Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Страховщики переходят дорогу

[11:30 02 ноября 2009 года ] [ Экономические известия, 2 ноября 2009 ]

В некоторых СК платежи по автокредитованию начали расти.

Рынок автострахования в третьем квартале развивался разнонаправлено. Наметился рост страховых поступлений, но отношения между страховщиками ухудшились. Невыплата по договорам перестрахования и регрессным искам вынуждает страховщиков идти в суд, так как ни МТСБУ, ни Госфинуслуг не могут повлиять на ситуацию. Падение платежей по автострахованию, которое по итогам полугодия составило около 20%, замедлилось, а у некоторых компаний платежи пошли в рост.

За счет чего растем

“Для нас второй квартал 2009 года по сборам был лучше первого, а третий — лучше, чем второй. В частности, рост премий по КАСКО в третьем квартале по сравнению со вторым составил 10%, рост премий по ОСАГО — 7%”,— рассказала Анна Морозова, начальник управления розничных продаж СГ “ТАС”.

Но такие результаты характерны не для всех компаний. По словам Ольги Погорелой, начальника отдела андеррайтинга транспортных рисков СК “Инго Украина”, в третьем квартале снижение платежей составило 34%, выплат — 14%. Страховщики поясняют, что хотя и произошла стабилизация экономической ситуации, динамика продаж автомобилей не улучшилась, кредитные ресурсы отсутствуют.

Одним из наиболее верных способов привлечения платежей, как и до кризиса, остается банковский канал. Страховщики рассчитывают на участие в перераспределении договоров страхования существующих заемщиков.

“Мы идем ровно все три квартала, и неожиданных скачков в продажах КАСКО нет. Второй квартал, в котором собрано 40% страховых платежей, был для компании более живым, чем первый и третий. Именно в третьем квартале мы стали партнером “Астра Банка” в кредитных акциях. Таким образом, банковская оттепель — не просто разговоры. Есть реальные предложения по автокредитованию. И мы рассчитываем на страхование автомобилей в таких программах, так как на страхование без требования банка клиенты по-прежнему решаются не всегда”,— пояснила Ольга Шинкаренко, предправления СК “Нова”.

Миф о тарифе

Если в начале года, чтобы сохранить клиентов далеко не все страховщики повышали тарифы, то сейчас компании не только повысили тарифы, но и отказались от проведения всевозможных акций, снижающих тариф. “Рынок сейчас не позволяет серьезно увеличивать тарифы, но мы пытаемся стандартизировать продукты, по КАСКО убираем скидки, проводим селекцию портфеля. Уменьшается доля убыточного слоя, который связан с кредитованием, т.е. с категорией совершенно неопытных водителей. Страховые компании зависели от банков и были вынуждены идти на уступки. У нас широкая линейка продуктов по КАСКО, позволяющая по-разному считать тариф, что мешает проведению контроля за продажами. Мы намерены стандартизировать этот продукт, что даст небольшое повышение среднего тарифа. Сегодня, по нашим расчетам, идет недобор тарифа — около 20%, потому что рынок вынужден демпинговать, чтобы собрать хоть какие-то премии. Плюс большую роль играют скачки курсов валют, поэтому есть необходимость приводить свои тарифы к рыночным, т.е. тариф будет просто более жестким, уйдут всевозможные скидки”, — говорит Елена Болотова, председатель правления СК “Оранта”.

Настаивают страховщики и на необходимости дальнейшего повышения тарифа, этот процесс продолжится и в 2010 г. “За кризисный период тарифы повысились, и мы уже не видим сверхдемпинговых предложений на рынке. Но для того, чтобы спокойно работалось, необходимо поднять тарифы еще на 10%. Сейчас страховщики работают на рентабельности, близкой к нулю. Но рынок пока держит тарифы на таком уровне, ведь они отражают нормальную рыночную цену, а за 12% в Украине никто страховаться не будет”,— сетует Ольга Зайцева, председатель набсовета СК “Нова”.

Нарушители конвенции

Несмотря на заявления страховщиков, демпинг на рынке сохранился, и клиенты, как показывает практика “Страховых традиций”, по-прежнему ищут более дешевый продукт. Понимая, что не в силах тягаться с такими компаниями, страховщики снижают собственные расходы и комиссионное вознаграждение. Благо, база для снижения есть, ведь до кризиса компании не особенно экономили. “Однозначно, есть СК, которые находятся в очень тяжелом финансовом положении и на сегодняшний день ведут демпинговую политику. А есть СК, которые за счет перераспределения портфелей других компаний увеличивают свой портфель, проводят его сегментацию, делают перерасчеты его убыточности в целом и его составляющих и в связи с этим предлагают изменения в тарифах. Мы выделили отдельные сегменты клиентов, для которых в IV квартале предложили более низкие тарифы при определенных жестких условиях. В том числе мы поставили условием снижение комиссионного вознаграждения, уменьшая тем самым нагрузку на страховой тариф”, — рассказала Анна Морозова.

Но подобный метод работает в основном при прямых продажах. В случае продажи полисов через банки страховщики по-прежнему находятся под давлением банкиров как в необходимости вносить депозит, так и в размерах комиссионного вознаграждения. “Раньше автосалоны во многом диктовали и кредитные условия, и условия страхования клиентов, и уровень комиссионного вознаграждения. В период кризиса кредитование стало огромным дефицитом на рынке, теперь пальма первенства принадлежит банкам. Банки ведут себя очень агрессивно — это связано с размерами комиссионного вознаграждения, которое им платят страховщики по вновь заключаемым или пролонгируемым договорам, с жесткостью подходов к размещению депозитов. Раньше многие банки строили совсем другую политику и не рассматривали страхование как важный канал заработка. Сегодня банки очень жестко выставляют размеры комиссионного вознаграждения и внимательно следят за выполнением нормативов по размещению депозитов”, — рассказала Ольга Зайцева.

Но есть и компании, готовые привлекать банки к продаже различных страховых продуктов. “Наблюдается тенденция по привлечению сотрудников банка к процессу продажи страховых продуктов, связанных со страхованием заставного имущества, а также ОСАГО, добровольное экспресс-страхование имущества и ответственности. Конечно, речь идет об увеличении комиссионного вознаграждения для банков, а также о разработке и внедрении ІТ-системы. Мы уверены в позитивном результате таких действий”,— говорит Руслана Палайда, зампредправления СК “Универсальная”.
Настаивают страховщики и на необходимости повышения тарифа по ОСАГО, но судя по тому, что согласование нового тарифа постоянно переносится, страховщики вряд ли солидарны во мнении, насколько его нужно повышать.

Кризис доверия

На фоне падения доверия к страховому рынку со стороны клиентов страховщики и сами подливают масла в огонь. В последнее время практика затягивания выплат по перестрахованию или отказа от выплаты регрессных исков стала для компаний привычной. Страховщики считают, что приоритет при выплате принадлежит клиенту и банку, а отнюдь не коллеге страховщику. Последним громким скандалом стала ситуация с СК “Добробут та захист”, которая выиграла пять исков к компании “Украинская транспортная страховая компания”, вследствие чего счета последней были арестованы.

“В последнее время отношения с другими СК в области урегулирования регрессных убытков со страховыми компаниями стали очень сложными. СК, занимающие лидирующие позиции на страховом рынке Украины, на самом деле либо не выплачивают по регрессу в принципе, либо только после решения суда — создавая себе таким образом дешевый кредит — отсрочку по выполнению своих обязательств. Но это очень недальновидная политика. Сейчас мы начали процесс взыскания непосредственно с виновников убытков — в таком случае суд привлекает страховщика как соответчика. В результате компания-должник не только выплачивает возмещение, но и теряет клиента, который в конечном итоге приходит за страховкой к нам”, — рассказал Василий Дужак, директор департамента организации и развития сети продаж СК ““ПЗУ Украина”.

По его словам, ситуация усложняется еще и нескрываемой политикой невмешательства Госфинуслуг и МТСБУ в отношения страховщиков по части регрессов. В результате проигрывают все, так как клиенты и страховая компания тратят деньги и время на взыскание регрессных претензий, а страховщики-неплательщики и вовсе оказываются в проигрыше — возмещение приходится выплачивать в любом случае, а положительный имидж и клиенты уже утеряны. Страховщики, не желающие платить, идут на различные ухищрения, заявляя о потере документов или задерживая их рассмотрения. В последние время, чтобы ускорить процесс взыскания, страховики обращаются к коллекторским компаниям.

Что дальше

Выходом из ситуации компании считают урегулирование практики взаимозачетов между компаниями. “Одним из выходов из данной ситуации является четкое урегулирование взаимозачетов между страховыми компаниями.

Аналогом системы урегулирования может служить методология, применяемая по продукту “Зеленая карта”. Возможно также рассмотрение вопроса о предоставлении МТСБУ более широких полномочий в этой сфере, начиная от разъяснительных полномочий и заканчивая предоставлением функции арбитра”, — считает госпожа Палайда.

Регина ДАЦЮК
 

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.