Такие результаты получили социологи, которые провели масштабное исследование с участием почти семи тысяч человек из 33 стран.
Общества по-разному реагируют на нестандартные действия своих членов, и в разных странах господствуют различные нормы поведения: где-то население более религиозно, где-то оно более обязательно. Возможный ответ на вопрос, почему это так, лежит в угрозах, которые в ходе исторического развития вставали перед различными обществами.
Большая группа ученых из более чем тридцати стран мира провела широкомасштабное исследование в популярной сегодня области социальной антропологии и кросс-культурных исследований. За основу была взята теория современного американского антрополога Перти Джей Пелто о “строгих” (tight) и “свободных” (loose) культурах, созданная им в 1960-х годах на основе изучения традиционных обществ. Согласно этой теории, “строгая” культура предполагает, соответственно, жесткие нормы поведения и низкую переносимость девиантных (отклоняющихся от норм) поступков, тогда как “свободная”, наоборот, характеризуется наличием мягких норм и высоким уровнем приятия отклонений.
Главной задачей настоящего исследования стала попытка выяснить, как это различие проявляется в современных обществах, а также рассмотреть причины, почему одни нации являются “строгими”, а другие “свободными”.
С этой целью учеными были опрошено около семи тысяч человек из 33 стран.
Их просили оценить приемлемость 12 типов поведения (таких как принятие пищи или плач) в 15 различных ситуациях (например, нахождение в банке, на вечеринке или на работе). Также коллектив авторов изучил большой объем данных по истории тех обществ, в которых проводилось исследование: динамику изменения плотности населения, историю конфликтов, природных угроз, особенности развития социальных институтов и многое другое. Результаты работы опубликованы в журнале Science.
Удалось выяснить, что уровень “строгости” той или иной культуры зависит от многочисленных угроз, носящих как экологический характер (наводнения, тропические циклоны, засухи, недостаток ресурсов), так и созданных самим человеком — опасности со стороны соседей, конфликты с ними.
Чем выше данные угрозы, тем более жесткие нормы поведения присущи обществу и тем меньшая у него толерантность к девиантным поступкам индивидуума.
Действительно, нации, чтобы противостоять опасностям, исходящим от окружающей среды, а также от ее соседей, приходится мобилизовать все свои силы и проводить более жесткую социальную координацию. Именно этим объясняются строгие нормы и суровые наказания за их нарушения. Общества, развивающиеся в более “комфортных” условиях, просто не нуждаются в настолько жестких ограничениях. Они предоставляют своим членам больше свободы в выборе действий, такие культуры более открыты, поскольку реже нуждаются в социальной мобилизации.
Отсюда проистекает необходимость “строгих” культур в более твердых социальных структурах. Поэтому не удивительна их склонность к авторитарному правлению и меньшая восприимчивость к инакомыслию.
СМИ здесь находятся под большим контролем, а в судебной системе господствуют более суровые наказания (к примеру, смертная казнь). В то же самое время “строгие” общества религиознее “свободных” и находятся во власти традиционных морали и ценностей, которые помогают поддерживать общественный порядок и социальную координацию.
Понятно, что влияние этих характеристик сказывается и в повседневной жизни человека. Чем выше уровень “строгости” культуры, тем больше ситуационных ограничений накладывается на индивидуума, в его поведении в школе, библиотеке или парке. Поэтому член “строгого” общества будет более осмотрительным, обязательным, а также подвержен самоконтролю и самоограничению.
Удивительными оказались конкретные результаты исследования.
Выяснилось, что самыми “свободными” из 33 изученных культур оказались восточноевропейские. На первом месте здесь оказалось украинское общество, а за ним с небольшим отрывом следуют эстонское и венгерское. В России исследование не проводилось.
Наиболее “строгими”, согласно ученым, являются азиатские культуры. Лидирует по этому показателю Пакистан, Малайзия, Индия, Сингапур и Южная Корея.
То, что, к примеру, Сингапур, являющийся в некоторой степени перекрестком различных культур, получил такую высокую оценку “строгости”, лишний раз подтверждает, что кросс-культурные исследования, хотя и дают нам в некоторой мере возможность понять общие типологические черты различных обществ, грешат механистическим и упрощенным подходом. Ведь, по сути, они сводят на нет или учитывают в минимальной степени так называемую проблему Гэлтона — фактор межкультурного взаимодействия между определенными обществами.
Илья САЙГОНОВ
Что скажете, Аноним?
[13:40 26 ноября]
[11:40 26 ноября]
14:10 26 ноября
13:00 26 ноября
12:30 26 ноября
12:20 26 ноября
12:00 26 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.