия Яремы, выкачано 606 тысяч тонн сырья, правоохранители озаботились проблемой.
Нефть была в государственных трубопроводах, находящихся в управлении публичного акционерного общества (ПАО) “Укртранснафта”. Это ПАО также является на 100% государственным, поскольку его единственный акционер — это Национальная акционерная компания (НАК) “Нафтогаз Украины”, являющаяся, в свою очередь, тоже на 100% государственной.
Выкачка технологической нефти грозит, как минимум, двумя непоправимыми проблемами. Во-первых, оставшись без наполнения, трубы быстро придут в негодность, а идеи по их заполнению то ли специальными жидкостями, то ли даже просто водой не выдерживают критики. Во-вторых, в трубопроводах находятся миллионы тонн нефти, и если появится возможность возобновить работу, в значительной мере, простаивающих нефтепроводов, потребуются огромные средства для их заполнения технологической нефтью. Кроме того, технологическая нефть является своего рода стратегическим государственным резервом.
Как же получилось, что государственную нефть из государственной трубы начали выкачивать явно во вред государственным интересам? И в чьих интересах это было сделано? Ответ на эти вопросы долго искать не надо, если вспомнить, что после революции на должность главы “Укртранснафты” был пролоббирован Александр Лазорко. Его обоснованно связывают с группой Приват Коломойского, поскольку ранее он руководил Дрогобычским и Надворнянским нефтеперерабатывающими заводами (НПЗ), входящими в группу Приват.
То, что выкачка технологической нефти производилась в интересах Привата, видно уже хотя бы из того, куда пошло сырье. Кроме хранилищ самого ПАО “Укртранснафта”, нефть откачивалась в емкости Кременчугского НПЗ (ПАО “Укртатнафта”, Полтавская обл.), Дрогобычского НПЗ (НПК “Галичина”, Львовская обл.), и Надвирнянского НПЗ (ПАО “Нафтохимик Прикарпаття”, Ивано-Франковская обл.). Все эти предприятия либо контролируются Приватом, как Кременчугский НПЗ, либо находятся в собственности преимущественно оффшорных структур, которые связывают с Приватом. В довершение всего, нефть выкачивалась по старым “смешным” балансовым ценам, которые значительно ниже действующих ныне рыночных цен на сырье.
О похождениях группы Приват и Коломойского в стратегически важной, особенно в нынешнее военное время, нефтегазовой отрасли сказано уже даже слишком много, но кое-что кратко следует напомнить, так сказать, для полноты картины.
ПАО “Укрнафта” имеет для страны несомненно стратегическое значение и несомненно должно полностью контролироваться государством, особенно, повторим, в столь критическое военное время. Годовые объемы нефтедобычи компанией оставляют более 2,2 млн тонн, или 68% отечественного производства нефти и газового конденсата. Добыча газа составляет около 2,2 млрд кубометров в год, или 11% отечественной добычи. Это крупнейшая вертикально-интегрированная нефтяная компания, содержащая в своем составе геологоразведку, буровые и добывающие структуры, нефтепереработку и розничную торговлю в количестве 563 автозаправочных станций.
Кто и зачем в начале 2000-х годов запустил в эту важнейшую для национальной безопасности сферу приватных дельцов в лице все тех же структур, связываемых с Приватом, — это отдельный вопрос. Отметим лишь, что коррупцией здесь несет за версту. Правда, формально ПАО считается подконтрольным государству в лице НАК “Нафтогаз Украины”, которая владеет 50%+1 акцией.
Но реально, как известно, “Укрнафтой” и, соответственно, львиной долей отечественной нефтяной отрасли “рулит” менеджмент Привата. В результате, вот уже много лет не проводится собрание акционеров, государство не получает положенные ему как акционеру дивиденды, исчисляемые в миллиардах гривен, отечественная качественная нефть продается структурам того же Привата по заниженным коррупционным путем ценам, а газ отечественной добычи по низкой цене идет в коммерческие структуры, чаще всего приватовские, хотя, по закону, должен идти в ЖКХ. Глядя на это, государственные чиновники обнаруживают совершеннейшее “непротивление злу”, а суды принимают сторону Привата, и от всего этого опять-таки разит коррупцией в особо крупных размерах.
С одной стороны, Коломойского и компанию нельзя обвинить в сепаратизме и терроризме. Наоборот, этот олигархический клан снискал славу самого патриотичного. Но с другой стороны, патриотизм Привата оканчивается там, где начинаются его шкурные интересы, что недавно было наглядно продемонстрировано. Напомним, что когда правительство Яценюка едва ли не впервые решило заставить олигархов заплатить за войну и экономический кризис не только рядовых граждан, но и олигархов, путем повышения рентных платежей за пользование недрами, прежде всего, в нефтегазовой отрасли, парламентское лобби Коломойского сорвало голосование соответствующих законопроектов, а контролируемые Приватом АЗС по всей стране в количестве свыше 1000 вдруг объявили всеобщий “переучет”, оказывая таким образом давление на правительство до тех пора, пока власть и Приват не “сторговались”. И все это, опять подчеркнем, во время войны и уборочной кампании.
Но, как говорится, не Коломойским единым…
Алё, террористы на связи!..
В 2012-2013 годах через незамысловатую двухходовку с использованием подставной австрийской фирмы “Укртелеком” перестал быть государственным и стал собственностью коммерческих структур, которые связывают с олигархом Ахметовым. В результате, Украина лишилась не только национального оператора и государственной телекоммуникационной сети как таковой, но — что крайне опасно! — утратила телекоммуникационную сеть специального назначения, необходимую для обеспечения вопросов национальной безопасности на случай войны, стихийных бедствий и т.д.
В частности, “Укртелеком” теперь не обеспечивает работоспособность оставшейся с советских времен системы оповещения на случай войны, природных бедствий и техногенных катастроф. Новых систем создано не было, да и никому это не надо, хотя подобные системы могут сохранить жизни очень многим гражданам путем своевременного информирования населения.
Что же касается телекоммуникационной сети специального назначения, то здесь также налицо преступная халатность, а вполне возможно, и злой умысел, демонстрируемый коррумпированными чиновниками, нарушающими правительственные нормативные требования. Ведь при приватизации “Укртелекома” были установлены определенные “особые условия”. В распоряжении Кабмина от 12 октября 2010 года № 1948-р “О согласовании условий проведения конкурса по продаже пакета акций ОАО “Укртелеком” содержался специальный пункт о создании и бесплатной передаче покупателем выделенной телекоммуникационной сети специального назначения в государственную собственность. Но до последнего времени сеть передана государству не была, а находилась как в аренде у коммерческих структур, принося дельцам немалый доход. В результате государство не имеет монопольно контролируемой правительственной связи и надежно закрытых телекоммуникационных каналов для военных и правоохранительных структур. Фактически государство, включая силовиков, являются такими же клиентами “частной лавочки” под названием “Укртелеком”, как и террористическая группировка, использующая те же каналы связи, что и силовики, борющиеся с террористами. В связи с этим напомним о весьма неоднозначной репутации Ахметова и его структур в вопросе их возможной причастности к “донецко-луганским республикам”.
Только недавно в связи с войной на Донбассе правительство, наконец, обеспокоилось судьбой выделенной телекоммуникационной сети специального назначения, находящейся в составе “Укртелекома” и подготовила соответствующий документ, который предписывает выполнить-таки указанное распоряжение Кабмина и условия продажи пакета акций “Укртелекома”, а именно бесплатно передать в государственную собственность указанную сеть. О результатах этих телодвижений общественности пока ничего неизвестно, и вполне возможно, что в стране стало больше еще на одну нормативную “бумажку”, которую никто не выполняет.
А в это время команды силовиков по борьбе с наемниками могут передаваться едва ли не одном канале связи с информационным обменом самих наемников, да еще в условиях тотальной коррупции, когда за небольшую сумму купленный клерк “Укртелекома” может сливать информацию каким-нибудь “гиркиным” и “бесам”.
В целом, в сфере телекоммуникаций государственные органы и силовые структуры в Украине катастрофически зависят от приватных структур, которые часто имеют иностранное происхождение и управляются из-за рубежа. Отказаться от их услуг невозможно, поскольку полностью отечественных и государственных систем просто не существует. Доходит до того, что команды войскам отдаются по незащищенным каналам связи мобильных операторов МТС и Киевстар, имеющим, как известно, российские корни. Полной глупостью или спланированным преступлением была продажа мобильного оператора УМС российской МТС вместо того, чтобы выкупить его и сделать полностью государственным на базе государственного же “Укртелекома”.
Донецкая железнодорожно-олигархическая республика?
Еще одной стратегически важной отраслью, несомненно, является транспорт, прежде всего, железнодорожный. Но и здесь государство неуклонно утрачивает влияние на сферу, играющую важнейшее значение для национальной безопасности.
Пока идет война с так называемыми донецко-луганскими народными республиками, объявленными террористическими организациями, еще одна такая “республика” давно сформировалась на железной дороге и паразитирует на “Укрзалізниці”, обескровливая стратегически важную транспортную отрасль.
Следует отметить, что регулярные заявления разного рода государственных и железнодорожных чиновников о крайней убыточности железнодорожных перевозок являются, мягко говоря, не слишком правдивыми. Убыточны только пассажирские перевозки, хотя и здесь не все однозначно. Зато грузовые перевозки более чем прибыльны и способны с лихвой не только закрывать бреши “пассажирских убытков”, но и давать устойчивую прибыль. Что, собственно, и происходило. Если в 2006 году операционная прибыль “Укрзалізниці” составляла 1,2 млрд грн., то к 2011 году она выросла до 6 млрд грн, прежде всего, по причине роста тарифов на грузовые перевозки.
Но к власти пришел Янукович, и в 2013 году прибыль опять сократились до 2,2 млрд грн, то есть примерно до уровня 2008 года. Зато резко пошли в гору барыши у частного оператора грузовых вагонов “Лемтранс”, у которого в настоящий момент находятся в эксплуатации 12 тысяч вагонов или половина всех частных грузовых вагонов в стране. Падение прибыли “Укрзалізниці” и ее рост у “Лемтранса” весьма просто объясняется тем, что грузопоток отбирается у государственного монополиста в пользу “частной лавочки”.
Фирму “Лемтранс” связывают, с одной стороны, с олигархом Ахметовым, а с другой стороны, с так называемой Семьей Януковича.
Обращают на себя внимание два вопроса. Во-первых, “Укрзалізниця” теряет огромные средства, необходимые на содержание и развитие железнодорожной инфраструктуры — путевого и энергетического хозяйства, локомотивного парка, зданий и сооружений, прочего. В результате стратегически важная сфера приходит в упадок.
А во-вторых, если в деле замешана Семья, то прибыли “частной железнодорожной лавочки” могут использоваться на финансирование войны против Украины на Донбассе…
Танцы на граблях
Казалось бы, нынешняя власть в условиях войны и внешней агрессии должна озаботиться проблемой возврата государству контроля над стратегически важными предприятиями и отраслями, а иначе их могут взять под контроль террористы и агрессор. Но власть продолжает исполнять “танец на граблях”. Недавно правительство объявило о масштабной приватизации остатков государственной собственности. Среди объектов, которые планируются к распродаже, значатся стратегически важные.
В частности, предполагается продажа блокирующих 25%-х государственных пакетов акций ряда облэнерго и облгазов, а также оставшихся у государства тепловых электрогенерирующих мощностей, что ставит под угрозу энергобезопасность народного хозяйства и граждан. Правда, государство в лице чиновников уже давно этими пакетами ничего не “блокировало”, и олигархи, прибравшие их к рукам, чувствовали себя свободно. Но ведь если пресечь коррупцию, то наличие блокирующих пакетов позволит встать на защиту интересов государства и граждан.
Не меньше вопросов вызывают планы продать упомянутый выше государственный пакет акций ПАО “Укрнафта”. Можно быть почти полностью уверенным, что корпоративные права купят структуры группы “Приват”, получив, таким образом, окончательный контроль над нефтяной отраслью Украины.
Не меньше вопросов вызывают планы по продаже ПАО “Укргазодобыча”, ежегодно добывающего более 15 млрд кубов из примерно 20 млрд кубов газа отечественной добычи. Следует отметить, что “Укргазодобыча” является едва ли не важнейшим элементом, позволяющим обеспечивать хоть какую-то энгергонезависимость страны.
Подобные планы, мягко говоря, удивляют, равно как и заявления чиновников о том, что подобная распродажа якобы позволит пополнить бюджет на 30 млрд грн. В то же время, война и экономический кризис в стране резко обесценили стоимость активов, и подобные планы представляются либо утопией, либо, что, скорее всего, дешевой распродажей активов в “нужные руки”.
Но вопрос в данном случае заключаются уже не столько в деньгах, сколько в том, что государство в результате такой распродажи утратит остатки контроля над стратегически важными для национальной безопасности предприятиями и отраслями. В то же время, власть должна сделать все, чтобы напротив, вернуть такой контроль там, где он был утерян в процессе криминальной “прихватизации”.
Александр КАРПЕЦ
этот александр карпец - явный пособник террористов и сепаратистов. ведь даже младенцу известно что передача госпредприятий в эффективные чаатные руки заметно повышает их производительность и стабильность а значит государство получает больше налогов и выигрывают все. читайте экономикс вобщпм а не статьи пишите
Бред. Зачем на бюджет вешать обслуживание каналов связи оборонки и СБУ. Как физлица военнообязаны, так и юрлица должны быть военнообязаны. Как с этим справляются капстраны? В Госсобственности не должно быть ничего, а тока контроль за нацбезопастностью и налогообложением.
Что скажете, Аноним?
[11:11 05 ноября]
[07:00 05 ноября]
18:00 05 ноября
17:50 05 ноября
17:30 05 ноября
17:15 05 ноября
17:00 05 ноября
16:30 05 ноября
16:10 05 ноября
16:00 05 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.