Прикрываясь войной, отечественные олигархи продолжают шарить по карманам своего народа, разыскивая, что бы еще там украсть. Чего только стоит процедура сквиз-аут (англ. squeeze-out — отжать), введенная после принятия Верховной Радой Закона №1983-VIII “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения уровня корпоративного управления в акционерных обществах” от 23 марта 2017 г., который вступил в силу с июня 2017-го.
Эта процедура позволяет мажоритарным акционерам, владеющим доминирующим пакетом акций свыше 95%, отобрать у миноритариев их долю насильно и фактически за бесценок.
Достаточно только дать Национальному депозитарию распоряжение путем размещения так называемого публичного безотзывного требования перевести все акции на свой счет, а миноритариям — перевести денежные средства на специальный счет escrow в банке.
Праздник для больших
Сейчас сквиз-аут начат минимум в 45 акционерных обществах, и в большинстве из них цена близка к номиналу или даже ниже в несколько раз, как в случае с известным заводом-гигантом, самым крупным предприятием Приазовья и Донецкой области Мариупольским металлургическим комбинатом им. Ильича, акции которого оценили для офшорной компании BARLENСO LTD (через которую “Метинвест” осуществляет принудительный выкуп акций) в 8 коп. за штуку, втрое дешевле номинала 0,25 грн, по которому они были выпущены еще в 90-х годах прошлого века!
Компания “Метинвест” принадлежит структурам Рината Ахметова (группе СКМ, владеющей 71,24% акций) и Вадима Новинского (”Смарт-холдинг” — 23,76%), остальные 5% акций находятся у наследников Владимира Бойко, которые он получил еще при жизни, в 2010 г., позволив “Метинвесту” прибрать к рукам завод им. Ильича путем дополнительной эмиссии акций своего предприятия.
С самого начала было выпущено 3 351 712 480 акций, а потом с 1 июля 2010 г. их стало в четыре раза больше — 12 371 260 750 шт.!
Эти дополнительные свыше 9 млрд акций скупил METINVEST B.V., сразу увеличив свою долю с 2,192 до 74,6455%. Соответственно, процентное соотношение других акционеров и стоимость их акций упали в несколько раз. Путем таких сделок “Метинвест” завладел 99,32% акций ММКИ.
Миноритариям теперь принадлежит только 0,68% акций, но их аж 45 000 человек!
В основном это нынешние работники завода, бывшие работники и их наследники. Когда-то они обменяли ваучеры на акции в рамках приватизации после распада СССР и, казалось бы, осуществили удачную инвестицию, но их просто выбросили из перечня владельцев и заплатили в 100—150 раз меньше в долларовом эквиваленте от цен на акции MMKИ, по которым осуществлялись официальные соглашения купли-продажи на бирже ПФТС в марте-апреле 2010 г., то есть до дополнительной эмиссии (по 3,80—4,39 грн за штуку).
Сейчас весь комбинат оценен в 38 млн долл. США, а это около 1% от стоимости строительства нового такого же комбината с нуля. Аналитики фондового рынка выявляют серьезные расхождения в десятки раз между оценкой этого предприятия и официальным отчетом “Метинвеста” о доходах от металлургии за 2017 г.
Следовательно, на одном простом примере видно невероятное количество злоупотреблений даже с ценой выкупа, что сейчас наблюдается в большинстве случаев squeeze-out, не говоря уже об антиконституционности самого закона.
А сколько их еще будет с учетом того, что в Украине свыше 4,5 млн миноритарных акционеров!
Жалуются на непонятную цену и акционеры Северного ГОКа, где чистая прибыль за 2017 г. составила 7,79 млрд грн (3,36 грн/акция), а сквиз-аут проходит по цене 4,45грн/акция, Центрального ГОКа, получившего чистую прибыль за 2017-й — 2,28 грн/акция, сквиз-аут по
3,89 грн/акция, а также Ингулецкого ГОКа — чистая прибыль 2,07 грн/акция, сквиз-аут 2,56 грн/акция!
То есть акции стоят почти столько же, сколько компании получили прибыли только за полтора года!
По некоторым предприятиям уже начались судебные процессы. Шесть физлиц-миноритариев, работников “ДТЭК Днепрэнерго”, подали коллективный иск в Хозяйственный суд г. Киева. Акционеры потребовали признать недействительными соглашения обязательной продажи акций по выставленной им оферте. “ДТЭК Пауэр Трейд” Рината Ахметова 13 февраля завершила принудительный выкуп у миноритариев акций “ДТЭК Днепрэнерго” и “ДТЭК Западэнерго” за 488,1 и 130,46 грн.
По такой же цене летом 2017 г. были приватизированы по 25% государственных акций этих компаний. При проведении сквиз-аута ДТЭК ориентировалась на норму Закона “Об акционерных обществах”, что цена выкупа определяется на уровне самой высокой цены, по которой покупались акции заявителем последние 12 месяцев. Но Нацкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР) получила жалобы от миноритариев, которые уверены, что цену акции “ДТЭК Днепрэнерго” надо было считать по среднему курсу “Украинской биржи” — 773,7 грн.
По итогам рассмотрения жалоб комиссия вынесла предупреждение “ДТЭК Днепрэнерго”, которое компания обжаловала.
Судебные заседания по иску физлиц все еще продолжаются, процесс затягивается, от них требовали сначала перевести документы на греческий и нидерландский языки для офшорных компаний ДТЭК, а потом судья разрешила пока только на английский язык, что тоже стоит недешево — свыше 16000 грн в бюро переводов. Но ведь это обычные работники, откуда им взять такие деньги?
Не лучше ситуация и в банковском секторе. Иностранцы тоже не против воспользоваться пробелами в нашем законодательстве. Тем более что разрешается принудительный отбор акций в пользу даже не одного владельца доминирующего пакета, а нескольких самых крупных, объединившихся с целью вытеснить тех, у кого до 5%. Это абсурд и нонсенс!
Без акций уже остались миноритарии Укрсиббанка, Кредобанка и “Креди Агриколь Банка”. В феврале 2018 г. сквиз-аут провел Укрсиббанк, где у мажоритария — французского BNP Paribas — было только 59,9996% акций. Запустить сквиз-аут помогло согласие второго крупнейшего акционера — ЕБРР (40%).
При этом ЕБРР владеет также 30% акций “Райффайзен Банка Аваль”, в то время как у мажоритария — австрийского Raiffeisen Bank International — 68,28%. В ЕБРР не исключают возможности поддержать сквиз-аут акций “Райффайзен Банка Аваль”, но решение еще не принято.
Антиконституционная норма
Даже студенту-юристу очевидно, что у новопринятого законодательства отношения с Конституцией непростые.
В соответствии с ч. 5 ст. 41 Конституции Украины принудительное отчуждение объектов права частной собственности может быть применено только в порядке исключения по мотивам общественной необходимости, на основании и в порядке, установленных законом, и при условии предварительного и полного возмещения их стоимости.
Норма статьи 65-2 Закона Украины “Об акционерных обществах” не отвечает обоим требованиям: она позволяет изъятие имущества в частных интересах и изъятие имущества без предварительного возмещения.
То есть процедура сквиз-аута введена в частных интересах владельца доминирующего контрольного пакета акций, который получает: снижение административных затрат, защиту от влияния акционеров в процедурах согласования значительных правовых действий, а также от возможных исков и жалоб, возможность самостоятельно решать проблемы по финансированию общества.
То есть это все абсолютно частные интересы, а не государственные, как предусмотрено Основным Законом. В пределах исключительных частноправовых отношений не может быть общественных интересов.
Наоборот, нарушение имущественных прав лиц, которые якобы гарантируются Конституцией Украины, наносит ущерб авторитету государства, а следовательно, и общественным интересам.
Что делать?
Сейчас ряд общественных организаций предложили свое видение, как избежать конфликтов при выкупе акций у миноритариев.
Профессиональная ассоциация участников рынков капитала и деривативов (ПАРД), Ассоциация “Украинские фондовые торговцы” (АУФТ) и Украинская ассоциация инвестиционного бизнеса (УАИБ) направили в НКЦБФР в частности такие предложения об усовершенствовании процедуры squeeze-out.
Во-первых, общественность предлагает корректно реализовывать директивы ЕС. Дело в том, что в странах Евросоюза процедура публичного предложения применяется как механизм выхода публичной компании с публичного рынка. У нас же почему-то процедуру законодательно легализированного “отжима” распространили и на частные акционерные общества, тем самым предоставив замечательный инструмент для рейдерства.
Во-вторых, профессиональное сообщество считает, что следует в законодательстве предусмотреть для миноритарного акционера или какого-либо инвестора, в том числе государства, право встречного конкурирующего предложения (обратного требования) относительно выкупа пакета акций общества по цене и объему не меньше, чем то, что предлагает мажоритарный акционер.
Иначе говоря, если Ахметов заявляет, что цена акций ММКИ 8 коп., то пусть по этой цене продает их всем желающим в случае, если такие появятся. Назвал цену — неси за нее ответственность вплоть до продажи всего своего пакета по такой стоимости. В случае существования такого принципа Ахметову придется трижды подумать, надо ли рисковать и ломить низкую цену за акции своего предприятия при выкупе их у миноритариев.
Кстати, эта норма — тоже часть европейского права. Почему-то законодатели, скопировавшие европейский опыт, о ней забыли. Но не забыли написать в пояснительной записке к проекту, что он направлен на имплементацию Директивы 2004/25/ЕС Европейского парламента и Совета Европы относительно предложений о поглощении, в рамках выполнения Соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом.
Вот в какой красивой упаковке приходят к нам сомнительные законодательные новшества. Надеюсь на способность парламента исправлять свои ошибки.