Эксперты сомневаются, что “стахановские планы” постройки терминала будут реализованы и предлагают обратить внимание на собственную добычу.
Ко второму этапу тендера на разработку технико-экономического обоснования допущены пять компаний: Ramboll Oil and Gas (Дания), Foster Wheeler Iberia, Socoin, Sener (все — Испания), Technip Italy (Италия). Об этом сообщили представители Государственного агентства по инвестициям и управлению национальными проектами.
Напомним, что предварительный проект строительства предусматривает до 2014 г. поставку первых партий сжиженного газа в объеме 2 млрд. куб. м газа в год с последующим увеличением поставок до 10 млрд. куб. м в 2017 г. Эксперты не слишком оптимистичны относительно возможности реализовать задекларированные планы.
“Аналогичный проект реализуется в Польше. С учетом периода получения всех разрешений и самого периода строительства на него будет затрачено около шести лет. Вести речь о том, что мы сможем сделать то же в более сжатые сроки, — это нереально, — рассуждает Михаил Гончар, директор энергетических программ центра “Номос”. — Кроме того, поляки достигли соглашения с Катаром о том, что он загрузит первую очередь терминала. У нас же пока подобных договоренностей нет”.
Некоторые считают, что более перспективным направлением работы в части замещения поставок импортного газа могла бы стать добыча внутри страны. “Наверное, для Украины важнее сегодня наращивать добычу украинского газа, сосредоточиться на инвестициях в добычу, как на традиционных месторождениях, так и на морском шельфе, — считает Александр Сиренко, аналитик консалтинговой компании UPECO. — Это принесет свои результаты уже в обозримом будущем и даст основания говорить о возможности замещения значительных объемов импортного газа”.
В Госагентстве заявляют о намерениях практически безотлагательно приступить к поискам объемов газа, которым можно было бы загрузить терминал. “Через неделю мы начинаем переговоры с мировыми лидерами (производства) на рынке СПГ, а также уже сейчас переходим в стадию активных консультаций с нашими ключевыми партнерами в Каспийском регионе, Турцией и другими странами относительно поставок сжиженного газа на этот терминал, — говорит Владислав Каськив, председатель Государственного агентства по инвестициям и управлению национальными проектами. — У нас идет активно сотрудничество с Азербайджаном, мы уже на стадии доработки конкретных документов, которые будут регулировать наше взаимодействие”.
И хотя в агентстве не отметают всех вариантов, не исключено, что именно азербайджанский ресурс рассматривается в качестве приоритетного. “Привязка к Азербайджану логична, так как это ближайший источник, — считает Михаил Гончар. — Проект AGRI в Азербайджане находится на той же стадии и в Украине. Им украинская часть проекта необходима для того, чтобы сделать рентабельными поставки сжиженного газа в Черном море, так как потребностей Румынии и Венгрии для этого недостаточно”.
Напомним, что 2 июня представители Азербайджана, Грузии, Румынии и Венгрии выразили в Бухаресте на министерской встрече по проекту Azerbaijan-Georgia-Romania Interconnector полную поддержку проекта AGRI, который предусматривает поставки каспийского газа в сжиженном виде через черноморское побережье Грузии в Восточную Европу.
Владислав Каськив также подчеркнул, что при поиске партнера ключевым критерием является не только способность инвестировать частные средства в сооружение терминала, но и обеспечить этот терминал сжиженным газом. В обмен на это Украина может гарантировать долгосрочный контракт, который будет заключен на 10-15 лет. “Расчет на долгосрочные контракты может оказаться неоправданным, — считает Михаил Гончар. — Потому что появляются новые игроки рынка сжиженного газа. Например, Нигерия, Австралия, США через три-четыре года могут внести коррективы в расстановку сил на рынке сжиженного газа”.
В Госагентстве прогнозируют, что стоимость газа в рамках проекта может оказаться более выгодной для Украины, хотя это больше похоже на политические оценки действующих контрактов.
“Мы абсолютно убеждены, что стоимость газа после реализации этого проекта будет не только рыночной, но и более низкой (чем сейчас), — говорит Владислав Каськив. — Сегодня в Украине есть политическая цена на газ, какой бы она ни была, потому что есть монополия и монополия руководствуется причинами, которые в среднем имеют экономическую основу”.
Эксперты же отмечают, что политическая составляющая в проекте сооружения СПГ-терминала превалирует над экономической, которую достаточно сложно прогнозировать. “По сути, в данном проекте больше политической составляющей, чем экономической, — считает Александр Сиренко. — Так как экономическая обоснованность такого проекта появится только в том случае, когда цена газа, получаемого по трубопроводному транспорту, будет заоблачной”.
Тем не менее, как выяснилось после проведения первого этапа тендеров, ориентировочная стоимость постройки терминала и обустройства инфраструктуры может быть снижена. Ранее стоимость проекта оценивалась в $1,5 млрд.
Даниил НЕСТЕРОВ
Что скажете, Аноним?
[23:14 28 ноября]
[22:04 28 ноября]
[07:00 28 ноября]
20:10 28 ноября
20:00 28 ноября
19:50 28 ноября
19:40 28 ноября
16:40 28 ноября
16:00 28 ноября
15:30 28 ноября
15:00 28 ноября
14:40 28 ноября
14:20 28 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.